Некоторые люди (ваши знакомые, коллеги, родственники, клиенты) проявляют словесную агрессию, становятся оскорбительными, особенно когда они раздражены, независимо от того, оправдано это или нет. Они могут завуалированно задевать, намекать, обвинять, даже угрожать, оскорблять, кричать и буквально краснеют и сжимают кулаки.
Таких персонажей можно встретить в магазине, в метро или в клинике. Частые случаи вербальной агрессии можно встретить на форумах и в соцсетях.
Высказывания типа «Ну что ж вы так расстроились!» или «Как вы/ты можешь так говорить !» только еще больше злят такого человека. И чем больше он/она себя накручивает, проявляя словесную агрессию, тем больше становится жертвой и заложником своих собственных инстинктов и негативных эмоций. Так что же следует делать в таких ситуациях? Как реагировать на таких людей? Вот несколько рекомендаций, как чести себя, если вы столкнулись с агрессором:
1. Сохраняйте спокойствие и говорите тихо!
Агрессивные люди обычно говорят довольно громко. Если вы начнете говорить громко, как и агрессор, будете адаптировать свой тон и громкость к его повышенным тонам, то вы будете играть в его игру и подпитывать его агрессию.
Но результатом Скорее всего будет накал страстей и повышение градуса эмоционального напряжения. Поскольку агрессивные люди в любом случае слышат только то, что хотят услышать.
Поэтому сохраняйте спокойствие (по крайней мере внешне на сколько это возможно) и сознательно старайтесь говорить тихо и медленно.
В некоторых ситуациях может быть даже тактически разумно говорить настолько тихо, что взволнованный собеседник больше не сможет слышать вас акустически. Во-первых, вы определенно можете извлечь выгоду из неуверенности, которую это создаст для него. В лучшем случае это даже выливается в вопрос: «Что ты/вы сказал/а?» Если вы ответите, то он хотя бы выслушает.
Во-вторых, срабатывают зеркальные нейроны, которые есть, в том числе, и в восприятии звука.
2. Избегайте положения друг на против друга.
Когда животные рычат друг на друга, они всегда смотрят друг на друга лицом к лицу и это показывает готовность к бою и продолжению противостояния. Предложите собеседнику что-нибудь выпить. Если он гневно отвергает это, это не страшно, важно переключить внимание и сместиться телесно.
3. Слушайте и проявляйте понимание.
В агрессивной ситуации не стоит демонстрировать собеседнику, что вы его игнорируете. Сначала позвольте ему избавиться от разочарования и активно слушайте. Поощряйте его выражать свой гнев с помощью мимики (кивки и периодический зрительный контакт) и минимальных словесных фраз, таких как «понимаю» или «да». Плавно вы можете попытаться превратить гневный монолог в разговор, ориентированный на партнера, отвечая такими комментариями, как «Значит, вы имеете в виду, что…» или «Вас больше всего раздражает…» «Правильно понимаю, вы недовольны...» Перефразируйте его слова.
Используйте тактику «Да-но»: «Ваш вопрос справедлив, но вам также следует отметить, что…» Или задайте встречный вопрос: «Что вы имеете в виду?», «Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под..»
4. Используйте юмор, когда это уместно.
Именно юмор, а не уничижительную иронию. Юмор может разрядить установку. Ваша искренняя улыбка (а не ухмылка) продемонстрирует оппоненту вашу силу и доброжелательность по отношению к нему. И опять же открытая улыбка дает посыл зрительным двигательным нейронам!
На днях в клинике столкнулась с ситуацией вербальной агрессии. Молодому врачу, не справившемуся с компьютерной программой, пришлось прервать мой прием и обратиться за помощью к коллеге. Пожилой мужчин 80+, прекрасно одетый, начал извергать ругательства и в адрес врача, и в адрес клиники, угрожать пожаловаться главврачу, писать в разные инстанции, раскраснелся весь. Конечно, его можно было понять, он заплатил немалые деньги за прием, да и пришел заранее. Когда проблема была решена более опытный врач открыв дверь игриво спросила пожилого клиента: «Ну-с Борис Абрамович, заходить-то будете?» Мужчина сразу расслабился и отреагировал улыбкой: «Подумаю!» и бодро зашел в кабинет.
Если вы столкнулись с агрессией в соцсетях, помните, что человек пишет не о вас, все его фразы о нем самом, про него самого: о его неудовлетворенности жизнью, зависти, ощущении собственной никчемности и неценности. Именно проявляя вербальную агрессию в соцсетях такой человек хоть где-то имеет возможность высказаться, хоть анонимно сказать свое «веское» слово. Посочувствуйте ему и подумайте, а стоит ли несчастному отвечать.
Если вербальная агрессия направлена на ваших детей со стороны вашего партнера/партнерши, других родителей, твердо обозначьте, что такой тон и оскорбительные высказывания недопустимы. Вам важно показать ребенку, что вы на его стороне и сможете его защитить. А дальше возвращаемся к пункту 1.
Берегите себя и своих близких!
Психолог
Анна Штолленверк
Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru