Найти в Дзене

"Отче, какая заповедь более всех?" Что ответил Спаситель..

Человечество с древних времён, ещё после событий произошедших с еврейским народом в Вавилоне, задавалось вопросом: а какая из заповедей, самая главная..? Этому вопросу уделена масса умственной энергии, потому что, как мы знаем, в древнем законе 613 заповедей, а не десять. Они освещают правила принятия пищи, об одежде, судебные заповеди о наказании виновных, брачные заповеди и т.д. Вся жизнь объемлется повелениями Бога, и всего их насчитывалось 613, из них запретительных 367 и повелительных 246. В этом большом количестве заповедей, находилась великая мудрость Бога.

И вот великие умы еврейского народа размышляли, что здесь главное, а что здесь второстепенное, потому что заповеди писались на все случаи жизни, даже о том какая должна быть крыша у хижины, или ".. чти отца и матерь..." Были и такие непонятные: "... не варить козлёнка в молоке матери..".

В этой куче заповедей, они пытались понять, что нужно в первую очередь, а что во вторую. Поэтому вопросы, которые постоянно задавали Христу:".. учитель, какая заповедь большая..?"

Они спрашивали Его постоянно. И Он им отвечал:".. Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, возлюби ближнего твоего, как самого себя. "

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Он отвечал притчами, например притчу о милосердном самарянине. Почему их так интересовал этот вопрос, они боялись ошибиться и ненароком нагрешить, потому что были очень богобоязненны.

Эта история развивалась ещё до появления Христа, до пришествия спасителя в мир, у евреев были несколько религиозных школ, самые известные школы Гиллеля и школа Шаммая. Они были противоположны, как небо и земля. Например Шаммая говорил, что есть сотни способов развестись с женой. Многие считают, что Христианство закабалила женщину, но это не так. Еврейские религиозные школы говорили, что если жена пересолит еду два раза в день, то можно смело с ней разводиться, а ещё если она скажет нехорошее слово про родителей мужа, тут же можно разводиться. Если она зевает или ест при посторонних, тут тоже можно разводиться. И таких примеров было сотни.

А второй, Гиллель, говорил: можно разводиться только тогда, когда жена прелюбодействует..

Господь наш говорил, что нет причин разводиться, только по вине прелюбодеяния. Мнения у евреев были совершенно противоположные. Они переживали, что они всю жизнь в этом жили, и возможно грешили, и занимались чем-то, а жизнь закончилась и оказалось, что то чем ты занимался всю жизнь - вообще не очень важно, что была какая-то другая важная вещь, которой ты вообще не занимался.

Ну кошмар..!!! А времени уже нет, жизнь прошла и всё.. Поэтому они боялись промахнуться.

Они хотели, чтобы им открылась главная истина, которая отверзла бы им дорогу на небеса.

Когда к Шаммаю, строгому учителю, пришёл человек и говорит ему:".. ты всю жизнь считаешь книжки, всё знаешь, все тебе уважают, скажи мне - в чём смысл всей вашей религии..? За то время пока я буду стоять на одной ноге, ты мне должен ответить..". Шаммая разозлился, не стал терпеть этой выходки, взял палку и начал бить его, и тут любопытный пришелец убежал. Но потом пришёл к Гиллелю, который был в духе грядущего Христа и говорит ему:

".. ты мне расскажи, пока я на одной ноге стою, в чём смысл всего этого, ваших обрядов..,вашей веры, что самое важное...?" Он говорит ему:".. не делай ближнему ни чего, чего сам себе не желаешь.." Прихожанин был удивлён, таким быстрым, умным и простым ответом..

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Вот она - простая истина.

На современный язык можно перевести так, что самое главное этическая норма - это не делать ближнему, того чего ты не хочешь себе.

Возьмём пример с язычниками, язычники поклоняются многим богам, языческий мир ими просто кишит. Но разница между язычниками и монобожниками не только в этом, что у них много богов, а у нас один, разница в том, что у нас монотеизм этический. Бог не просто один, у Бога к тебе есть требования. Бог тебе заповедует, и даёт много заповедей и смысл этих заповедей: уважение, любовь, покаяние, смирение, милосердие и так далее. У нас есть неизбежные этические нормы и если этика нарушается, то и религия тоже рушится. Поэтому мы с вами последователи, преемники этого этического монотеизма, в котором самое главное: "..не делай ближнему зла.."

Можно применить это к себе, вспомнить например из своей жизни: молодая мама родила ребёнка, укачивает его, ребёнок вечером плохо спит, плачет, ночью плачет, она не может высыпаться, встаёт к нему ночью, она нервная и вдруг за стенкой ещё и музыку врубили, ночью у соседей дискотека- праздник. Мама не знает чтобы она сделала с соседями, потому детя только заснуло, а там музыка заиграла, среди ночи.... И вдруг она вспомнила, что она сама такая же была, приходила в гости к подружкам и они врубали музыку не глядя на часы, хоть ночь хоть полночь. Плясали и веселились, а там за стенкой есть старуха, которая не может заснуть или дитя малое плачет.. Да, вдруг к ней вернулась память и она поняла, ... не делай же это другим, не делай другим того, чего себе не хочешь.

Это только один пример, а их тысячи из нашей жизни. Но сегодня Господь говорит нам, всё что вы хотите чтобы вам сделали люди, так и вы поступайте с ними. Это позитивный посыл не просто не делай зла ближнему, но делай ему добро. Если ты хочешь чтобы к тебе в больницу пришли, когда ты сляжешь, или ты хочешь, чтобы тебе помогли деньгами, когда ты обеднеешь, то ты сам сегодня бедному помоги и пока ты в силах и в больницу сходи, навести больного. Вот о чём говорит нам Господь Иисус Христос.

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Он заставляет нас сегодня задуматься об этом и делать людям то, что мы хотели бы чтобы они делали нам. Все мы хотим одного и того же; мы хотим защиты, помощи, любви, согласия и радости.

И это всё мы должны уделять ближним своим, потому что мы этого хотим. Получается, что ближний мой - это я, это плоть моя. По крайней мере, это копия моя. То есть ты делаешь ему, как себе, ты же этого хочешь.

Допустим, что такое голод..? Да, сегодня мало кто знает, что такое голод и для этого нам нужен пост. Один человек спросил:".. а у вас зачем постятся..?" А постимся мы для того, чтобы почувствовать голод, чтобы узнать, как живётся на свете человеку, который с утра и до вечера ничего не ел. И у него нет перспектив, чтобы поесть. Как человеку не иметь во рту и маковой росинки. Мы даже не задумываемся об этом, потому что мы все едим вдоволь и много, и не боимся, что хлеб исчезнет и не будет его.

Мы слишком закормлены и мы забыли, что такое голод, А вы почувствуйте что такое голод, а потом найдите голодного и накормите его. Да серьёзное занятие, может быть этого одного хватит, что бы вас Господь помиловал на страшном суде. Много чего мы можем сделать для обездоленных, например пожертвовать одеждой, которая пылится в шкафу, уже лет пять. И возможно, что на страшном суде, в той одежде, которую вы на раздетого наденете, будет сам Господь. Это был Он, а ты взял Христа и одел. Всё пройдет, а это не пройдёт и не забудется. Многое пропадёт, а вот то что ты замерзающего, бедного одел и накормил, это не пропадёт, и об этом сегодня и говорит нам Господь Иисус Христос.

"... не делаете никому того, чего себе не желаете..." это вообще грандиозная заповедь, в ней есть место для милосердия и покаяния, для жалости и Божественной любви. Господь говорит нам, чтобы мы любили всех, не только родных по вере и крови, а чтобы мы одинаково любили человека другой веры, другой крови, другой кожи, другой культуры.

Если вы любите тех, кто любит вас..., ну какая вам благодать.

"..А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.." Евангелие от Матфе́я, глава 5, стих 44

Вот высочайший верх добродетелей! Вот чему учил Спаситель, не только терпеливо сносить научения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, – даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал:".. не возненавидь, но – возлюби; не сказал: не обижай, но – и благотвори..."

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

У всех разные взгляды на мир, а мир один и тот же. И глаза у всех разные и все видят свой мир, никто не видит объективного мира, видят мир в зависимости от стёклышек бесовских. Господь нам говорит:".. смотри на мир просто, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма, поэтому нужно смотреть на мир простыми глазами. "

Высота Христовых заповедей очень велика и тяжела, мы смотрим на неё снизу вверх. Заповеди Господа Иисуса Христа - это наш крест, который мы несём. Мы помним эти заповеди. Когда мы пытаемся их исполнить, мы чувствуем, как всходим на Голгофу вместе с Христом. Часто нам легче любить одних и совсем тяжело любить других, а он сказал любви всех одинаково.

Если мы серьёзно будем исполнять заповеди Господа Иисуса Христа, мы уже будем как бы распятые на кресте, по крайней мере мы будем подниматься на Голгофу неся свой крест. Заповеди распинают человека, потому что человек не хочет исполнять заповеди, а их нужно исполнять. Исполнение заповедей - это убийство ветхого человека и рождение нового, во Христе. Это распятие нашей грешной плоти. И если не сделать этого, то победит наша греховная сущность и как сказал Господь:".. ты будешь в аду с дьяволом, а если сделаешь, то будешь в раю со мной..". Цена вопроса, цена твоей вечности и заповеди это твой крест. Это нелёгкое занятие исполнять заповеди Божии.

Когда Христос беседовал с теми бедными евреями и давал им прямые ответы на прямые вопросы, они выслушивали его, понимали его, потом глубоко вздыхали и уходили в неизвестные направления. Они не были готовы нести свой крест вместе с Иисусом.

Важно объяснить людям заповеди, чтобы они быстро их усвоили и ужаснулись, что оказывается не убей - это не просто не бери молоток и не бей, это значит не кляузничай, не завидуй, не доводи до самоубийства, не радуйся его несчастью, не проклинай его, не устраивайте ловушки. Простому человеку сложно выделить приоритеты, потому что заповеди, тоже надо понимать.

Многим не нравится скрытый смысл заповедей и когда они его понимают, то говорят, почему мы должны не любить то, что мы всегда любили.

Мы стоим перед Христом и удивляемся, зачем такие заповеди высокие и такой крест страшный. А это всё одно и то же и другого пути нет. Именно с этими заповедями можно войти в жизнь, именно через крест Господень можно войти в Рай, как разбойник благоразумный. ".. возьми крест свой, иди за мной.."- говорит Господь.

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

А дальше воскресенье, а дальше праведники направо, а грешники налево, а дальше: идите благословенные наследуйте царство, отойдите проклятые к дьяволу в огонь вечный. А дальше стоит Ангел, одна нога на море другая нога на суше, в руках у него книжка, поднимает руку к небу и говорит:".. И поклялся Живущим во веки веков, сотворившим небо и все, что в небе; землю и все, что на земле; море и все, что в море: «Времени больше нет! Теперь всё новое, начинается вечность.." Откровение Иоанна 10:6

Мы идём за Иисусом в рай, он возлюбил нас, открыл нам дорогу и всё что с ним, всё тяжелое и крест впереди. Но тем не менее другой дороги нет и Он с нами пошёл, и мы когда будем идти по этому пути, он всегда готов подставить своё плечо. Господь будет принимать нашу душу и будет утешать нас, будет вся надежда на Иисуса Христа, и скажем мы: " Слава тебе Христе Боже, упование наше, Слава тебе.."

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

А пока мы должны научиться заповедям Божиим. Научиться жить по ним, они поменяют всю жизнь человеческую, когда ты думаешь о ближнем и сознательно не делаешь ему никакого зла и сознательно причиняешь и всякую пользу. Совершаешь всё доброе, в отношении к себе тоже такого хочешь, то есть ты воспитываешь чужих детей в надежде, что твоих воспитает кто-то, ты защищаешь чужих детей, потому что кто-нибудь где-то защитит и твоего, ты ухаживаешь за чужими могилами в надежде, что кто-то где-то будет ухаживать за могилами твоих родственников, потому что ты туда поехать не можешь, потом ты ухаживаешь за чужой могилкой, а кто-то где-то ухаживает за своими могилами своих родственников, ты кормишь кого- то, а кто-то где-то накормит твоих, то есть ты делаешь всё, что нужно тебе самому, ты молишься за людей, потому что кто-то когда-то помолится о тебе. Когда -то ты уже не сможешь молиться, но кто-то будет молиться о тебе и ты зайдёшь в Рай уже с молитвой, это нужно делать, это очень простые слова, яркие нужные слова: "..поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой.."

В этом весь закон, в этом все пророки.

Вера Христова, приносит с собой добро без крови, это покаянные перемены в душах верующих людей и нужно проповедовать закон Божий с утра до вечера. Примеров добродетелей достаточно и вы себе можете привести ещё тысячи примеров, будешь выкраивать кому-то одежду и шить её - шей её как к себе, как Иисусу Христу. Будешь кому-то менять шины, меняй их так, как будто Христос будет на этой машине ездить. Будешь на кухне варить в ресторане, в кафе, в баре чтобы люди кушали, делай с такой любовью твою работу, как будто будет кушать сам Иисус Христос.

И так во всём, делать всё как себе, для ближнего, всё как самому себе. Вы представляете, какая сила в этих словах, как можно всю вселенную перевернуть.

А почему она не переворачивается? От безбожия, от нежелания слушать и слышать, от нежелания исполнить заповеди, от нежелания молиться Богу, вот где корень зла. Если люди бы любили друг друга и делали бы друг другу максимум добра во имя Иисуса воскресшего, если бы все люди были исполнены этим чувством любви, то они обязательно поступали бы с ближними так, как хотели чтобы люди поступали с ними.

В этой области морали заключается весь закон и все пророки:".. Слава тебе Иисусе Христе, учитель наш, спаситель наш, искупитель наш и судья наш Слава тебе Господи наш, Слава тебе.."

Помоги Господи...

Слушающий, да услышит..

Друзья, если было полезно и понравилось, ставьте палец вверх.

Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать !

Все статьи канала здесь - Православный чтец.

Ещё статьи канала: Что мы должны обязательно сделать, до и после похорон. Последняя молитва..Как помочь усопшему.

Пути Господни. Объяснение замыслов Божиих.

"Отче, какая заповедь более всех?" Что ответил Спаситель..