Новая информация. Капитан оказался не простым человеком: его предупреждали много раз. Ему твердили, что не стоит погружаться. Но он не послушал.
Титан – глубоководный обитаемый аппарат. 5 человек на его борту отправились к обломкам Титаника, а что было дальше – мы все уже знаем. Но не знаем мы главного: почему произошло то, что произошло? Недавно появились ответы.
В США прямо сейчас идет судебный процесс по этому делу и недавно эксперт дал свое заключение: рассказал, что случилось с Титаном на самом деле. Разбираемся в этой статье.
Общий лейтмотив процесса такой: несколько десятков свидетелей, в том числе и эксперты и бывшие сотрудники, говорят о том, что директор поставил прибыль превыше безопасности. Но это мы с вами уже знали. Самое интересное кроется в деталях.
Первым высказался Уиляьм Конен – эксперт и директор одной из компаний, которые занимаются разработкой подобных подводных судов. Оказалось, что закон отстает от современных технологий: как таковых требований по безопасности к частным судам почти нет. Каждый может собрать в гараже "батискаф" и погружаться на нем в нейтральных водах.
Портрет Капитана
Суд решил разобраться – кем был капитан и какими мотивами руководствовался. Текст основан на показаниях свидетелей и стенограмме судебного заседания.
Раша Стоткона – капитана судна и директора компании – называют эгоистичным человеком, который поставил славу и прибыль превыше жизней других людей. Его неоднократно предупреждали о том, что экспедиция будет рискованной, но как мы все уже знаем – капитан не послушал.
Раш хотел стать человеком, который сделал бы путешествия ко дну океана обыденными и доступными. Для этого ему нужен был не только батискаф: ему нужна была известность. Новость о погружении должна была прогреметь на весь мир! У него получилось этого добиться, но не так, как он себе представлял.
Раш мог отправиться к Титанику в одиночку, но именно ради "повышенной медийности" мероприятия были приглашены другие пассажиры. Два британских миллиардера, сын одного из них и французский исследователь Мирового Океана – Поль-Анри Наржоле. Ему было 77 лет.
Высказался и оператор подобных батискафов, который раньше работал с Рашем Стотконом. В 2019 году они погружались на первой версии Титана вместе: оператор говорит, что композитный корпус судна трещал, словно сейчас схлопнется.
Справка от инженера: композит – это составной материал. Как правило, это углепластик, стекловолокно и/или разные армирующие матариалы вместе. Корпус Титана был сделан из углепластиковой трубы, обрамленной титаном. Композит – это невероятно прочный и легкий материал.
Однако изготовление крупных и нагруженных деталей из него – задача очень сложная. Сложно добиться однородности: это все-таки не металл. А любая неоднородность превращает корпус во что-то вроде потрескавшейся вазы. Немного давления и он разрушается, словно стекло.
Оператор батискафа также рассказал, что Раш был одержим идеей стать первооткрывателем, стать тем человеком, кто сделает путешествия ко дну океана обыденностью. Говорит, что произошедшее это не ошибка или случайность: это преступление. И не только сам капитан за него в ответе: многие в компании понимали, что судно получилось опасным.
Следующим выступил инженер совета по безопасности на транспорте. Он исследовал корпус батискафа – ту самую углепластиковую трубу. Как и ожидалось, сам материал имел много проблем. Карбоновое волокно или углепластик – невероятно прочный материал. Но изготовлен он был плохо: обнаружились поры и морщины.
Этого и ожидали инженеры: кто работал с карбоном, представляет, как сложно отформовать настолько огромную деталь. Углеткань слоями укладывается вокруг формы (в данном случае цилиндра), прокладывается армирующим материалом и все это смачивается эпоксидными смолами. Смола застывает и получается композит.
Именно финальный этап – самый сложный. При "непроливе" смолы и образуются смолы и морщины. И чем крупнее деталь – тем сложнее ее изготовить. В условиях высокого давления воды очень важна форма тела и однородность материала: идеальный шар будет распределять давление по всему корпусу равномерно, тогда как, например, куб будет концентрировать все напряжения на своих гранях.
Из карбона действительно делают нечто подобное – баллоны, которые должны держать давление. Но масштаб совсем другой:
На 4000 метров давление невероятное: больше 400 килограмм на КАЖДЫЙ квадратный сантиметр. В таких условиях любая морщинка, любая трещинка станет концентратором напряжения, словно грань куба из примера выше.
Но нельзя сводить все к технике: причина – это люди и их решения. И тут есть интересные показания.
"Откажитесь от зарплаты. Ради науки!"
В начале 2023 года компания предложила сотрудникам отказаться от зарплат на какое-то время: мол, вернем попозже с процентами! Бывший исполнительный директор буквально говорит: "Мы хотели свести концы с концами".
Не хотелось бы мне оказаться в батискафе, который компания строила в период, когда "концы с концами" не сводились...
В суде зачитали переписку директора с оператором батискафа от 2019 года: там оператор прямо говорил Рашу, что нельзя поддаваться давлению собственного эго или финансовых проблем компании. Короче говоря, запускать погружения, которые исправили бы финансовое положение компании, было еще рано.
Капитана предупредили, но он не послушал
Эта часть заседания поразила меня больше всего! Оказывается, еще в 2018 году 40 (сорок!) человек – ученных, экспертов, владельцев аналогичных компаний – отправили совместное письмо в компанию о том, что их идея с погружением, мягко говоря, не очень. И кончится плохо.
Официально - компания это письмо не получила. Но свидетели показали, что Раш его все-таки прочитал. Он прислушался лишь к одному совету: на сайте Титана изменился текст. Теперь вместо "сертифицированного подводного аппарата" Титан начали называть "экспериментальным".
Больше Раш ничего менять не хотел и пригрозил "выйти из сообщества" морских технологий. Это очень тесный клуб людей (исследователей и предпринимателей), кто занимается подобными погружениями. Выйти из него – значит отказаться от помощи.
Один из главных экспертов по делу, Уильям Конэн, глава инженерной компании, закончил выступление такими словами:
Рэш мог построить Титан, используя какие угодно технологии и делать какие угодно погружения. Единственное, на что у него не было права – так это брать других пассажиров.
Итог
Суд еще не кончился, но техническая часть стала понятна.
С батискафом случилось то, что и предвещали инженеры, о чем и говорили коллеги Раша, то, что ему писали в письме от "Сообщества" – кажется, все знали, чем кончится погружение, кроме самого Капитана и его пассажиров.
Углепластик не выдержал давления воды: одной микротрещины или пузырька воздуха, попавшего внутрь при изготовлении композита, оказалось достаточно, чтобы весь корпус Титана схлопнулся. Он не справился с задачей – воздействующие силы не были распределены равномерно в силу, собственно, неоднородности (неравномерности) материала, из которого был сделан корпус. И это не новая проблема для инженеров: итог оказался предсказуем.
Вопрос лишь в том – как все эти инженеры и сотрудники позволили подобному произойти? Все-таки ни один директор не смог бы провернуть подобное в одиночку: были в команде и те, кто почему-то тоже игнорировал очевидные проблемы.
Как думаете, если бы те 4 пассажира (3 миллиардера и 1 исследователь) прочли это "письмо от сообщества" или если бы знали о финансовых проблемах в компании, если бы знали, что своими деньгами они "спасают" фирму от банкротства – залезли бы они в тот батискаф?...
P.S. Обращение от автора канала:
В дзене сейчас нечестные ребята засоряют площадку статьями, которые делает искусственный интеллект (1 статья в 5 секунд!). Там фейки и сплошная вода. И в этих условиях атворским каналам сложно выжить: алгоритмы Дзена не успевают среагировать.
Поэтому, пожалуйста, поставьте лайк. Только ваши лайки и подписки помогают: если их больше, чем у фальшивки, то канал живет. Если меньше, то нет. Грустная, но простая математика.
И делитесь с родственниками и друзьями статьей, но только если вы правда думаете, что им будет интересно!:) "Репост" – это самая сильная помощь каналу!
Спасибо вам. Большое. Человеческое – буквально – человеческое! Пока что мы не сдаемся роботам и нейросетям, держимся. В невероятное время живем:) Давайте держаться вместе. Хорошего вам дня!