Значительную часть общественно-политических процессов и явлений мы можем проследить ещё с античных времён. Коллаборационизм — то есть сознательное сотрудничество граждан одного политического субъекта с другим, особенно в период войны между ними, — как раз одно из таких явлений.
Греческие историки Геродот и Фукидид писали о «мидизме» отдельных греческих полисов и некоторых политических деятелей в период греко-персидских войн. Это слово происходит от названия державы Мидия, которая предшествовала Персидской империи. Персы являлись родственным народом по отношению к мидийцам, поэтому для греков разница между ними была несущественной. Таким образом, «мидизмом» называли сотрудничество греков с персами, когда последние стремились покорить всю Элладу.
Не все греческие полисы поддержали общее дело защиты Греции. В 490 году до н.э. перед Дарием склонилась Эгина, а в 480 году до н.э., когда спартанцы героически гибли в Фермопильском ущелье, а афиняне разбивали персидский флот при Саламине, фиванцы, фессалийцы и аргосцы признали власть Ксеркса. После победы над персами греческие армии подошли к стенам «предательских» полисов, но те откупились, выдав своих олигархов. В результате «мидизм» был сведен к предательству узкой группы политиков, и сами города избежали разрушения или других наказаний.
Впоследствии персидскими коллаборантами стали два величайших вождя греков, которые ранее дали отпор Ахеменидам. Спартанский полководец Павсаний, победивший персов при Платеях (479 год до н.э.), тайно вступил в переписку с Ксерксом, намереваясь передать ему Элладу, чтобы самому стать сатрапом. Есть версия, что Павсаний действовал в интересах спартанской элиты, которая после устранения персидской угрозы не желала продолжать войну в Малой Азии. Как бы то ни было, Павсаний был разоблачён, бежал в храм богини Афины, где греки не могли его убить, и умер там от голода и жажды.
Афинский полководец Фемистокл, победитель персов при Марафоне (490 год до н.э.), также оказался связан с Павсанием. После разоблачения последнего Фемистокл был осуждён на смерть и бежал в Персию, где поклонился царю Артаксерксу I. Царь не только пощадил его, но и дал ему несколько греческих городов в управлении. По Плутарху, царь приказал Фемистоклу идти походом на Афины, но тот не смог выполнить приказ и покончил с собой, приняв яд. Согласно другой версии, Фемистокл мирно умер от старости.
Греческие авторы применяли термин «мидизм» только в контексте греко-персидских войн, то есть до середины V века до н.э. После этого Эллада погрязла в междоусобицах, в ходе которых каждый полис в определённый момент вступал в союз с персами против других греков. Обвинять кого-либо в «мидизме» стало неактуально, поскольку в этом оказались замешаны все греческие полисы и политики.