Найти в Дзене
ТыжИсторик

Профессор Тарновский порожняк не гонит

Оглавление

Автор: Роман Коротенко

Начнём с конца: в последний день 1917 года в австро-венгерском городе Краков скончался граф Станислав Тарновский.

И да, действительно, краковский гарнизон австро-венгерской армии был расформирован только 31 октября 1918 года, через две недели после формального распада Австро-Венгерской империи в результате так называемой «Хризантемной революции», так что поляк граф Тарновский закончил свой земной путь не в польском, а всё ещё в австро-венгерском Кракове.

Кстати говоря, официальным названием Австро-Венгерской империи начиная с 1868 года было следующее: «Королевства и земли, представленные в Рейхсрате, а также земли венгерской короны Святого Стефана».

Не правда ли, звучит витиевато для названия государства?

Но это ещё ничего по сравнению с официальным названием Кракова, узаконенном в действующем на данный момент уставе города: «Столичный королевский город Краков».

На всякий случай напомним, что Польша является республикой, а её столицей считается Варшава.

Но разумеется, текущее название Кракова не имеет никакого отношения к шизофрении, а продиктовано исключительно приверженностью к историческим традициям.

Станислав Тарновский, 1890 г.
Станислав Тарновский, 1890 г.

Так вот, в последний день 1917 года в столичном королевском городе Краков, представленном в Рейхсрате, почил в бозе Станислав Костка Тарновский — польский историк литературы, литературный критик и политический публицист, член Львовского исторического общества, профессор и ректор Ягеллонского университета.

Насыщенная жизнь профессора

Станислав Тарновский прожил 80 лет, и почти что половину своей жизни он руководил кафедрой истории польской литературы в краковском Ягеллонском университете.

Однако профессор Тарновский не только учил студентов, но и проявлял активную активность (простите за тавтологию) на прочих театрах жизненной деятельности: основывал и возглавлял средства массовой информации (журналы «Пшеглад Польски» и «Час»), возглавлял общественные организации (Академия обучения в Кракове, Львовское историческое общество), являлся депутатом Галицкого национального Сейма и даже Палаты лордов в Вене.

Кроме того, имел Тарновский опыт и более рискованной деятельности: например, во время так называемого Январского восстания 1863 года (то есть, инспирированного и оплаченного британцами мятежа в российской Польше) он принял активное участие в организации повстанческого отряда в Кракове (то есть, нанимал местных боевиков), за что даже был арестован австрийскими властями и некоторое время провёл в заключении.

Интеллектуальное наследие профессора

Будучи профессором, доцентом кафедры и иногда даже ректором Ягеллонского университета, Станислав Тарновский вёл достаточно солидную литературную работу.

Грешил профессор и чисто художественными произведениями (как это ни странно, комедиями и пародиями), однако основную часть его интеллектуального наследия составляют научные исследования по истории польской литературы.

Кроме того, имеются в активе Тарновского и несколько чисто исторических сочинений.

И вот как раз к этим чисто историческим сочинениям относится очень необычная книга профессора Тарновского.

Необычная книга профессора

Если кто-либо слышал или даже читал роман «1984» Джорджа Оруэлла, то наверное он вспомнит, что главный персонаж этого романа занимался очень нужным делом: вносил исправления в архивные документы, чтобы те соответствовали текущей повестке.

К примеру, если вдруг кто-либо из руководства государством окажется арестован и казнён — то значит, все документы с упоминанием этого опального руководителя необходимо заменить на документы без его упоминания.

Таким образом проводилась элементарная модерация общественной, то есть коллективной памяти.

И если вы полагаете, что данная модерация является авторским вымыслом Оруэлла, то вы ошибаетесь.

Возьмём того же профессора Тарновского: ведь был он довольно-таки известным польским интеллектуалом, оставившем какой-никакой след в новейшей истории Польши.

Поэтому статья о Станиславе Тарновском, разумеется, имеется в польскоязычной Википедии.

А как же иначе?

Кроме того, статьи о Станиславе Тарновском имеются в Википедии ещё на 13 языках, и в большинстве из них приводится библиография профессора — список литературных произведений его авторства.

И вот что сука характерно: ни в польской, ни в английской, ни в русской, ни в ещё девяти Википедий совершенно не упоминается одна из книг, опубликованных Тарновским.

Здесь должна быть ещё одна книга!
Здесь должна быть ещё одна книга!

Единственная Википедия, где эта книга упоминается — венгерская.

Правда, и в этой Википедии у книги неправильное название: «O Rusinach i Rusi».

«O RUSI i RUSINACH»
«O RUSI i RUSINACH»

Потому что на самом деле книга профессора Тарновского называется так: «O RUSI i RUSINACH».

О Руси и русинах

Книга эта, как следует из названия, является взглядом профессора Тарновского на историю взаимоотношений поляков и русинов.

В настоящее время русинами называется «группа восточнославянского населения, компактно проживающая на западе Украины, востоке Словакии, в юго-восточной Польше, на северо-востоке Венгрии, северо-западе Румынии, а также в сербской Воеводине и хорватской Славонии».

Однако в конце XIX века, согласно профессору Тарновскому, русины являлись нацией, проживающей на территории от Карпатских гор на западе — до Днепра на востоке; от побережья Чёрного моря на юге — до реки Даугава на севере.

Территория населённая русинами по версии Тарновского
Территория населённая русинами по версии Тарновского

Если посмотреть на современной карте, то местопроживанием русинов являлись вся правобережная Украина, вся Беларусь и часть Прибалтики.

Говорят русины, по Тарновскому, на языке, который отличается от польского и русского, но одинаково понятен как полякам, так и россиянам.

Также профессор сообщает, что русины имели собственное независимое государство, основателем которого в X веке был киевский князь Владимир Великий, и которое в конце XIV века было подчинено поляками при королеве Ядвиге.

Первое время (примерно 200 лет) поляки с покорёнными ими русинами жили, что называется, душа в душу.

Однако позже начались проблемы, причиной которых были, по мнению Тарновского, запорожцы и евреи.

Запорожцами профессор именует по сути ЧВКашников, которые обосновались в крепостях на днепровских островах.

Причём национальный состав этих запорожцев на самом деле был весьма разношёрстый: кроме собственно русинов, имелись там и поляки, и венгры, и даже татары.

Так вот, эти запорожские ЧВКашники регулярно совершали набеги на Крым, после чего прятались в своих крепостях — а отдуваться за них приходилось обычным мирным русинам, которые становились жертвами ответных набегов крымчаков.

Что касается евреев, то суть их проблемы заключалась в следующем: живущие в Польше помещики, владеющие усадьбами на землях русинов, для присмотра за этими усадьбами присылали из Польши своих управляющих.

Что характерно, этими управляющими обычно были польские евреи (а надо отметить, что на тот момент во всей Западной Европе существовало только две страны, в которых евреи чувствовали себя, как говорится, в своей тарелке: Нидерланды и Польша).

И так получилось, что эти управляющие несколько чрезмерно сильно управляли польскими поместьями в Руси, из-за чего русины со временем начали ненавидеть как собственно евреев, так и присылавших их поляков.

Причём профессор Тарновский в своей книге указывает также сверхпричину русинских тягот: излишнюю либеральность властей Польши.

Дескать, если бы Варшава вела себя более жестко, то и запорожцы были бы взяты под контроль, и евреи стали бы менее жадными.

А так получилось следующее: однажды польский дворянин Богдан Хмельницкий из личной мести воспользовался недовольством русинов, и побудил их на антипольский и антиеврейский мятеж.

Поляки, конечно, этих мятежников регулярно побеждали, однако опять-таки из-за своей излишней либеральности каждый раз не уничтожали их полностью.

Хмельницкий же, несмотря на свои поражения от поляков, всё-таки уже успел почувствовать вкус власти, и решил создать своё собственное русинское королевство.

Для этого он обратился за помощью к турецкому султану, чтобы тот сделал Хмельницкого своим вассалом взамен на защиту от Польши.

Султан, что характерно, с такой постановкой вопроса не согласился.

Тогда Хмельницкий от безысходности так и покатился под ноги царя московского (upoił się swoją pychą, i jak pijany zatoczył się pod nogi cara moskiewskiego), и в обмен на титул гетмана (казачьего короля) сдал тому всю левобережную Украину.

Так русины оказались под властью Москвы.

И вот тогда-то они узнали, как, оказывается, на самом деле хорошо им жилось при поляках.

Под поляками лучше

Дело в том, что крещёные ещё князем Владимиром русины были схизматиками (schyzmatykami), и принадлежали к ложной греческой вере (fałszywej, greckiej wierze).

Поляки же были, как известно, католиками — однако из-за своей излишней либеральности насильно перекрещивать русинов всё-таки не стали.

При этом сами же русины предложили полякам компромисс: дескать, обряд в русинских церквях будет ладно уж католический, но саму службу священники будут вести не на латинском, а на русинском языке.

Этот компромисс поляков устраивал, был назван Унией, и эта Уния так понравилась русинам, что спустя некоторое время православных русинских церквей на территории Польши практически не осталось.

Однако с приходом на русинские земли московитов новая власть начала внедрять схизму обратно.

Русины же успели уже настолько полюбить униатство, что обратно в схизму возвращаться категорически не хотели.

Сначала они обращались к московитам с просьбой оставить в русинских церквях католический обряд, после начали изгонять из своих церквей пришлых московских попов.

Тогда Россия для обращения русинов в схизму применила войска: солдаты сжигали униатов живьём и топили их в зимних прорубях, а русинских жён и дочерей запирали в амбарах и насиловали до тех пор, пока их мужья и отцы не соглашались отказаться от католической веры.

В общем, по мнению профессора Тарновского, при России у русинов начались жуть да беда.

Причём к русинским проблемам вероисповедания присоединились ещё и их проблемы с крепостничеством.

Правда, русины и при поляках были крепостными, однако поляки обращались со своими русинскими крепостными более-менее нормально — не то, что пришлые московиты.

Расправа посполитых над русинами: придёт час расплаты
Расправа посполитых над русинами: придёт час расплаты

Во всяком случае профессор Тарновский всю эту историю видел именно так.

Австрийские русины

Как известно, в конце XVIII века Польша оказалась разделена между тремя империями: Австрией, Пруссией и Россией.

И в ходе этого раздела часть русинов оказались под австрийцами.

Австрийцы же были ещё более либеральными, чем поляки, и вопросы вероисповедания в своей империи вообще никак не регулировали.

Этим-то и воспользовались коварные русины — они тут же без каких-либо оснований упразднили католический обряд в своих церквях, тем самым вернувшись в фальшивую греческую веру.

Более того, униатских священников, которые бежали от московитского террора в Австрию, эти русины также отказывались принимать в своих церквях.

А ещё они без какой-либо причины вдруг перестали использовать латинский алфавит, и свои русинские книги начали печатать на кириллице.

В общем, сплошное коварство и неблагодарность!

Модерация коллективной памяти

Так вот, возвращаясь к вопросу интеллектуального наследия профессора Тарновского — как вы думаете, почему его книга «О Руси и русинах» не упоминается в большинстве Википедий, не говоря уже о родной польскоязычной?

По мнению автора статьи, всё объясняется просто: профессор Тарновский в своей книге, вышедшей в 1891 году, совершенно не упоминает украинцев.

Польская этнографическая карта 1927 года также не упоминает никаких украинцев
Польская этнографическая карта 1927 года также не упоминает никаких украинцев

Кстати говоря, саму Украину профессор всё-таки упоминает, но исключительно в качестве географического объекта:

Na tej wielkiej przestrzeni lezy Rus Czerwona, dziś nazywana Galicya Wschodnią, a pod rządem rosyjskim część Królestwa Polskiego (Chelm i Podlasie), Wołyń, Podole, Ukraina, Polesie i Bialorus czyli wschodnia część Litwy. Litwa właściwa takze w większej połowie zamieszkała jest przez Rusinów.

Перевод:

На этом большом пространстве находится Красная Русь, которая сегодня называется Восточной Галицией, а под русским правительством — часть Царства Польского (Хелм и Подлясье), Волынь, Подолье, Украина, Полесье и Беларусь, то есть восточная часть Литвы. Литва, собственно, тоже в большей половине населена русинами.

Напомним кстати, что ещё со времён Боплана под Украиной подразумевалась пустошь (Loca Deserta), расположенная между днепровскими порогами (то есть, районом современного города Запорожье) и побережьем Чёрного моря.

Очевидно, что и профессором Тарновским под названной им Украиной подразумевается то же самое, причём населено это место было именно русинами.

А ведь спустя всего-лишь каких-то 26 лет на обломках Российской империи вдруг возникнет Украинская держава — государство неведомо откуда появившейся нации, к тому же говорящей на искусственном языке.

И вот как можно было бы объяснить это возникновение читателям Тарновского?

Да никак.

Поэтому книгу «О Руси и русинах» лучше всего просто удалить — если не из библиотек, то хотя бы из Википедии.

А что там насчёт «1984»?

Ну что вы — это же совершенно другое!

__________________

Материал предоставлен каналом «Миростолкновение» — подписывайтесь, чтобы познавать интересное.

Например, как Россия победила в Крымской войне (1853-1856).

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас есть печеньки, котики, рыцари, мракобесы-викторианцы и еще много всего интересного : https://t.me/tizhistorik