Автомобиль покупают глазами. Этот факт давно подтверждается статистикой и практикой автозаводов — мало кто готов согласиться на некрасивую, но суперпрактичную машину. Какой автомобиль будет считаться красивым в ближайшей перспективе? Как вообще развивается автомобильный дизайн? Ответы на эти вопросы ищут автомобильные стилисты и постоянно выставляют свои концепции на суд публики. Только в момент воплощения проекты становятся уже не концепциями, а концепт-карами. Интересными и загадочными. Многие из концептов LADA можно рассмотреть в музее АВТОВАЗа, расписание и билеты ищите по ссылке. А пока выбираете удобное время для посещения, мы раскроем тайны концепт-каров LADA!
Почему концепты не идут в серию?
Этот животрепещущий вопрос постоянно висит в воздухе в том самом месте, где все концепты сконцентрированы — то есть в музее АВТОВАЗа. Кто-то ищет простое объяснение, но, как и всегда, ситуация тут многоплановая.
Концепт, как следует из определения этого термина, служит для демонстрации новых трендов дизайна и возможностей фирмы, а также для сбора обратной связи — нравится этот стиль публике или не очень. Никто и никогда не утверждает, что концепт пойдёт в серию. Однако голос автора концептов, как правило, тонет среди публикаций и домыслов… В разных блогах то и дело мелькают заголовки: «Мы узнали, когда этот концепт пойдёт в серию и сколько он будет стоить». Налицо простая погоня за хайпом, говоря проще — обман читателя.
Стараясь обозначить именно концептуальность автомобиля, дизайнеры иной раз нарочно делают макет подчёркнуто нереалистичным: с чрезмерно заниженной крышей, с гипертрофированными колёсами… Многие мировые фирмы и дизайн-ателье занимаются тем же самым — выпускают футуристичные, невероятные концепты. Получается, LADA работает в рамках мирового тренда, хотя иногда и сталкивается с непониманием со стороны публики. И всё же плюсы от создания концептов есть, и немалые!
Польза от концептов
Во-первых, концепт привлекает внимание общественности, партнёров, инвесторов, наконец, покупателей серийных автомобилей! В современном мире не привлекать внимание — смерти подобно. Во-вторых, концепты действительно работают по прямому назначению — помогают изучить интерес публики к тем или иным дизайнерским решениям. И если интерес есть, эти решения идут в серию (но об этом чуть ниже). В-третьих, концепты позволяют осваивать новые методики проектирования и создания прототипов. Перенести в металл и пластик идею дизайнера — работа не самая простая. И концепты как раз позволяют совершенствовать эти технологии. Сегодня — концепт, а уже завтра — макет реального автомобиля, созданный задолго до того, как начнётся серийный выпуск…
От концепта до серийной сборки: иногда это работает
В музее АВТОВАЗа есть несколько концептов, которые практически неотличимы от серийных авто. Это LADA Vesta, LADA XRAY Cross… Они созданы по «обходным» технологиям, у них нет мотора и даже интерьер весьма условен. Но внешность практически идентична серийным машинам. Получается, на определённой стадии концепт уже вполне может соответствовать будущему автомобилю. И, выставляя этот концепт, фирма делает уже конкретное обещание своему потребителю: ожидайте, скоро эта машина будет в автосалонах. В случае с LADA Vesta и LADA XRAY Cross так и было.
Есть у LADA и примеры, когда с концептов на серийные автомобили переходят отдельные дизайнерские решения. Так было с концептом Xcode («Икскод»). После него на LADA появились решётки радиатора в виде крупных сот, двухцветные колёсные диски, оптика, разделённая молдингом. Наконец, от знаменитого концепта LADA XRAY 2012 года заимствована целая ДНК стиля: на LADA Vesta перешли рельефные боковины, «икс-образная» структура передка, форма капота. На серийный LADA XRAY с концепта перешло всё то же самое, а плюсом было заимствовано имя. Имя и правда хорошее, звонкое, но это снова привело к вечным риторическим вопросам: почему концепт и серийный автомобиль так сильно различаются. Напомним, что концепт LADA XRAY 2012 года не базировался ни на какой реальной платформе, не имеет двигателя и шасси, у него гипертрофированные формы — те самые переразмеренные колёса вместе с микроскопическим багажником и очень небольшим салоном. Очевидно, что на российском рынке в сегменте массовых автомобилей имеет смысл выпускать машины с обычными колёсами и вместительными салонами.
Зрелищные концепты LADA
И всё же концепты будоражат. В истории LADA есть случаи, когда концепт произвёл фурор в год своего появления и даже спустя десятилетия вызывает эмоции! Таким успехом может похвастаться знаменитый «Рапан» (1998 г.). Название концепта отсылает к одному из видов морских ракушек, что подчёркивает принадлежность этой разработки к модному в то время биодизайну.
«Рапан» — электромобиль, причём его механическая часть основана на агрегатах «Оки-Электро», неоднократного победителя международных экоралли.
Конструкция «Рапана» типична для концептов: трубчатый стальной каркас и стеклопластиковый кузов. Двери открываются против хода. Передние сиденья — вращающиеся, задние — сдвижные. Пол ровный, без выступающих порогов. Чтобы не мешать посадке/выходу водителя, рулевая колонка при открывании левой двери откидывается в вертикальное положение. Комбинация приборов сосредоточена внутри рулевого колеса, а кнопки и рычажки — по его окружности.
В 2023 году концепт «Рапан» прошёл реставрацию на АВТОВАЗе и сейчас выглядит практически так же, как в год премьеры. Среди посетителей музея это один из любимых экспонатов, гости обожают с ним фотографироваться.
Хотите узнать, какие ещё концепт-кары пользуются особой популярностью у публики? Расскажем о самых зрелищных экспонатах музея АВТОВАЗа уже в следующей статье — следите за нашими обновлениями!