Сегодня поговорим о когнитивисте Роберте Лихи и попробуем разобраться с бушующим миром наших эмоций. Лихи — психолог интересного пути, я бы даже сказал, довольно необычного. Он уже будучи зрелым специалистом разочаровался в психодинамических (глубинных) подходах и обратился к когнитивно-поведенческой модели Бека.
Лихи заинтересовали эмоции, которые захватывают людей, и, изучая этот вопрос, он создал свою модель эмоциональных схем.
Первый термин, который нас интересует, — это инвалидизация эмоций. Под этим подразумевается неприятие какой-либо эмоции человека, чаще в детском возрасте, его окружением. То есть, если мальчик пугается, а родители ему говорят, что он трус и таким быть плохо, то у него выработается определенное отношение к самой эмоции страха, и оно будет отрицательное.
В чем тут проблема? В том, что весь набор эмоций необходим нам для адекватных реакций к окружающей среде. И тут мы переходим ко второму важному вопросу: первичным и вторичным эмоциям.
Первичные эмоции — это наш базовый набор, тесно связанный с рефлекторными реакциями и доставшийся нам от животных предков: страх, агрессия, радость, печаль. Сейчас, кстати, нейробиологи у животных выделяют еще и модели поиска (любопытства) и игры в ряду других базовых, врожденных схем поведения. Весь этот набор нам необходим для конкретных ситуаций.
Есть и вторичные эмоции, это эмоции, которые мы автоматически (бессознательно) вырабатываем как реакцию на первичные эмоции. И тут уже к базовому набору добавляются социальные эмоции: вина, стыд, ревность и тому подобное.
Как же это всё работает? Берем пример, который я приводил выше. Мальчику говорили, что бояться — плохо. Во взрослом возрасте при появлении страха (первичная эмоция), который он осознавать не будет, он может испытывать грусть, стыд, злость (вторичная эмоция).
В чем же здесь проблема? Проблема для клиента в том, что он теряет важные адаптационные механизмы. И в каких-то ситуациях его реакция становится неадекватной моменту. Это и будет вызывать бытовые проблемы, с которыми он придет к психологу.
Но есть здесь и ловушка для психолога. Ведь на поверхности отражается вовсе не то, что лежит в глубине.
За бортом остался вопрос копингов, то есть поведенческих моделей, которые появляются в ответ на негативный детский опыт. Но это мы оставим на последующие статьи.
Автор: Самусенко Антон Викторович
Психолог, Аналитический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru