14 октября празднуется праздник Покров, а что такое Покров и откуда он взялся большинство жителей нашей страны не знают. Все знают только о мифе связанным с явлением Пресвятой Богоматери в Константинополе, и то частично, а при каких обстоятельствах она там явилась никто толком не знает! И при чем здесь Покров? Об этом и постараюсь объяснить в этой статье.
Так что же такое Покров у славян?
Покров — древний славянский праздник, означавший встречу осени и зимы. По славянскому народному календарю этот день наши предки называли «Покров День». Отмечается первого октября по старому стилю (14 октября по новому стилю). Его название связывали с первым инеем, который покрывал землю, оповещая о наступлении первых заморозков. Вот в чем суть праздника! Землю покрывал иней, предвещая о заморозках и приближении зимы, листья опадали и тоже покрывали землю. У славян месяц октябрь назывался "листопадник". Так вот, когда опадают листья, они покрывают землю, отсюда и название праздника - Покров. Покровский праздник в народной обрядовой и земледельческой традиции получил символическое объяснение — в этот день часто шел первый снег, который люди воспринимали как покрывало для земли, рассказали этнографы. Покров — древний праздник славян, означавший конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Считалось, что Сварог покрывает Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу).
Считалось, что с этого дня пора прекратить все работы на земле. Табу на такие работы длилось до Радуницы (который тоже является народным праздником славян). В этот период не разрешается копать землю для фундамента, рыть колодцы, ставить памятники на могилах. В Беларуси до сих пор почитают золотое правило народной сельскохозяйственной культуры — после Покрова нельзя «чапаць» землю.
А почему это все-таки праздник, спросите Вы? В этот день у славян завершались все работы в поле и начиналась подготовка к зимним месяцам.
1. Этот день символизирует завершение сельскохозяйственного года. В этот день впервые протапливали избы, а хозяйки пряли и ткали на всю семью тёплую одежду. Чтобы не мерзнуть в холода, люди начинали конопатить дома и готовится к будущим морозам. Домашнюю скотину больше не выводили на выпас в поля, а в южных теплых регионах приходила пора топить печь. Ветки яблонь, на которых еще оставались яблоки, на Покров обязательно сжигали вместе с замерзшими плодами — люди верили, что такие дрова сулят теплую зиму.
Поселяне начинают задумываться о зимних работах: «Зазимье — за собой засидки ведет, засидки — заработки. Зимой не поработаешь, весна тебе, лежебоку, брюхо с голоду подведет!». Покров был днём, по которому считали срок наймов и сделок — обычно рабочих нанимали на год — от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.
2. Кулинарные традиции на Покров.
Хозяйки обязательно пекли пироги и приглашали гостей. Еще одним важным блюдом на Покров были блины — ими угощали не только родных и близких, но и подавали нуждающимся. Считалось, что нужно напечь как можно больше блинов, чтобы и счастья в доме не перевелось. Первый блин не съедали, а делили на четыре части. Угощение раскладывали по четырем углам для домового. Эта традиция имела название - "запекание углов". Предки верили, что он засыпает в Покров и будет дремать до весны. Если домовой уснет сытым, то и в доме еды и тепла в холодную пору будет в достатке.
Покров день был связан также и с поминанием «родителей» (Покровские Деды) — предков, хранителей благополучия домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали первым блином, испеченным хозяйкой дома.
3. Начало подготовке к зиме и холодам.
С этого дня начинали подготовку к зиме: обязательно чинили избы, начинали их конопатить с приговором: «Батюшка-Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром». Начиная с Покрова, в жилых горницах топили печи, причем во многих местах старались первый раз истопить печь яблоней (чтобы в доме всю зиму было тепло), непременно с приговором: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров».
По традиции на Покров День разжигали костры и проводили таинства у Живого Огня, наполняясь его ярой силой! В Покров надо было натопить избу без дров. Мужики задолго до Покрова с болота приносили мох, сушили его. Также не на обрядовых Огнях сжигали старые вещи и постельное бельё.
На Покров скот принято было «закармливать» на зиму, причём этот обычай обставлялся весьма торжественно. Скотине скармливали особый сноп овса, именуемый «пожилышком», т.е. последний сноп с последней полосы, собранный особым образом. Сноп торжественно выносили на двор и давали скотине с целью предохранить её от зимней бескормицы и от всех бед и напастей, связанных с суровым и тяжёлым временем года.
Также люди проводили некоторые символичные обряды.
“Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине свои старые соломенные постели. Этим, по суеверному обычаю, охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делается, по старинной примете, в предохранение от зимней простуды” (А. А. Коринфский ).
4. В связи с окончанием полевых работ этот день считается благоприятным временем для свадеб.
Ещё одна традиция, которая в народе ассоциировалась с Покровом — это празднование большого количества свадеб. Подобно тому, как ложится первый снег и укрывает все вокруг белым, незамужние девушки надевают фату невесты. Праздник ассоциировался с платком, покрывающим голову невесты, и считался «девичьим праздником».
«Покров придет — девкам голову покроет» — гласит пословица, и молодые старались назначить свадьбу на этот день. Считалось, что с Покрова молодежные гулянья с улицы переходят в дом. Накануне праздника принято было от души веселиться — девушки веселой компанией собирались у кого-нибудь в доме, обязательно наряжались и пели песни. Не обходилось и без молодых людей — они тоже участвовали в праздновании, но присоединялись к девушкам позже. Юноши присматривались к будущим невестам, приносили угощения, а понравившейся избраннице дарили небольшой подарок.
Отсюда и поговорки:
"Снег в свадьбу на Покров – счастье молодым".
"Если сыграть свадьбу на Покров – молодые будут жить душа в душу".
Устный фольклор связанный с Покровом:
На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки:
- «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается»,
- «Покров — первое зазимье; Покров землю покроет — где листом, а где и снежком»,
- «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».
- "Покров Лада-Матушка! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком".
- "Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскеевна, покрой меня скорее".
- "Покров - сбор последних плодов".
- "Покров — конец хороводам, начало посиделкам".
- "Если Покров весело проведешь, то жениха хорошего найдешь".
- "На Покров сильный ветер дует — много невест будет".
- «Покров землю покроет, где листом, где снежком»
- «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров».
С Покрова начинались Покровские ярмарки. Ярмарка – это не только торговля, это праздник урожая, собранного на зиму, мудрости, мастерства и, конечно, балаганов, фокусников, Петрушек, Скоморохов, каруселей. Многие собирались на этот праздник не за товарами, а за весельем – «на народ посмотреть и себя показать», поучаствовать в играх, праздничных развлечениях. Ярмарки ломились от богатого урожая, где можно было найти практически всё…
Но как показывает история, любой народный праздник, как говорят священнослужители, языческий праздник, должен быть заменен на другой христианский и прославлять христианских мучеников. Так случилось и с праздником Покрова.
Вмешательство христианской религии и замена понятий праздника Покров.
Но на Русь пришло христианство. С установлением Христианства Покрову был придан другой смысл: он стал отмечаться в честь Богородицы и ее плата (покрывала).
Переименование смысла народного славянского праздника основано на мифе - о событии взятым из Жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.
1. Сомнительная личность Андрея Юродивого.
"Оригинал жития Андрея Юродивого (Цареградского) написан около конца IX — начала X веков в Константинополе священником по имени Никифор, служившим в храме святой Софии. Древнерусский перевод создан в Северо-Западной Руси в начале XII века (или ранее), его фрагменты вошли в краткую редакцию Пролога (середина XII века). Несмотря на то, что события описаны так, будто автор был их современником, Андрей Юродивый на самом деле жил, по-видимому, около V века, на что указывает упоминание некоторых личностей, а Никифор просто использовал при написании ранние источники. Что уже не сходится с версией, что события имели место в 910 году, об этом будет чуть ниже.
Считается, что сам Андрей, был родом из Скифии, был рабом богатого константинопольского сановника Феогноста. Однако имя Андрей греческого происхождения и скифы не называли себя греческими именами. По преданию, отрок Андрей был прекрасен собою и отличался добрым нравом, поэтому и стал любимым рабом Феогноста, а в дальнейшем последний отдал Андрея обучаться Священному Писанию. Принявший аскетический подвиг юродства, Андрей был изгнан своим хозяином и жил в бедности и холоде, терпеливо перенося насмешки и унижения окружающих. Что такое юродство, поясню. Юродство (от ст.‑слав. оуродъ, юродъ — «дурак, безумный») мнимое безумие, преподносится священниками как особый христианский подвиг, принятие на себя образа глупого, безумного. Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. То есть человек не хотел иметь ни семьи, ни дома и не желал подчиняться власти и правилам общего поведения. Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых, что кажется удивительным и не понятным. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь христиане назвали даже храм Василия Блаженного, вот такие дела...
Так вот этот Андрей Юродивый, по данным из агиографических источников, сподобился видения Пресвятой Богородицы.
И что же пишут эти источники, читаем в википедии: "Когда Константинополь (Царьград) был окружён неприятельскими войсками, жители его в страхе собрались в храме Пресвятой Богородицы на Влахернах, где правилась всенощная. (Влахе́рнская це́рковь Богоро́дицы — знаменитая в истории восточного христианства церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. Эта церковь относилась к Восточной Римской (Византийской) империи (395—1204гг) и даже к Руси не имела никакого отношения.)
Юродивый, бывший раб, Андрей также присутствовал и молился на службе. Когда служба подходила к концу, Андрей увидел осеняемую светом Богоматерь в сопровождении ангелов и святых. Дева Мария после долгой коленопреклонённой молитвы со слезами сняла со своей головы ясный плат — мафорий (греч. мафорион) и широко простёрла этот покров над народом в церкви, обеспечивая их защиту. Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.
Видел Деву Марию только Андрей и по некоторым данным еще и сын знатного мужа Иоанна - Епифаний, друг Андрея, с которым они молились.
В этой истории не так все гладко. Существуют разные версии жития святого. До настоящего времени сохранилось более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции жития, самая древняя из которых — унциальный фрагмент 2-й половины X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Льва I) (правивший с 457 по 474 год) и преподобного Даниила Столпника (христианский аскет, столпник, почитается как святой в лике преподобных, который жил в 410-490гг).
Ряд анахронизмов в тексте и его сходство с биографиями других юродивых — Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского — заставили его первого издателя К. Яннинга отнести время жизни Андрея Юродивого к правлению императора Льва VI (886—912 гг.), а создание жития — к X веку. Архиепископ Сергий (Спасский), соглашаясь с указанной датировкой, указал на позднее появление имени святого в греческих синаксарях (XII век). По мнению Измаила Срезневского, могло существовать древнее житие преподобного, написанное в VI веке и переработанное в середине X века. С. Манго считал, что житие Андрея Юродивого было создано в конце VII века.
Вот я описываю видения Андрея юродивого и не понятно, почему он заменил славянский праздник Покров День, связанный с переходом осени в зиму, но продолжу...
2. Имело ли место осада Константинополя сарацинами в 910 году, когда Андрей молился в храме?
Итак, принято считать, что события, описанные Андреем относятся к 910 году, когда сарацины осаждали город Константинополь. Но вот из данных Википедии почему-то осады сарацинами Константинополя в 910 году не было. Список перечисленных осад Константинополя выглядит следующим образом (сведения тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Осады_Константинополя):
- Первая русская осада войсками князей Аскольда и Дира в 860 году (согласно Повести временных лет, в 866).
В других источниках тоже нигде нет осады Константинополя в 910 году. Весь список осад Константинополя с источниками научной литературы можно посмотреть тут - https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_sieges_of_Constantinople.
Интересен еще один исторический момент: в 911 году был заключен Ру́сско-византи́йский договор — международный договор, заключённый Киевской Русью и Византией, который регулировал русско-византийские отношения. Получается в описываемый период времени Византийская империя воевала с русами, куда входили и славянские племена, то есть нашими предками. С Болгарской империей, основанная булгарскими, славянскими и фракийскими племенами Византия стала воевать позднее.
Вот данные о неудачных попытках византийцев в 910 году отбить у арабов о.Крит и провести поход в Сирию был - https://hrono.ru/0900viza.php .
Вся история Андрея юродивого про явление Богородицы основанная на осаде сарацинами Константинополя вымышленная. Константинополь все-таки пал под осадами: крестоносцев в 1204 году, под натиском никейской империи в 1260-1261гг. и под натиском Османской империи в 1453 году и уж ни иконы, ни вера не спасла город от разорений.
3. Почему история появления Богоматери в Константинополе описанного Андреем Юродивым получило распространение именно на Руси.
Популярность на Руси обусловлена тем, что Андрей Юродивый называется славянином, а в более поздних переводах церковнослужителей даже новгородцем, и тем, что содержание жития весьма любопытно. На распространение книги на Руси повлияло также то, что в житии описано явление Божией Матери святому Андрею, сыгравшее роль в установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы на Руси."
Болландист К. Яннинг, первый издатель жития Андрея Юродивого, отнес создание жития к X веку, основываясь, кроме всего прочего, на том, что житие Андрея Юродивого могло быть создано по образцу других житий, которые были созданы около X века: Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского. А кто такой болландист? Болландисты — католическая конгрегация, состоящая преимущественно из учёных-иезуитов, занимающаяся собиранием, сочинением и изданием житий святых и манускриптов. Получили название по имени одного из основателей Жана Болланда. Болландистами назывались монахи, преимущественно иезуитского ордена, занимавшиеся разработкой «Acta Sanctorum» (1643—1794), собрание которых было начато Герибертом Росвейде и Болландом.
Помимо этого на более позднее происхождение жития Андрея указывает и то, что имя Андрея Юродивого появилось в греческих синаксарях лишь в XII веке. Тогда же, в XII веке князь Андрей Боголюбский установил новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Основанием послужило упоминание в житии Андрея Юродивого явления Богородицы святому. В дальнейшем празднование памяти Андрея Юродивого церковь приурочила к празднованию Покрова Пресвятой Богородицы. То есть появился новый святой, соответственно нужен новый христианский праздник.
4. Вторая версия явления Богоматери.
Есть и вторая версия явления Богоматери, которая описываем моления не в период осады, а в период праздничного моления.
"Андрей был в церкви во Влахернах во время всенощного бдения вместе с Епифанием и его слугой. Около 11 часов вечера святой увидел Богородицу, вместе с которой были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, держащие её с обеих сторон. Когда она подошла к амвону, Андрей спросил у Епифания, видит ли тот царицу мира, и тот ответил, что видит. Она преклонила колени и долго молилась, а после подошла к алтарю и продолжила молиться за людей там стоящих. Закончив, она сняла мафорий и распростерла его над стоящими там людьми. Долгое время они видели его таким, сияющим как «иликтръ». И когда она исчезла, то исчез и мафорий, но для стоящих там осталась благодать." - данные с Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Житие_Андрея_Юродивого).
А вот как описывает явление архиепископ Сергий Спасский (1830-1904г):
"Не задолго пред концом своей жизни святой Андрей удостоился вместе с Епифанием созерцать во Влахернском храме явление Божией Матери. «Однажды во время совершения всенощного славословия в храме Богоматери во Влахернах, говорит жизнеописатель, пришел туда юродствуя блаженный Андрей. Он стоял по обычаю там, сколько усердие давало силы, иногда до полуночи, иногда до утра. Был там и Епифаний и один из слуг Епифания. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит наяву Богородицу, идущую от царских врат (то есть, от главных западных входных врат церковных)4 со страшной свитой, из коей честный Предтеча и сын грома (т. е., святой евангелист Иоанн Богослов) поддерживали Ее по сторонам своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и Царицу мира»? «Вижу, отец мой духовный» отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла к алтарю, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало (мафорий или омофор), которое имела на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи, святые Андрей и Епифаний, довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню, и доколе была там Пресвятая, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Конечно, Она взяла его с собою, благодать же оставила сущим там». https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/svjatoj-andrej-hrista-radi-yurodivyj-i-prazdnik-pokrova-presvjatoj-bogoroditsy/
В Житии Андрея Юродивого, помещённом в Великих Четьих Минеях, тоже не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. https://ru.wikipedia.org/wiki/Покров_Пресвятой_Богородицы
Здесь уже нет никакой осады Константинополя, даты события тоже нет. Однако уже описано время 4 часа утра. Интересная особенность указана, что видение Божей Матери - Девы Марии, Андрей увидел "не задолго пред концом своей жизни", а как считается умер он на 66-м году жизни.
Здесь суть заключается в том, что описано служение Андрея во время всенощного бдения. Что это такое, сейчас объясню! Все́нощное бде́ние (также разг. все́нощная — праздничное торжественное чинопоследование богослужения Православной церкви, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). В Евангелии и в апостольских писаниях ночные молитвы, в том числе всенощные моления, встречаются чаще, с наставлениями бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа, непрестанно молиться. В более широком смысле — аскетическая практика отказа от сна в целях продолжительного молитвословия в ночное время суток. Теперь представьте себе, что вы глубоко верующий человек и в течении суток в ночное время при свечах молитесь в храме. При таких обстоятельствах, без сна вам может привидится всё что угодно, отсюда и различные мифы.
5. Как священники преподносят значение "Жития Андрея Юродивого".
Юродивый - то же, что чудаковатый, ненормальный.
"Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят?" – Булгаков, «Мастер и Маргарита»
В религиозном, конкретно — христианском понимании юродство трактуется как отречение от общепринятых норм жизни, в соответствии с первой заповедью блаженства — «Блаженные нищие духом». Под «блаженством» подразумеваются земные блага, от которых человек отказывается ради полной отдачи себя Богу. Юродство, как считают христиане — духовный подвиг, подразумевающий крайнюю форму самоотречения, и особенности юродского поведения тесно связаны с исторической эпохой, в которую жил святой, и с её реалиями, поскольку именно от их сущности зависит определение земных благ, от которых человек откажется во имя достижения святости.
Христианские священники полагают, что «Житие Андрея Цареградского (Юродивого)» стало своеобразным идеалом для юродских житий, поскольку оно выстраивается канонично, благодаря чему читатели могут с лёгкостью увидеть логику достижения героем святости. (По мне так сомнительная святость героя, который разговаривает, только с тем, кого видит в видениях, справляет естественную нужду при людях, оскорблял других людей, ссылаясь на то, что он боролся с видимыми только ему демонами и так далее.) Также важно то, что самоотречение героя сходно с безумием, поскольку его поступки отличаются радикальностью, и изменения в поведении Андрея происходят крайне резко. Он отказывается от самого себя, от собственного ума, тела, всего телесного: от одежды, от людской речи, перейдя на бессвязное бормотание. Такие действия связаны со стремлением Андрея победить дьявола в борьбе за душу человека. Об этом свидетельствуют строки из Священного писания: «мудрость мира сего есть безумие пред Богом…». Так, наградой за отказ от человеческого разума, по мнению христиан, считается обретение высшего разума и прозрение духовных очей. Читателей «Жития…» привлекает именно радикальность поступков Андрея Юродивого, раскрывающих тайну связи человека с Богом, и совершение подвига смирения в крайней его форме. Вот на основании описания "Жития Андрея Цареградского (Юродивого) и построена философия замены древнеславянского народного Дня Покрова на явление Богоматери во Влахернах.
А вот как описывают действия Андрея Юродивого само "Житие":
"И вот пока они так беседовали (имеется ввиду ангел с которым разговаривал Андрей) , стал ангел удаляться от него на небо. А идущие тою дорогою, видя, как он один стоит и разговаривает неизвестно с кем (ангела‑то они не видели, будучи недостойными этого), обращались друг к другу с такими словами:"Посмотрите на дурака, как он беседует со стеной, ничего не смысля!"И, толкая и прогоняя его, приговаривали:"Что же это такое, придурок, о чем это ты здесь разговариваешь со стеной?"
- "И вот однажды, когда он опять справлял нужду позади таверны на глазах у прохожих, какой‑то юнец, увидав, как он сидит не краснея, сообщил хозяину таверны, а тот, выбежав и увидав святого (Андрея), достал палку и избил его, как только мог."
- "Наконец, когда все уснули, Епифаний, покинув, по своему обычаю, ложе, лег на полу; святой же (Андрей), сделав вид, будто уснул на ложе Епифания, сам оставил его, вышел во двор и лег в навозную кучу на весь остаток ночи.
- Некоторые из христолюбивых людей, заметивших, как он (Андрей) измучен, давали ему мелкие монеты, и, так как долгое время они не видели его, говорили:"Где ты был до сих пор, недоумок, и где провел столько дней?"А он им отвечал:"Или вы не знаете, болваны, что, находясь с дураками, я боролся как дурак? Да вы ведь и сами дуралеи!"; Они же поднимали его на смех, не понимая сказанного, ибо дураками он называл пагубных демонов, с которыми он всякий раз вел борьбу, сражаясь за Царство Небесное. И одни давали ему мелкие монеты, другие — бобов, третьи — хлеба, четвертые — сыра или фруктов, каждый из того, что купил.
- Когда же началось чтение, Епифаний сел на скамью, а блаженный (Андрей), как один из бедняков, — на пол, прикрыв свое тело дешевыми лохмотьями. И вот, когда он сел на землю, находящиеся там заметили его и стали говорить:"Что это случилось с бесноватым, что он пришел сюда?"И некоторые отвечали:"Возможно, он ненадолго освободился от мучившего его злого духа".
- В один из дней в середине Великого Поста святой забавлялся на мостовой Форума и, по своему обычаю, то бегал, то танцевал.
Характеристика Андрея конечно неоднозначная...
6. В чем же смысл замены церковью славянского праздника Покров на церковный.
Христианская Церковь в 12 веке становится просветительницей новокрещеного государства, церковь возглавлял Киевский митрополит, назначаемый из самого Константинополя и в этом ее поддерживает великокняжеская власть. Как следствие видим и распространение именно влияние власти Константинополя.
Основная же цель, укрепление влияние церкви на прихожан: чем больше прихожан, тем сильнее влияние священников на мышление людей. Как мы помним, после Покрова начинаются массово отмечаться свадьбы.
Церковь взяла на себя обязанность по заключению церковных обрядов, связанных со свадьбой - венчанием. Это не просто обряд заключенного союза между двумя людьми, это именно богослужение, во время которого совершается так называемое - таинство брака. В венчании христиане благословляют свой союз во образ союза Христа и Его Церкви. Но для этого надо не просто заключить союз между двумя молодоженами, до этого их надо обратить в христиан, так как нельзя было венчать язычников. Отсюда влияние религии на молодожен.
В 12 веке важность христианской церкви на Руси росла, она распространила свою власть в государственные и мирские дела.
В политической сфере церковь выступала гарантом межкняжеских соглашений, вмешивалась в переговоры, представители церкви нередко брали на себя роль послов. Часто духовенство активно противодействовало княжеским междоусобицам, содействуя примирению враждовавших сторон.
В экономической сфере церковь ведала некоторыми мирскими делами, соприкасающимися с государственными интересами. Она получила юрисдикцию над всеми христианами (семейные дела, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», вероотступничество, «оскорбление нравственных чувств»).
В социальной сфере церковь принимала на себя бремя надзора и попечения за несчастными, которых тогдашнее общество не могло защитить от обид и притеснений, выполняя функцию социальной защиты
Церковь в XII веке существовала за счёт следующих источников:
- Десятина. Это отчисление доли поступающих на княжеский двор даней в пользу церкви.
- Щедрые дары князей. В период Киевской Руси великие князья, заинтересованные в том, чтобы православие укрепляло их власть, щедро одаривали церковь. Благодаря этим дарам с XII века каждый монастырь имел значительное хозяйство, большие земельные угодья, а также крестьян, обрабатывающих эти земли.
- Земельная собственность. Самые ранние известия подобного рода относятся ко второй половине XII века. При этом могла происходить простая передача права сбора налогов, даней с определённой территории.
ИТОГ:
Покров День - это славянский праздник, где провожают осень и встречают зиму.
Покров Пресвятой Богородицы - это выдуманный христианами праздник, который пришел взамен Покрова, на основании Жития юродивого Андрея, бывшего раба, который занимался скитанием, попрошайничеством в Константинополе, который видел видения, видные только ему самому, но который истинно верил в Бога, общался с ним в своих видениях и боролся с демонами, которых видел только он. Сам праздник Покрова Пресвятой по смыслу совершенно другой, направленный на торжество в православии, посвящённые особому воспоминанию святого Андрея, как распространителю идеи христианства и просвещения самой идеи Божией Матери. События явления Богоматери Андрею происходили в столице Византийской империи и не связано с Русью никаким образом, но будучи под влиянием Византийской церкви Русская церковь должна была продвигать идеи христианства на Руси.
Всем хорошего настроения и здравого ума!
Постскриптум: Ни в коем случае не хочу оскорбить чувства верующих. Статья написана на основании сравнения данных имеющихся в различных источниках.