Найти в Дзене
Всегда Котов

Архитектура Павелец-Московской ветви Рязанско-Уральской ЖД. Вокзальный сквер.

Оглавление

В 1900 -м году заработала Павелец-Московская (именно так, а не наоборот) ветвь РУЖД. В 2025-м исполняется 125 лет, как-никак пятый юбилей!  Она, конечно, и до этого эксплуатировалась, о чем говорят, например, циферки на фасаде станции 5-го класса (по тогдашней классификации) Жилёво, или фото встречи командующего Московским Военным округом Великого Князя Сергея Александровича на Каширском вокзале в 1899-м, но частями. Пока не заработал Роомский мост, ни о каком сквозном движении на ветви речи не было.

В августе меня пригласили провести экскурсию по Станции. Ну как экскурсию: планировалось, что будет народ, но, в конечном итоге, остались организатор мероприятия Александра Шмелева, ее муж и старшая дочка. Выход состоялся в субботу 17-го. Все здорово: прекрасная погода, интересная беседа, два часа и почти 4 км пешего пути прилетели как одно мгновение. Но главное здесь не в этом. Главное в работе по подготовке экскурсии, сбор информации, её осмысление и последующая рефлексия. Плоды этой моей рефлексии сконцентрированы в этой статье.

Это третья часть статьи. С первой частью можно ознакомиться здесь.

Вокзальный сквер

Между вокзалом и паровозным депо в Кашире находился сквер.

Ограда сквера. Единственное, имеющееся пока в моем распоряжении фото объекта.
Ограда сквера. Единственное, имеющееся пока в моем распоряжении фото объекта.

Одной стороной он упирался в казармы, другой - в будку-кубовую (или керосиновый погреб), впоследствии перестроенную в пригородные кассы.

-3

Фотографии данного строения пока мной не найдено, но могу сопоставить данное строение с тем, что располагается около вокзала в Белёве. На моей памяти оно было именно таким. Хотя, при просмотре фильмов "Глухомань" и "Последняя суббота" складывается впечатление, что каширские кассы были несколько иным, более крупным строением. Будка пережила вокзал и пала жертвой реконструкторов после постройки нового вокзала.

Здание ПТО из фильма "Последняя суббота"
Здание ПТО из фильма "Последняя суббота"

Внизу, под террасой, у самых путей, располагалось здание ПТО. Здание это - ровесник прочих станционных зданий. Построено между 1899-м и 1902-м годами. По архитектуре схоже с вокзалом станции пятого класса. Оно было демонтировано позднее, в 2006-08 году (я когда-то работал с людьми, которые его разбирали). Двери ПТО выходили прямо на первый по ходу стрелок путь. Между дверями и рельсами был деревянный настил и металлические поручни для того, чтобы никто не попал под колеса. В начале 2000-х ходил мимо него на электричку. Дальше к депо под террасой располагалась постройка, принадлежавшая ШЧ. Там была небольшая рампа, у которой стоял мотовоз и небольшой ангар. Дальше пути и стрелки (довольно густая сеть) уводили в депо и на товарную станцию. С запада сквер обрамляли две казармы. Во дворе одной была "полоскалка".

Внутренний интерьер "полоскалки" из фильма "Последняя суббота"
Внутренний интерьер "полоскалки" из фильма "Последняя суббота"

Наличие данного строения подтверждается упоминанием в Технических условиях РУЖД источника у подножья горы в Кашире и кадры из фильма "Последняя суббота", где главная героиня плачет внутри этого нехитрого сооружения. В сквере, говорят, был памятник Ленина. Выше сквера располагается замечательный особняк Ильича 55 - памятник русского модерна, много претерпевший от очумелых ручек своих железнодорожных эксплуатантов.

Ильича 55
Ильича 55

Три последних десятилетия отразились на состоянии сквера не лучшим образом. Он сильно уменьшился в размерах: изрядный кусок оттяпали под парковку. Деревья разрослись и одряхлели. Многие уже просто падают от старости. Красивую изгородь с кирпичными столбиками разобрали ушлые домовладельцы. Кирпич всегда пригодится в хозяйстве.

Современное состояние сквера
Современное состояние сквера

По кадастровому назначению тот самый остаток, или участок 112 на Публичной кадастровой карте,  который еще имеет  многолетние зеленые насаждения, значится как земли поселений, предназначенные для строительства и размещения  многоуровневой парковки с предприятиями торговли.

Участок 112 на Публичной кадастровой карте.
Участок 112 на Публичной кадастровой карте.

Размещение растущего автомобильного парка - цель, безусловно, благая. Но, неужели, в погоне за целесообразностью не у кого не возникало желание оставить этот зеленый уголок для украшения ворот в наш город? Почему бы не сделать сквер сквером? Со скамейками, клумбами и памятным знаком каширским железнодорожникам, вековой вклад которых в индустрию нашей Родины и в Победу над врагом во времена Великой Отечественной войны неоспорим. А на путях, которые ныне сняты под террасой, установить мемориальный поезд с паровозом Э (Эм, Эш, Эр, Эу - кто в них, кроме специалистов и фанатов разбирается. Если что, то в заглавном фото все-таки "Лебедянка", паровоз совсем послевоенный), в память о каширянах, ожерельевцах и жителей многих других городов нашей необъятной Родины, которые ковали Победу в составе паровозных бригад особого резерва НКПС под Сталинградом и Курском, дошедших по стальным путям до самого Берлина.

Поезд военной поры, воссозданный тульскими энтузиастами на путях станции Белёв
Поезд военной поры, воссозданный тульскими энтузиастами на путях станции Белёв

Туляки ведь смогли и поставили в Белеве такой поезд. А на Туле Первой вообще бронепоезд сумели воссоздать с бронепаровозом! Да и что про Тулу говорить! Даже в Веневе и заштатном Мордвесе у вокзалов железнодорожная техника имеется! Чем мы хуже?

Что-то такое вижу я
Что-то такое вижу я

Когда-то в далёком 2011 году в "Однокласниках я мечтал, что в Кашире будет набережная. Надо мной смеялись. Прошло десять лет и мечта стала реальностью. Почему бы не помечтать снова?

Котов Роман сентябрь 2024г.

Адрес оригинальной статьи: https://vsegdakotoff.blogspot.com/2024/10/blog-post.html