Найти в Дзене

Охотник на субмарины

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В начале 1933 г. ВМС США объявили конкурс на создание гидросамолета, предназначенного для дальнего патрулирования. Основными претендентами на получение этого заказа стали компании «Консолидейтед Эйркрафт Корпорейшн» и «Дуглас Эйркрафт Компани». Через год обе представили свои прототипы летающих лодок, но, так как «Дуглас» не пошла дальше постройки опытного образца (проект XP3D-1), военные остановили свой выбор на машине XP3Y-1 компании «Консолидейтед». В документации фирмы этот проект носил наименование «Модель 28».

При создании нового гидросамолета специалисты компании «Консолидейтед» взяли за основу отработанную к этому времени конструкцию летающей лодки P2Y, внеся в нее ряд существенных изменений. От своего предшественника машина получила крыло типа парасоль, однако в новом проекте оно поддерживалось над фюзеляжем с помощью мощного центрального пилона и двух небольших двойных обтекаемых подкосов. За счет этого «Модель 28» избавилась от многочисленных стоек и расчалок, увеличивавших лобовое сопротивление и ухудшавших тем самым летные характеристики самолета. С целью дальнейшего улучшения аэ­родинамических характеристик гидросамолета конструкторы компании «Консолидейтед» осна­стили его стабилизирующими поплавками, кото­рые в полетном положении убирались и форми­ровали обтекаемую законцовку крыла. Силовая установка включала два двигателя «Пратт-Уитни» R-1830-54 мощностью 825 л. с., установлен­ных на передней кромке крыла. Вооружение со­стояло из четырех пулеметов калибра 7,62 мм. Кроме того, самолет мог нести до 907 кг бомбо­вой нагрузки.

В марте 1935 г. самолет XP3Y-1 был пере­дан в ВМС США для летных испытаний, кото­рые продлились полгода. По их результатам специалисты компании «Консолидейгтед» внесли в конструкцию самолета, получившего к этому времени наименование PBY-1, ряд изменений. В частности, были установлены более мощные моторы R-1830-64, способные развивать мощность до 900 л. с., и внесены изменения в вер­тикальное оперение. Начиная с июля 1936 г., эта модель гидросамолета, получившая наименова­ние PBY-2, была размещена в серийное произ­водство.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Дальнейшее усовершенствование конструк­ции самолета «Модель 28» привело к появлению в ноябре 1936 г. модификации PBY-3 и в дека­бре 1937 г. — PBY-4. В основном они различа­лись типом и мощностью силовой установки. Кроме того, модель PBY-4 была оснащена ори­гинальными блистерами, закрывавшими пози­ции пулеметчиков в средней части фюзеляжа на месте боковых люков, что впоследствии стало характерной особенностью всех серийных само­летов этого типа. В ноябре 1940 г. специалисты компании «Консолидейтед» провели очередную модернизацию, выпустив модель PBY-5A. В от­личие от своих предшественников, самолет по­лучил колесное шасси, вследствие чего эти ап­параты могли эксплуатироваться как амфибии, что сделало их применение разносторонним. Последняя модель этой серии, РВУ-6А, была разработана в конце 1944 г. и получила фюзе­ляж с улучшенными гидродинамическими харак­теристиками.

Помимо компании «Консолидейтед» произ­водством гидросамолета этой серии занима­лись заводы компании «Нэвел Эйркрафт Фэктори», а также канадские филиалы компаний «Боинг» и «Виккерс». Это несколько затрудняет точное указание объема производства этих са­молетов, но в специальной литературе наиболее часто упоминается цифра в 3300 единиц. Кроме ВМФ и ВВС США летающие лодки PBY постав­лялись на вооружение армий Великобритании, Голландии, Новой Зеландии, Бразилии, СССР и Австралии.

Знакомство военных Великобритании с ги­дросамолетом этой конструкции произошло в июле 1939 г., после того как Британское министерство воздушного транспорта закупило в США один экземпляр «Модели 28». Начавшаяся Вторая мировая война помешала англичанам провести всесторонние испытания, но, тем не менее, они сделали заказ на изготовление 50 экземпляров гидросамолета, принятых на вооружение под наименованием Mk I «Каталина». Всего же Королевские военно-воздушные силы получили около 700 этих самолетов. По мнению английских специалистов, благодаря хорошим летным данным и большой продолжительности полета «Каталина» стала одним из лучших в мире самолетов для выслеживания субмарин. Английские историки до сих пор считают, что именно она поставила точку в морской войне с Германией, потопив 7 мая 1945 г. немецкую субмарину.

В СССР «Каталина» впервые появилась в 1937 г. За год до этого известный советский летчик С. Леваневский, находясь в США, посетил фирму «Консолидейтед». Ему удалось договориться о закупке трех летающих лодок. Вскоре они были доставлены в СССР, где в то время шли собственные разработки самолетов этого типа. Однако несмотря на оригинальность конструкции, советские дальние гидросамолеты долгое время существовали лишь в виде опытных образцов. В этой ситуации самым разумным оказалось приобрести лицензию на выпуск иностранного гидросамолета. В качестве него был выбран американский PBY-1. Начиная с 1939 г., в Советском Союзе был налажен выпуск машин, получивших наименование ГСТ — «гидросамолет транспортный». В довоенный период их в основном передавали в распоряжение Главсевморпути для транспортных полетов в Арктике. С началом Великой Отечественной войны ГСТ «призвали в армию», где он под наименованием МП-7 использовался в качестве дальнего морского разведчика-бомбардировщика. В основном этот самолет применялся на Севере и на Тихом океане для патрульных полетов в районах военно-морских баз, для поиска и уничтожения подводных лодок противника.

Технические данные

Двигатель 2 х 1200 л. с.

Размеры:

длина х размах 19,5 м х 31,7 м

Взлетная масса 15 940 кг

Максимальная

скорость 314 км/ч

Потолок 4000 м

Дальность

полета 4300 км

Вооружение стрелковое — 3 х 7,62-мм и 2 х 12,7-мм пулемет, бомбовая нагрузка — до 2 т глубинных бомб и торпед

Экипаж 8 чел.

Поддержите канал-поставьте лайк.