На четвёртый день пути по Иртышу от Омска я фотографировал мало - все эти берега, обрывы, деревни, лесопилки, паромные переправы успели порядком примелькаться. В основном в сложившейся за время пути компании слонялись по палубе, пили каркаде, общались на самые разные темы, делились впечатлениями из прошлых путешествий. На борту стало как-то скучнее и деловитее: севшие в Тобольске взамен сошедших пассажиры уже не отдыхали на воде, а ехали кто домой, кто по делам. Но вечер выдался необычайно красивым:
Последние километры "малой" Тюменской области...
...и первые - Ханты-Мансийского автомного округа - Югры, как гласит официальное название этого странного региона с полуторамиллионым населением и его плотностью 3 человека на квадратный километр.
Здесь ханты - лишь 6-й по величине народ (1,2% населения) после русских (68%), татар, укpaинцев, башкир и азербайджанцев, ехавших осваивать Третье Баку из Первого, Второго и с Галицких нефтепромыслов; манси же и вовсе замыкают первую десятку (0,7%) после кумыков, лезгин и чувашей.
Здесь и Ханты-Мансийск - лишь 4-й по величине город после Сургута, Нижневартовска и Нефтеюганска, а население выросло в 1959 года в 14 раз и продолжает расти, причём не только за счёт тех, кто едет за длинным рублём, но и за счёт естественного прироста, одного из самых высоких в России. По объёму экономики вообще Югра уступает только Москве, а на душу населения она тут сравнима с американской, и за богатство и немалую долю мусульман этот край порой в шутку называют Югорский эмират.
Здесь добывается 60% российской нефти (а это 7% нефти мира), то есть делается четверть федерального бюджета.
На самом деле, забегая вперёд, скажу, что ожидать от Югры уровня Америки или Европы не стоит, все эти огромные финансы тонким слоем растекаются по стране, бюджетам Москвы, Питера и Екатеринбурга да карманам олигархов. Здесь немало людей живёт в деревянных бараках, московские зарплаты срезаются дороговизной жизни и оторванностью от мира, а в деревеньках вдали от нефтепромыслов идёт обычная налёгкая жизнь северной глубинки: Югра, конечно, на голову богаче той же Омской области, но "среднедушевой доход как в США" - лишь выверт статистики.
И более того, почти вся нефтянка сосредоточена в восточной половине ХМАО, мы же пройдём через его самую "непарадную" западную часть, где в общем-то кроме Ханты-Мансийска о нефтяных богатствах не напоминает почти ничего.
И всё же первым впечатлением Югры стала отреновированная школа в посёлке Бобровский:
Совсем уж на границе ночи прошли и первый крупный посёлок с чудным названием Горноправдинск: с 1792 года тут было село Филинское, видимо состоявшее из нескольких деревень или переносившееся несколько раз с место на место - в 1964 году высадившиеся здесь геологи под руководством самого "отца" югорской нефтянки Фармана Салманова, застали уже населённый пункт Горнофилинск, который зачем-то переименовали, как и другие постсоветские Правдински, в честь газеты "Правда" (а вот деревню Горная Суббота выше по реке почему-то не тронули).
Тем не менее, о том, что геологи не были основателями посёлка напоминает Вознесенская церковь (1835) на вершине горы, или вернее её современная реплика:
Вид с другой стороны:
На краю Горноправдинска - вертолётная площадка, неизменный атрибут Севера. Днём в этой части Иртыша можно повстречать и скоростные суда из Ханты-Мансийска - если за пределами двух автономных округов тогда ходили лишь теплоходы "Родина" и "Чернышевский" (а теперь и их уже нет), то здесь начинается самая разветвлённая в России сеть речных маршрутов.