Найти тему

Марлен Дитрих: Легенда, изменившая историю кино и моды

Марлен Дитрих в фильме «Белокурая Венера»
Марлен Дитрих в фильме «Белокурая Венера»

Марлен Дитрих — одна из самых знаковых фигур в истории мирового кино и музыки. Ее жизнь, как на экране, так и за его поведением, превратилась в легенду. Дитрих стала символом стиля, независимости и перемен в ХХ веке. Актриса, певица и икона моды, она навсегда изменила представление о женственности и свободе в искусстве.

Ранние годы и начало карьеры

Мария Магдалена Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в Шёнеберге, пригороде Берлина. Она росла в семье с русскими простыми: отец Марлен, Луис Дитрих, был офицером, мать Вильгельмина Фельц, из состоятельной семьи. В раннем детстве Марлен пережила утрату отца, который оставил в ней глубокий след.

В первые годы Дитрих увлеклась искусством, особенно музыкой. Она училась игре на скрипке, мечтая о карьере музыканта, однако травма рук заставила ее отказаться от этого. Стремление к творческой реализации привело ее в театральную школу Макса Рейнхардта в Берлине. Там она начала свою основательную карьеру актрисы, а в 1920-х годах получила первые роли в немецком кино.

Кадр из фильма «Страх сцены»
Кадр из фильма «Страх сцены»

Прорыв в Голливуде

Судьбоносной встречей для Дитрих стало знакомство с режиссером Йозефом фон Штернбергом, который увидел в ней потенциал. В 1930 году они вместе сняли фильм «Голубой ангел», который принес Дитрих мировую известность. В ролике Лолы Лолы — певица кабаре, соблазнившая профессора, продемонстрировала свою необычную харизму и раскованность. Образцы-женщины-вамп, свободные от условностей, покоренные сердцам зрителей.

Успех «Голубого ангела» открыл перед Марлен дверью Голливуда. Она заключила контракт с Paramount Pictures и развивалась в США, где ее карьера стремительно росла. В стране с фоном Штернбергом она начала сниматься в ряде фильмов, таких как «Марокко» (1930), «Шанхайский экспресс» (1932) и «Дьявол — это женщина» (1935). Каждый из этих фильмов закреплен как образец гламурности и загадочной женственности.

Внешний вид Дитрих стал визитной карточкой. Она носила мужские костюмы, шляпы, смело играя с гендерными стереотипами того времени. Ее андрогинный стиль шокировал, но одновременно привлекал. Марлен стала иконой стиля, вдохновляя женщин на эксперименты с внешностью и самовыражением.

Марлен Дитрих в «Марокко» (1930)
Марлен Дитрих в «Марокко» (1930)

Роли и стиль

Дитрих славился не только своей внешностью, но и актерским талантом. Она умела создавать сложные эмоции посредством минималистической игры, используя взгляд, жесты и голос для создания природных, многогранных образов. Ее героини были одновременно влиятельными и уязвимыми, свободными и пленёнными страстями.

Фильм «Марокко», в котором Дитрих сыграла певицу кабаре, принесшую ей номинацию на премию «Оскар». В одной из сцен она поэтесса в мужском костюме и целует женщину, что для 1930-х годов было революционным и смелым ходом. Этот момент стал символом ее борьбы против общепринятых норм и условностей.

В фильмах на фоне Штернберга Марлен играла загадочных женщин, однако с началом сотрудничества с другими режиссерами ее образ на экране менялся. В «Желании» (1936) она предстала в комедийной роли, демонстрируя свою способность к разноплановым роликам. В фильме «Страх сцены» (1950) Альфреда Хичкока вновь продемонстрировала свою универсальность как актриса, перешедшая от драмы к триллеру.

Марлен Дитрих в фильме «Желание»
Марлен Дитрих в фильме «Желание»

Патриотизм и война

Вторая мировая война стала важным этапом в жизни Дитрих. Она отказалась от сотрудничества с нацистским режимом, несмотря на предложение региона вернуться в Германию и работать в Третьем Рейхе. Ее антипатия к нацизму была настолько сильна, что она приняла американское гражданство в 1939 году и активно участвовала в пропагандистской деятельности против нацистской Германии.

Во время войны Марлен выступал перед солдатами на фронте, часто под пулями и в строгих условиях. Она пела для американских и союзнических войск, участвуя в военных турах USO (Объединенные сервисные организации). Для многих солдат ее песни стали символом поддержки и патриотизма. В знак признания ее вклада в победу Марлен Дитрих была удостоена нескольких наград, включая Медаль Свободы — высшую награду США за гражданские преступления.

Марлен Дитрих выходит из самолета
Марлен Дитрих выходит из самолета

Поствоенная карьера и концертная деятельность

После окончания войны Марлен не вышла на экран, и ее карьера в кино постепенно угасала. Однако она нашла новую сферу для самореализации — концертную деятельность. В 1950-х и 1960-х годах она выступала во всем мире, исполняя свои знаменитые песни, в том числе «Lili Marleen», которая стала ее визитной карточкой.

Ее концерты отличались минимализмом: обычно она выступала в ярких нарядах, сдержанно, но эффектно, передавая голосом и интонациями глубокие эмоции. Дитрих считала, что ее задача как исполнителя — сохранять контакты с публикой через искусство, не прибегая к повторению театральности.

Одним из самых известных концертов стал ее тур по Израилю в 1960 году. Это было важное событие не только для ее карьеры, но и для ее борьбы с воспоминаниями о Германии. Хотя многие из ее соотечественников отвернулись от нее за отказ от работы с нацистами, ее выезд в Израиль был теплой встречей, что стало символом примирения и прощения.

Марлен Дитрих в Москве, 1964
Марлен Дитрих в Москве, 1964

Личная жизнь

Личная жизнь Марлена Дитриха всегда была окружена мифами и слухами. Она была замужем за Рудольфом Зибером, но их брак был скорее формальным. У Дитриха было множество романов с известными личностями того времени, как с мужчинами, так и с женщинами. Ее бисексуальность была раскрытым секретом, что для того времени было довольно смелым шагом.

Одним из самых известных ее романов был роман с писателем Эрнестом Хемингуэем. Их дружба и любовь длились впечатляюще, несмотря на расстояния и разные этапы жизни. Хемингуэй называл ее «красивой волшебницей», признавая ее способность вдохновлять и привносить страсть в его жизнь и творчество.

Марлен с мужем и ребенком
Марлен с мужем и ребенком

Старость и уход

С возрастом Марлен стала все больше отдаляться от публичной жизни. В 1970-е годы она сократила концертные выступления и почти не появлялась в публике. В 1984 году она дала своё интервью для документального фильма «Марлен», в котором Марлен показывалась на экране, но ее голос повлиял на ее жизнь и взгляды.

Последние годы жизни она провела в своей квартире в Париже, практически не выходя из дома. Марлен Дитрих умерла 6 мая 1992 года в возрасте 90 лет. Ее похороны прошли в Берлине, где она была похоронена рядом с матерью, в городе, который она произнесла на вершине своей славы.

Наследие

Марлен Дитрих — это больше, чем просто актриса и певица. Она была символом независимости, смелости и борьбы за свои идеалы. Ее вклад в кино, музыку и моду до сих пор остается значимым, ее образ продолжает вдохновлять художников, дизайнеров и творческих людей во всем мире.

Она была пионером в деле разрушения гендерных стереотипов и границ в искусстве. Ее андрогинный стиль стал символом свободы выражения, ее отваги и взаимопонимания — созданных для многих явлений.

Марлен Дитрих остается в памяти как женщина, которая не боялась быть собой, против проповеди и выбора пути свободы — как на экране, так и в жизни.