Третья часть франшизы о клоуне-убийце Арте, действие которой разворачивается в преддверии рождественских праздников, продолжает историю ожесточённого противостояния. Арт (Дэвид Ховард Торнтон) вернулся с ещё более жуткими планами — на этот раз его цель — отомстить Сиенне (Лорен ЛаВера) и Джонатану (Эллиотт Фалэм). Проходя через город, клоун не щадит никого, кого встречает на своём пути, устраивая кровавую резню.
Франшиза о клоуне Арте, созданная режиссёром Дэмиеном Леоне, начиналась как андеграундный проект. Изначально Арт появился в короткометражке «Девятый круг», а затем превратился в полноценный образ в фильме «Канун Дня всех святых». В первых фильмах клоуна играл Майк Джаннелли, но после он оставил актёрскую карьеру, и место Арта занял Дэвид Ховард Торнтон. Со временем Торнтон сделал этого персонажа по-настоящему культовым. Сегодня Арт — один из самых узнаваемых антагонистов в современном хорроре.
Визуальный стиль и жестокость
Первый фильм «Ужасающий» был снят за скромные 35 тысяч долларов, и его успех казался маловероятным. Однако благодаря уникальному визуальному стилю и натуралистичной жестокости Леоне сумел привлечь внимание массового зрителя. Сиквел и триквел имели уже значительно больший бюджет, что позволило режиссёру вложиться в спецэффекты и грим. «Ужасающий 3» отличается антуражем мрачных подвалов и заброшенных зданий, которые сами по себе наводят ужас. Леоне успешно перенёс эстетику андеграунда в мейнстрим, показывая сцены жестокости, которые приводят в ужас даже опытных поклонников жанра.
Нарушая временную последовательность и играя с сюжетными линиями, режиссёр вводит зрителя в историю так, что эпизоды прошлого и будущего переплетаются. Например, кровавый пролог, где демонстрируется убийство семьи, перенесён из середины повествования, что помогает поддерживать напряжение.
Глубина сюжета и символизм
Дэмиен Леоне не ограничивается только жестокими сценами. Триквел добавляет слои драматургии, которые выходят за рамки простого слэшера. Сиенна и Джонатан, единственные выжившие после событий сиквела, оказываются в центре внимания общественности. Поклонники массовых убийств проявляют к ним нездоровый интерес, что добавляет драматизма их персонажам.
В этом фильме не обошлось без христианских символов. В одном из флешбэков показан отец Сиенны, который благословляет её на борьбу со злом, что вызывает ассоциации с религиозными мотивами. Финальные сцены намекают на терновый венец, который надет на Сиенну, указывая на её готовность пожертвовать собой ради борьбы с Артом.
Арт — не просто клоун
В третьей части Арт переходит на новый уровень. Его жестокость выходит за рамки психопатического садизма — он становится террористом, устраивает взрывы и берёт заложников. В этом триквеле клоун не ограничивается убийствами, а использует свою изобретательность, чтобы находить новые способы устрашения.
Дэмиен Леоне снова доказывает, что может работать на разных уровнях восприятия: «Ужасающий 3» — это и чёрная комедия, и жестокий слэшер, и глубокая драма о посттравматическом стрессе. История Арта и Сиенны ещё не завершена, и зрителей ждёт продолжение, которое, возможно, будет ещё более мрачным и неожиданным.
Заключение
Дэмиен Леоне в очередной раз доказал, что может снять почти идеальный хоррор, который держит зрителя в напряжении от начала и до конца.