Найти тему

О ПРАКТИКЕ РОЗАРИЯ

Неофициальный перевод

SUPREMI APOSTOLATUS OFFICIO
ЭНЦИКЛИКА ПАПЫ ЛЬВА XIII
О ПРАКТИКЕ РОЗАРИЯ

Всем патриархам, примасам, архиепископам и епископам Католического мира, пребывающим в Благодати и Общении с Апостольским Престолом.

Досточтимые братья, здравие и Апостольское благословение.

Высшее апостольское служение, которое Мы исполняем, и чрезвычайно трудные условия нынешнего времени ежедневно побуждают и почти вынуждают Нас тем внимательнее следить за целостностью Церкви, чем значительнее бедствия, от которых Она страдает. И потому, всеми силами стремясь защитить права Церкви и предотвратить наличествующие или вероятные опасности, Мы постоянно обращаемся за помощью к Небесам — единственному средству добиться чего-либо, — чтобы Наши труды и Наша забота могли достичь желаемой цели. Мы считаем, что для достижения этой цели не может быть более надёжного и действенного средства, чем практики и благочестие, призванные снискать благосклонность великой Девы Марии, Матери Божьей, хранительницы нашего мира и распределительницы небесной благодати, которая помещена на вершину силы и славы на Небесах, чтобы она могла даровать помощь своего покровительства людям, которые через столько усилий и опасностей стремятся достичь сего вечного града. И потому, теперь, когда приближается годовщина многочисленных и чрезвычайно великих благодеяний, полученных христианским народом благодаря чтению Розария, Мы желаем, чтобы весь католический мир с величайшей искренностью возносил всё ту же молитву Пресвятой Деве, чтобы по её ходатайству её Божественный Сын смилостивился и смягчился, видя то зло, которое нас преследует. И потому, достопочтенные братья, Мы решили адресовать вам это послание, чтобы, имея осведомлённость о Наших замыслах, ваше начальствование и усердие могли побудить благочестие вашего народа им соответствовать.

2. У католиков всегда было принято во времена трудностей и в опасностей искать убежища у Марии и искать мира в её материнской доброте; что показывает, что Католическая Церковь всегда — и справедливо — возлагала все свои надежды и упование на Матерь Божью. И воистину, Непорочная Дева, избранная быть Матерью Божьей и тем самым связанная с Ним в деле спасения человека, имеет в лице своего Сына благосклонность и могущество, которых никогда не получало и не может получить ни одно человеческое или ангельское создание. И поскольку ей доставляет величайшее удовольствие оказывать свою помощь и утешение тем, кто ищет её, нет сомнений в том, что она соизволит и даже будет стремиться принять чаяния Вселенской Церкви.

3. Это почитание — столь великое и столь настойчивое — царственной Владычицы Небес, никогда не сияло с таким блеском, как в те периоды, когда сражающаяся Церковь Божия подвергалась опасности со стороны распространявшейся повсюду ереси, или со стороны ужасающего морального разложения, или из-за нападения могущественных врагов. Древняя и современная история, а также священные анналы Церкви свидетельствуют о публичных и частных молитвах, обращенных к Богородице, о помощи, которую она оказывала в ответ, и о мире и спокойствии, которые она получила от Бога. Отсюда происходят её славные титулы помощницы, утешительницы, сильной в битве, победительницы и подательницы мира. И среди них особо следует отметить столь известный титул, связанный с Розарием, через который были увековечены великие блага, которые она принесла всему христианскому миру. Среди вас, достопочтенные братья, нет никого, кто не помнил бы, какие великие беды и огорчения претерпела Святая Церковь Божья от альбигойских еретиков, которые произошли от секты поздних манихеев и которые заполонили Юг Франции и другие части латинского мира своими пагубными заблуждениями. Распространяя во всех местах ужас оружия, они рассчитывали на то, что смогут беспрепятственно править через резню и руины. Наш милосердный Бог, как вы знаете, поднял против этих ужасных врагов самого святого человека, прославленного родителя и основателя Доминиканского Ордена. Будучи великим в целостности своего учения, в своём примере добродетели и в своих апостольских трудах, он бесстрашно атаковал врагов Католической Церкви, не прибегая к силе оружия, но всецело полагаясь на тот вид благочестия, который он первым учредил под названием Святого Розария, который был распространён им и его учениками по всей земле. Фактически, руководствуясь божественным вдохновением и благодатью, он предвидел, что это практика, подобно самому мощному оружию, станет средством обратить врага в бегство и посрамить его дерзость и безумное нечестие. И таков и был результат. Благодаря этому новому методу молитвы — когда он был принят и должным образом исполнялся по указанию святого отца Доминика — благочестие, вера и единство начали возвращаться, а планы и уловки еретиков рассыпаться в прах. Многие заблудшие также вернулись на путь спасения, и гнев нечестивцев был сдержан оружием тех католиков, которые решили отразить их насилие.

4. Действенность и сила этой практики также удивительным образом проявились в XVI веке, когда огромные силы турок угрожали почти всей Европе игом суеверия и варварства. В то время верховный понтифик Святой Пий V, пробудив во всех христианских правителях стремление к общей защите, прежде всего с величайшим рвением стремился снискать для христианского мира благосклонность пресильной Божьей Матери. Столь благородный пример, явленный небу и земле, сплотил все умы и сердца того времени. И вот верные воины Христовы, готовые пожертвовать своей жизнью и кровью ради спасения своей веры и своей земли, бесстрашно двинулись навстречу врагу у Коринфского залива, в то время как те, кто не мог принять участие, образовали благочестивую группу молитвенников, призывавших Марию и единодушно прославляющих её, снова и снова повторяя слова Розария, умоляя её даровать победу их товарищам, участвующим в битве. Наша Владычица действительно оказала свою помощь; ибо в морском сражении у Эхинад христианский флот одержал великолепную победу, не понеся больших потерь, в результате чего враг был разбит наголову. И именно чтобы сохранить память об этой великой благодати, тот же самый святой Понтифик пожелал, чтобы в годовщину этой незабываемой битвы отмечался праздник в честь Девы Марии Победительницы, праздник, который Григорием XIII был назван праздником Девы Марии Розария. Так же и в прошлом столетии были достигнуты важные победы над турками в Тимишоаре, в Паннонии и на острове Корфу; и в обоих случаях эти столкновения совпадали с праздниками Пресвятой Богородицы и с окончанием публичного цикла чтения Розария. И это побудило Нашего предшественника Климента XI в знак благодарности издать указ о том, что Пресвятая Богородица должна особо почитаться всей Церковью каждый год через её Розарий.

5. Поскольку, совершенно очевидно, что эта форма молитвы особенно угодна Пресвятой Деве и что она наилучшим образом подходит в качестве средства защиты Церкви и всех христиан, то нет ничего удивительного в том, что некоторые другие Наши предшественники ставили своей целью способствовать её распространению через свои высочайшие предписания. Так, Урбан IV свидетельствовал, что "каждый день чтение Розария приносит христианству новые блага". Сикст IV заявил, что этот метод молитвы "служит во славу Бога и Пресвятой Девы и хорошо подходит для предотвращения надвигающихся опасностей". Лев X утверждал, что эта молитва "была учреждена для борьбы с пагубными ересиархами и ересями", тогда как Юлий III называл её "славой Церкви". Так же и святой Пий V говорил, что "с распространением этого благочестия размышления верующих стали более пылкими, их молитвы — более горячими, и они внезапно стали другими людьми; тьма ереси рассеялась, и свет Католической Веры снова воссиял". Наконец, Григорий XIII, в свою очередь, заявил, что "Розарий был учреждён святым Домиником, чтобы умилостивить гнев Божий и просить заступничества Пресвятой Девы Марии".

6. Движимые этими мыслями и примерами Наших предшественников, Мы сочли наиболее подходящим по тем же причинам учредить торжественные молитвы и попытаться, используя молитвы, обращенные к Пресвятой Деве при чтении Розария, получить от её Cына Иисуса Христа аналогичную помощь против нынешних опасностей. Вы своими глазами видите, достопочтенные братья, испытания, которым ежедневно подвергается Церковь. Христианское благочестие, общественная мораль, более того, даже сама вера, высшее благо и начало всех других добродетелей, — всё это ежедневно подвергается величайшим опасностям.

7. Вы не единственные, кто видит сложность ситуации, но ваша любовь, как и Наша, глубоко ранена; ибо это одно из самых болезненных и печальных зрелищ — видеть, как столько душ, искупленных кровью Христа, лишаются спасения в вихре века заблуждений, и низвергаются в бездну вечной погибели. Наша потребность в божественной помощи сегодня так же велика, как и тогда, когда великий Доминик ввёл использование Розария Девы Марии в качестве бальзама для ран своих современников.

8. Этот поистине великий святой, просвещённый Богом, понимал, что не было более подходящего средства против зла того времени, чем обращение людей ко Христу, Который "есть Путь, Истина и Жизнь", путём частых размышлений о Спасении, дарованном Им, и обращение к ходатайству перед Богом той Девы, которой дано уничтожить все ереси. Поэтому он составил Розарий таким образом, чтобы последовательно напоминать о тайнах нашего Спасения, и чтобы тема созерцания как бы переплеталась с ангельским приветствием и молитвой, обращённой к Богу, Отцу Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому мы, ищущие средство от подобных же зол, не сомневаемся, что молитва, предложенная этим благословеннейшим человеком, принёсшим столько пользы католическому миру, окажет величайшее влияние и на устранение бедствий нашего времени. Мы не только искренне призываем всех христиан посвятить себя чтению Розария публично или наедине в своём собственном доме и семье, и делать это непрестанно, но Мы также желаем, чтобы весь октябрь этого года был посвящен Пресвятой Деве Царице Розария. Мы объявляем и постановляем, чтобы во всем католическом мире в течение этого года почитание Розария торжественно отмечалось особыми и великолепными службами. Поэтому с первого дня следующего октября и до второго дня следующего ноября в каждом приходе и, если церковные власти сочтут это целесообразным и полезным, в каждой часовне, посвящённой Пресвятой Деве, пусть читаются пять декад Розария с добавлением Лоретанской Литании. Мы желаем, чтобы люди часто совершали эти благочестивые обряды; и Мы желаем, чтобы либо на алтаре была отслужена Месса, либо чтобы Святые Дары были выставлены для поклонения, после чего благочестивое собрание могло принять Благословение и вкусить освящённые гостии. Мы высоко оцениваем то, что братства Святого Розария Пресвятой Богородицы, следуя древнему обычаю, проходят процессией по городу в качестве публичной демонстрации своей преданности. А в тех местах, где это невозможно, пусть это будет заменено более усердным посещением церквей, и пусть пыл благочестия проявляется в еще большем усердии в проявлении христианских добродетелей.

9. Для тех, кто будет поступать так, как Мы изложили выше, Мы рады открыть небесную сокровищницу Церкви, чтобы они могли найти в ней одновременно ободрение и награду за свое благочестие. Поэтому Мы даруем всем тем, кто в установленный срок примет участие в публичном чтении Розария и литании и помолится в Нашем намерении, семь лет и семь раз по сорок дней индульгенции, которая может быть получена каждый раз. Мы желаем, чтобы те, кому законная причина не позволяет присоединиться к этим общественным молитвам, о которых Мы говорили, также разделили эти блага, при условии, что они будут практиковать эти обряды наедине и помолятся Богу в Нашем намерении. Мы освобождаем от всех наказаний за совершенные грехи в форме папской индульгенции всех, кто в установленное время публично в церквях или дома в частном порядке (если это невозможно по уважительной причине) по крайней мере дважды выполнит эти благочестивые практики; и кто после надлежащей исповеди приступит к священной трапезе. Кроме того, Мы даруем полную индульгенцию тем, кто либо в праздник Пресвятой Девы Розария, либо в пределах его октавы, после аналогичного очищения своих душ спасительной исповедью, приступит к трапезе Христовой и помолится - в Нашем намерении - в какой-нибудь церкви Богу и Пресвятой Деве о нуждах Церкви.

10. И вы, достопочтенные братья, — чем ближе к вашему сердцу почитание Марии и благополучие человеческого общества, тем усерднее вы будете прилагать усилия к тому, чтобы питать почитание народом великой Девы и укреплять его доверие к ней. Мы верим, что частью замысла Провидения является то, что в эти тяжелые для Церкви времена древнее почитание царственной Девы Марии должно жить и процветать в большей части христианского мира. Пусть же теперь христианские народы, воодушевленные Нашими увещеваниями и воспламенённые вашими призывами, ищут защиты у Марии с возрастающим день ото дня рвением; пусть они всё больше и больше придерживаются практики Розария, той молитвы, которую наши предки имели обыкновение практиковать не только как подручное средство от их бед, но и как знак христианского благочестия. Небесная Покровительница рода человеческого с радостью примет эти молитвы и прошения и легко добьётся того, чтобы праведники возрастали в добродетели, а заблудшие возвращались ко спасению и каялись; и чтобы Бог, который является мстителем за преступления, проявляя милосердие и сострадание, мог избавить христианский мир и гражданское общество от всех опасностей и вернуть им столь желанный покой.

11. Воодушевленные этой надеждой, Мы молим Самого Бога, с самым искренним желанием Нашего сердца, даровать вам через Ту, на Которую он излил полноту всякой благодати, даровать вам, досточтимые братья, все дары небесного благословения. В качестве предзнаменования и залога этого Мы с любовью передаем вам, вашему клиру и людям, вверенным вашей заботе, апостольское благословение.

Дано в Риме, в соборе Святого Петра, 1 сентября 1883 года, на шестом году Нашего понтификата.

Лев XIII

Текст энциклики на основных языках: https://www.vatican.va/content/leo-xiii/en/encyclicals/documents/hf_l-xiii_enc_01091883_supremi-apostolatus-officio.html