Найти тему
Новгородская Русь

"Видение пономаря Тарасия" как образ-напоминание в новгородском искусстве 16‒17 веков

Оглавление
Видение пономаря Тарасия. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
Видение пономаря Тарасия. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.

Уроки для назидания потомков, передаваемые из поколения в поколение

От создания мира человек, наделенный свободой воли, оказался перед выбором: быть с Богом или без Него. История показывает, что если от Бога отпадают не отдельные люди, а целая нация, то рано или поздно такой народ бывает наказан и, если все же не внемлет предостережениям, подлежит истреблению. Подобные уроки долго хранятся в народной памяти, передаваясь через художественные и литературные источники для назидания потомков. Этому учат библейские сказания о древних иудеях, неоднократно преследуемых Богом за отступничество. Об этом же напоминает и гибель Византийской империи. Принятие равноапостольным князем Владимиром крещения в 988 году стало не просто личным религиозным выбором, но определило и последующее культурно-историческое развитие страны. Монотеистическая вера христианства способствовала укреплению на Руси государственности, а близость с Византийской империей раскрыла перед славянскими народами достижения античной цивилизации.

Васнецов В. Крещение Руси. Оригинал для росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве. 1890 год. Холст, масло. ГТГ. 02.2025.
Васнецов В. Крещение Руси. Оригинал для росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве. 1890 год. Холст, масло. ГТГ. 02.2025.

Начиная с 16 века, в России набирает популярность теория преемственности, рассматривающая Москву как "третий Рим", а русский народ, соответственно, как богоизбранный – народ Богоносец. Несмотря на предсказания псковского старца Филофея о том, что

"два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти" (Филофей 1984: 441),

примеры богоотступничества встречаются и в русской истории. Яркий пример Божьей кары над городом сохранили для потомков новгородские летописные и иконописные источники.

"Два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти" (предсказание старца Филофея).
"Два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти" (предсказание старца Филофея).

Отступничество новгородцев от православной веры

В 1471 году, не желая подчиняться власти Москвы, новгородские бояре ищут союза с великим князем Литовским и королем Польским Казимиром IV. Руководимые вдовой посадника Марфой Борецкой, жители приглашают польского наместника на правление. В это время в городе появляется иудейская ересь, направленная на подрыв устоев Православия. Многие простые новгородцы и жители окрестных сел были совращены в учение "жидовствующих" своими духовниками, так как основное распространение безбожия шло именно из среды диаконов и священников. Дважды за это время опустошаем был город пожаром, но это не останавливало отступников от веры православной, ‒ пишет автор жития архиепископа новгородского Геннадия (Святые Новгородской Земли 2006: 771–804). С точки зрения Великого князя Ивана III и его сторонников, стремившихся к укреплению Руси путем объединения всех русских земель вокруг Москвы, союз с католической Польшей был предательством национальных и православных интересов.

Лебедев К. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889 год. ГТГ © фото с сайта https://news.novgorod.ru.
Лебедев К. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча. 1889 год. ГТГ © фото с сайта https://news.novgorod.ru.

В 1478 году Новгород, пытаясь противостоять всем полкам русским, терпит поражение. Приходит конец Новгородской вольности, которую горожане хотели сохранить во что бы то ни стало – даже путем союза с неправославными государствами. В наказание за это Иван III выселяет повинных бояр за пределы новгородских земель, а земельную собственность передает московским служивым людям.

Великий князь Иван III Васильевич велит привезти вечевой колокол из Новгорода в Москву в 1478 году: "А после себя велел князь великий из Новгорода колокол их вечевой привезти на Москву. И привезен был, и вознесли его на колокольницу на площади – с прочими колоколами звонить. А как стал Великий Новгород и Русская земля, такого на них принуждения не бывало ни от какого великого князя, да и ни от кого иного". Книжная миниатюра 16 века. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Шумиловский том © runivers.ru.
Великий князь Иван III Васильевич велит привезти вечевой колокол из Новгорода в Москву в 1478 году: "А после себя велел князь великий из Новгорода колокол их вечевой привезти на Москву. И привезен был, и вознесли его на колокольницу на площади – с прочими колоколами звонить. А как стал Великий Новгород и Русская земля, такого на них принуждения не бывало ни от какого великого князя, да и ни от кого иного". Книжная миниатюра 16 века. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Шумиловский том © runivers.ru.

Летописные свидетельства о бедствиях, постигших Новгород в начале 16 века

Однако на этом не заканчиваются новгородские беды. С 1506 по 1508 год в городе свирепствовала моровая язва. Об этом ужасающем по продолжительности и количеству погибших событии сохранилось следующее свидетельство в летописи:

"При великом князе Василье Ивановиче всея Руси и при архиепископе Новгородском, владыце Серапионе, бысть в Новегороде мор велми велик <...>, паде же и людей безсчисленно, и того бысть по три осени. Последнюю же осень, лето 7016 (1508), паде людей, мала и велика, мужеска полу и женьска, 15000 душь и 400 без четырех голов" (Летопись Новгородская IV 1925: 460).

В том же 1508 году в Новгороде случился страшный пожар, о котором летописец пишет, что такого пожара еще никогда не бывало:

"Загореся на Славкове улицы <...> от свещи, и погоре Знаменская Торговая сторона вся", включая две каменные церкви (Летопись Новгородская III 1841: 244).

В небе все время гремела гроза, но дождя не было. Сильная буря усиливала свирепость огня, вихрь сокрушал дома и с корнем выворачивал деревья, Волхов взволновался так, что разбились многие суда, а другие загорелись. Назвав число жертв пожара – 3315 человек, летописец добавляет:

"а утопших Бог един весть, которые без вести изгибли" (Летопись Новгородская III 1841: 244),
"а горело день да нощь да на завтрее до полуден" (Летопись Новгородская IV 1925: 461).

Возникновение сказания о "Видении пономаря Тарасия"

Помимо документальных свидетельств о бедствиях, постигших вольнолюбивый город, данные события по-своему отразились в литературных и иконописных источниках. Основой сюжета стало сказание о "Видении пономаря Тарасия", прославляющее чудесное избавление города от гибели по молитвам преподобного Варлаама Хутынского. Данное чудо было сотворено уже через несколько веков после преставления святого. Записанное в начале 16 века, оно не только вошло в состав Жития преподобного Варлаама, но и издавалось как самостоятельное произведение.

Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах. Вторая половина 16 века с поновлениями 17 века, Новгород (средник); середина 17 века, Ярославль (рама с клеймами). Ярославский музей-заповедник © www.icon-art.info.
Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах. Вторая половина 16 века с поновлениями 17 века, Новгород (средник); середина 17 века, Ярославль (рама с клеймами). Ярославский музей-заповедник © www.icon-art.info.

Существует две версии сказания, основным отличием между которыми является имя пономаря: согласно второй редакции его звали не Тарасий, а Прохор. Данный текст нашел отражение на иконе "Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах" (16, 17 века), повествующей среди прочих чудес святого о видении хутынского пономаря Прохора и последовавшем избавлении Новгорода от неминуемой гибели.

Изображение сказания о видении пономаря Прохора на иконе "Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах". Клейма 15, 16, 17. Рама с клеймами середины 17 века, Ярославль. Ярославский музей-заповедник © www.icon-art.info.
Изображение сказания о видении пономаря Прохора на иконе "Варлаам Хутынский с житием в 18 клеймах". Клейма 15, 16, 17. Рама с клеймами середины 17 века, Ярославль. Ярославский музей-заповедник © www.icon-art.info.

В общих чертах содержание сказания таково:

Однажды случилось пономарю церкви Спаса Преображения в Хутынском монастыре по некоей церковной надобности быть "в полунощи" в храме (Памятники литературы Древней Руси 1984: 416). Вдруг сами зажглись все свечи и паникадила, церковь наполнилась благоуханием, и из гробницы вышел преподобный Варлаам. Святой долго со скорбью и слезами молился перед святыми иконами, после чего обратился к объятому страхом пономарю со словами:

"Брате Тарасие, хощет Господь Бог погубити Великий Новъград; взыде, брате Тарасие, на самый верх церковный и узриши пагубу Великому Новуграду, что хощет ему Господь Бог сотворити" (Памятники литературы Древней Руси 1984: 416).

Поднявшись на кровлю церкви, Тарасий увидел, что над Новгородом нависло озеро Ильмень, готовое обрушиться на город.

"Господь Бог хощет Ильмерем езером потопити Новъград за умножение грехов людских всенародного множества и за беззаконие и неправды их" (из сказания о "Видении пономаря Тарасия", 16 век). Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
"Господь Бог хощет Ильмерем езером потопити Новъград за умножение грехов людских всенародного множества и за беззаконие и неправды их" (из сказания о "Видении пономаря Тарасия", 16 век). Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.

Пономарь в ужасе сбежал вниз и рассказал святому об увиденном. Преподобный Варлаам снова долго молился и затем вторично послал пономаря на верх церкви. На этот раз пономарь заметил грозных ангелов, стреляющих огненными стрелами "на множества народа людского, на мужи и жены и на дети их", а около каждого человека стоял его ангел-хранитель с книгой в руках. И если человек был "написан в живых", то ангел окроплял такого человека "кистию из сосуда, приемля мира небесного", и тот исцелялся. Если же человек был записан "ему же умрети", то ангел, "не помазав его миром", отходил, и человек этот был обречен на гибель (Памятники литературы Древней Руси 1984: 418).

"И видит он, как множество ангелов стреляют огненными стрелами и летят эти стрелы словно сильный дождь из тучи, поражая всех жителей Новгорода" (из сказания о "Видении пономаря Тарасия", 16 век). Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
"И видит он, как множество ангелов стреляют огненными стрелами и летят эти стрелы словно сильный дождь из тучи, поражая всех жителей Новгорода" (из сказания о "Видении пономаря Тарасия", 16 век). Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
"Перед каждым человеком стоял ангел-хранитель, держа в руках книгу и читая в ней повеление Божие" (из сказания о "Видении пономаря Тарасия", 16 век). Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
"Перед каждым человеком стоял ангел-хранитель, держа в руках книгу и читая в ней повеление Божие" (из сказания о "Видении пономаря Тарасия", 16 век). Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.

Вернувшись к преподобному Варлааму, пономарь рассказал ему о своем видении. Святой разъяснил, что Бог пощадил новгородцев,

"еже не потопил потопом града, но посылает Господь Бог на люди казнь – мор, но с милостью" (Памятники литературы Древней Руси 1984: 420).

В третий раз поднимается пономарь по повелению святого на верх церкви и видит над Новгородом огненную тучу.

Огненная туча, нависшая над городом. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
Огненная туча, нависшая над городом. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.

Это видение пономаря Варлаам истолковывает так, что через 3 года после мора в Новгороде случится великий пожар: вся Торговая сторона сгорит и множество людей погибнет, но все-таки город не будет стерт с лица Земли,

"потому что <...> Пречистая Богородица со всеми святыми умолила Сына Своего и Бога Нашего Иисуса Христа и избавила град свой от потопа" (Памятники литературы Древней Руси 1984: 420).

Сказание – страшная легенда или предупреждение о каре Божьей?

Советские исследователи древнерусской литературы и иконописи – Д.С. Лихачев, Л.А. Дмитриев, Н.Г. Порфиридов – рассматривали "Видение пономаря Тарасия" как страшную легенду, возникшую "под свежим впечатлением от несчастий, обрушившихся на Новгород, то есть вскоре после 1508 года" (Памятники литературы Древней Руси 1984: 724).

Д.С. Лихачев (1906–1999) , Л.А. Дмитриев (1921–1993), Н.Г. Порфиридов (1893–1980).
Д.С. Лихачев (1906–1999) , Л.А. Дмитриев (1921–1993), Н.Г. Порфиридов (1893–1980).
Моровая язва, затем страшный пожар – эти "события, хронологически следовавшие одно за другим, очевидно, объединились в сознании новгородцев в единое бедствие и послужили основой <…> видения пономаря Тарасия", – обобщает общепринятое в 20 веке мнение Л.А. Дмитриев (Памятники литературы Древней Руси 1984: 724).

Одним из главных доводов в пользу этой теории считается наблюдение Д.С. Лихачева, в котором он весьма убедительно соотносит время возникновения сказания с постройкой в Хутынском монастыре в 1515 году нового Преображенского собора.

Варлаамо-Хутынский монастырь. 11.2015 © фото с azbuka.ru.
Варлаамо-Хутынский монастырь. 11.2015 © фото с azbuka.ru.
"Это был один из немногих поздних новгородских храмов, имевших внутренний ход на кровлю, с которой открывался <…> неповторимый вид на Новгород: город расстилался на юг от собора, был виден во всех своих деталях, а за городом, как бы нависая над ним, на самом горизонте стояло казавшееся выпуклым Ильмень-озеро. Открывавшаяся с крыши Хутынского собора панорама могла быть поводом к созданию легенды", – заключат Д.С. Лихачев (Лихачев 1959: 90).

Однако вне зависимости от того предшествовало ли "Видение пономаря Тарасия" бедствиям, выпавшим городу, или было записано уже после случившихся событий, в данной истории содержится важный, бережно хранимый для потомков опыт. Новгород к концу 15 века оказался настолько неправедным городом, что все несчастья, обрушившиеся на него в начале 16 столетия, жители восприняли как небесную кару. Когда ради временной вольности горожане были готовы предать не только национальные интересы, но и отступить от православной веры, все жители Новгорода и даже городские стены, и святые церкви оказались осквернены нечестием. Как уничтожил Господь Содом и Гоморру, так Он был готов стереть с лица Земли и неправедный Новгород. Лишь заступничество преподобного Варлаама Хутынского спасло город от окончательной гибели. Но для вразумления жителей и их потомков новгородцев постигают 3 года подряд страшные бедствия, во время которых каждый явно ощущает над собой проявление воли Божией.

"Видение пономаря Тарасия" в новгородской живописи 16–17 веков

Иллюстративность сказания о видении пономаря Тарасия нашла отражение в новгородской живописи. Уже в конце 16 века появляется первая икона, повествующая о страшных бедствиях, постигших город. Всего же до наших дней сохранилось 7 новгородских икон, посвященных этому сюжету, а также житийные клейма, изображающие чудо, и книжные миниатюры к рукописным текстам Жития преподобного Варлаама Хутынского (см. Словарь книжников и книжности Древней Руси).

Икона "Видение пономаря Тарасия" – это не просто молельный образ, а образ-напоминание, предупреждающий новгородцев о грядущих бедах, в случае если они вновь впадут в гордость и отступят от православной веры.

1. Икона конца 16 – начала 17 века

Видение пономаря Тарасия. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
Видение пономаря Тарасия. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.

По всей вероятности, это древнейшая икона из данного цикла, созданная в конце 16 – начале 17 века для Варлаамо-Хутынского монастыря (согласно исследованиям конца 20 столетия – около 1580 года); в настоящий момент образ хранится в Новгородском музее-заповеднике.

2. Икона начала 17 века

Видение пономаря Тарасия. Новгород. Начало 17 века. ГРМ © https://rusmuseumvrm.ru.
Видение пономаря Тарасия. Новгород. Начало 17 века. ГРМ © https://rusmuseumvrm.ru.

Икона из Государственного Русского музея относится к началу 17 века и во многом повторяет первоначальный хутынский извод, однако, здесь отсутствуют фигуры молящихся святых на облаках.

3. Икона второй половины 17 века

Видение пономаря Тарасия. Новгород. Вторая половина 17 века. Покровский собор (ГИМ) © https://icons.pstgu.ru.
Видение пономаря Тарасия. Новгород. Вторая половина 17 века. Покровский собор (ГИМ) © https://icons.pstgu.ru.

Образ из церкви Варлаама Хутынского в московском Покровском соборе (коллекция Государственного исторического музея) практически полностью повторяет композицию иконы из новгородской Варлаамо-Хутынской обители. Отличительной особенностью данного варианта является изображение на полях 8-и святителей – скорых помощников и молитвенников за Новгород и его жителей. В верхней части показаны московские святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, ниже – Никита, Моисей, Иоанн и Иона Новгородские. Включение образа святителя Филиппа Московского определяет датировку иконы временем не ранее второй половины 17 столетия.

4. Икона конца 17 века

Видение пономаря Тарасия. Новгород. Конец 17 века. ГТГ © https://my.tretyakov.ru.
Видение пономаря Тарасия. Новгород. Конец 17 века. ГТГ © https://my.tretyakov.ru.

Экземпляр "Видения пономаря Тарасия" из Третьяковской галереи относится к концу 17 века и представляет собой значительно менее насыщенную деталями композицию.

Иконография образа "Видение пономаря Тарасия"

Композиционная схема всех вариантов иконы одинакова. Изображение разделено на две зоны: "небесную" и "земную".

В верхней части иконы, в ширину ее, в 9-и разноцветных сферах показаны чины ангельские, с Отечеством-Деисусом в центральной сфере – здесь мы видим образ Новозаветной Троицы с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей.

Непосредственно под ними на более крупных иконах расположены стоящие на облаках группы святых. По положению их фигур и рук становится понятно, что они изображены не в момент пения хвалы Богу, а во время молитвенного прошения, на которое угодники Божьи встали по призыву преподобного Варлаама Хутынского. И молитва их, безусловно, о помиловании Новгорода. Интересно, что преподобный Варлаам в этот момент присутствует одновременно и на земле и в небесных сферах, являясь как бы посредником между Богом и грешными новгородцами.

Святой Варлаам, молящийся пред престолом Господним о спасении Новгорода. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © amsmolich.livejournal.com.
Святой Варлаам, молящийся пред престолом Господним о спасении Новгорода. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия". Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © amsmolich.livejournal.com.

Бо́льшая часть иконы занята собственно сценами видения. С необыкновенной любовью иконописец изображает панораму средневекового Новгорода с многочисленными храмами и окрестными монастырями.

Панорама средневекового Кремля. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
Панорама средневекового Кремля. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
"Главнейшие постройки города переданы столь узнаваемо и точно, что рисунок их может служить и слу­жит в качестве документа для истории многих новгородских архитек­турных памятников", – отмечает Д.С. Лихачев (Лихачев 1959: 90).

Особый интерес вызывают изображения новгородцев, занятых своими повседневными делами: рыбаки вытаскивают сети из реки, пахари работают в поле, кузнецы куют, по мосту проезжают всадники; кто-то запечатлен в своих домах, лежащими на постелях, а кто-то сидящим за праздничным столом.

До бедствия горожане живут своей обыденной жизнью, не желая изменять в ней ничего на иконе детально показано множество церквей, но молящихся в них не видно.

Панорама Юрьева монастыря. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.
Панорама Юрьева монастыря. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © www.icon-art.info.

Значительное место в композиции иконы отведено изображению Хутынского монастыря, в центре которого возвышается Спасо-Преображенский собор с многоярусным иконо­стасом.

Здесь около 10 раз представлены восставший из гроба и молящийся за грешный Новгород святой Варлаам Хутынский и пономарь Тарасий − беседующий с преподобным, поднимающийся по лестнице, стоящий на кровле храма и на­блюдающий оттуда уготованные Новгороду казни: нависшие над городом и готовые поглотить его воды озера Ильмень; грозящую сжечь город огненную тучу; ангелов, поражающих смертоносными стрелами жителей города.

Святой Варлаам Хутынский и пономарь Тарасий. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © amsmolich.livejournal.com.
Святой Варлаам Хутынский и пономарь Тарасий. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © amsmolich.livejournal.com.
Святой Варлаам Хутынский и пономарь Тарасий. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © amsmolich.livejournal.com.
Святой Варлаам Хутынский и пономарь Тарасий. Фрагмент иконы "Видение пономаря Тарасия"; прорись. Новгород. Конец 16 – начало 17 века. НГОМЗ © amsmolich.livejournal.com.

Достичь детального архитектурного сходства иконописцам было необходимо, чтобы вызвать у молящихся чувство умиления от узнавания улиц и зданий родного города. Каждый смотревший на икону новгородец зримо чувствовал угрозу кары Божией и силу заступнической молитвы преподобного Варлаама, святых угодников и Божией Матери. Отображая красоту своего города, иконописец как бы молитвенно призывал Силы Небесные увидеть чудный град, который должен остаться для потомков, а не быть погруженным в водную пучину.

"Видение пономаря Тарасия" на миниатюрах

Однако со временем мистическая сторона "Видения пономаря Тарасия" отходит на второй план. К середине 17 века – времени создания миниатюр к рукописным текстам Жития преподобного Варлаама Хутынского – главной задачей художника становится точная передача архитектурного ансамбля Новгорода и его окрестностей. Если в начале 17 века миниатюрист еще пытается повторить композицию иконы, то к концу 17 столетия интерес художника становится архитектурно-"историческим" (Лихачева 1966: 341), а небесная сфера изображается лишь в виде двух живописных облаков, нависших над городом.

Миниатюры к рукописным текстам Жития преподобного Варлаама Хутынского. Начало 17 века. ГПБ, Софийское собрание.
Миниатюры к рукописным текстам Жития преподобного Варлаама Хутынского. Начало 17 века. ГПБ, Софийское собрание.
Миниатюры к рукописным текстам Жития преподобного Варлаама Хутынского. Конец 17 века. ИРЛИ, собрание Ф.А. Каликина.
Миниатюры к рукописным текстам Жития преподобного Варлаама Хутынского. Конец 17 века. ИРЛИ, собрание Ф.А. Каликина.

Сохраняя "иконописный" плоскостной стиль и условность в трактовке, в духовном плане миниатюры оказываются уже далеки от иконы, теряя ее основной вероучительный смысл. Изображение перестает быть "окном в вечность", постепенно превращаясь в художественную, обладающую эстетической и исторической ценностью, картину.

Исчезновение духовной глубины в образах "Видения пономаря Тарасия" по-своему отражает упадок Новгорода и утрату им своего общегосударственного значения на переходе от 17 к 18 веку.

__________

Спасибо за прочтение!

И до новых встреч на канале.

__________

Источники:

  1. Летопись Новгородская III 1841 — Летопись Новгородская III // Полное собрание русских летописей. СПб., 1841. Т. 3, IV. Новгородские летописи.
  2. Летопись Новгородская IV 1925 — Летопись Новгородская IV // Полное собрание русских летописей. Л., 1925. Т. 4, ч. 1, вып. 2.
  3. Лихачев 1959 — Лихачев Д. С. Новгород Великий // Очерк истории культуры Новгорода XI – XVII вв. М., 1959.
  4. Лихачева 1966 — Лихачева Л. Д. Миниатюристы — читатели новгородских литературных произведений // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22.
  5. Памятники литературы Древней Руси 1984 — Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984.
  6. Святые Новгородской Земли 2006 — Святые Новгородской Земли, или история Святой Северной Руси в ликах Х – ХVIII вв. В двух томах // Том 2. В. Новгород, 2006.
  7. Словарь книжников и книжности Древней Руси — Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI века). Часть I. А–К. Л., 1988.
  8. Филофей 1984 — Филофей, старец. Послание великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV ‒ первая половина XVI века. М., 1984.