На фоне очередных заявлений главы Минфина Антона Силуанова о необходимости создания альтернативной доллару валюты и альтернативной финансовой системы, сделанные на встрече глав финансовых ведомств БРИКС, СМИ традиционно обратились к аналитикам прокомментировать эти слова: насколько все это реально?
И, например, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий (у меня он на хорошем счету в рейтинге аналитиков из СМИ, у вас - решайте сами) прямо сказал, что даже если вдруг эта затея будет реализована, то она просто окажется пшиком. Именно так и сказал.
"Аналитик ответил на неудобные вопросы", - озаглавило свою публикацию издание "Московский комсомолец".
А можно было сделать еще лучше: "Аналитик на неудобные вопросы дал неудобные ответы". Ведь наверное журналисты рассчитывали получить что-то вроде "Ща как создадим и как победим доллар!".
Итак, что наговорил г-н Силуанов - я уже разбирал в отдельной статье:
Кратко - он призвал бороться с Бреттон-Вудской финансовой системой, которой не существует уже 46 лет. К счастью, Максима Осадчего не попросили прокомментировать именно этот момент, однако уже в ответе на первый вопрос он фактически описал Ямайскую валютную систему, которая действительно сейчас действует (а никакая не Бреттон-Вудская). Причем отметил, что эта система очень удобная:
В первом приближении ситуация на глобальном валютном рынке выглядит следующим образом: развитые страны выпускают резервные валюты (доллары, евро, английские фунты и иены) и расплачиваются с развивающимися странами этими фиатными, т.е. ничем не обеспеченными деньгами за их товары, а развивающиеся страны накапливают резервные валюты и обязательства в этих валютах. Основные резервные валюты (доллар и евро) являются наиболее популярным средством платежа международной торговли, чему способствует удобная финансовая инфраструктура, контролируемая развитыми странами. Например, международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей SWIFT.
Далее аналитик рассуждает, что в результате наложения санкций, подсанкционные страны, среди которых и Россия, теряют возможность полноценно пользоваться этой удобной международной системой расчетов и мировыми резервными валютами, поэтому вынуждены держать в резервах неликвидное золото и юань, не являющийся свободно конвертируемым, а также переводить в эту валюту свои международные платежи, что все равно не получается:
Развивающиеся страны все активнее переходят в международной торговле на расчеты в своих национальных валютах. Также они все активнее используют золото и альтернативные валюты (в первую очередь юань) для пополнения своих международных резервов. Так, в международных резервах России в настоящее время находятся только золото и юани.
Однако золото крайне неудобно как средство платежа, а юань даже не является свободно конвертируемой валютой и, по сути, годен только для торговли с Китаем. Кроме того, даже эту функцию юань выполняет плохо, так как большинство китайских банков отказывается принимать платежи из России.
А далее г-н Осадчий говорит, что конечно, теоретически, было бы хорошо для решения проблем таких стран как Россия создать некую новую общую валюту расчетов и систему платежей, и БРИКС вроде как наиболее подходящая для этого начальная платформа, да вот только если такая валюта и будет создана, она окажется пшиком. Потому что страны, входящие в БРИКС имеют совершенно разные политические, экономические и финансовые принципы развития, которые абсолютно не интегрированы друг с другом и не могут быть интегрированы из-за их диаметральной противоположности.
Например, в России сейчас ужесточается денежно-кредитная политика, а в Китае она, наоборот, смягчается. Между странами БРИКС нет серьезного товарооборота. И более того, некоторые страны объединения открыто конфликтуют друг с другом, между ними возможны и недавно происходили даже военные конфликты.
Я здесь уже многократно объяснял, почему никакой единой валюты БРИКС не будет в ближайшей перспективе точно, но теперь послушайте обоснование от авторитетного аналитика, который является постоянным гостем федеральных СМИ:
БРИКС является одним из наиболее авторитетных объединений развивающихся стран. Неудивительно, что уже многие годы обсуждается вопрос о создании единой валюты в рамках данной структуры наподобие евро — единой валюты ЕС. Однако проблема заключается в том, что БРИКС является аморфным образованием, радикально отличающимся от ЕС. Отсутствует экономическая, финансовая и политическая интеграция. Есть внутри этой структуры и серьезные конфликты. У Китая с Индией напряженные отношения: последний достаточно серьезный военный конфликт был в 2020 году, а вооруженные столкновения были совсем недавно, что связано с отсутствием общепризнанной границы между этими странами в Гималаях.
Китай с 2022 года является ключевым партнером России. Однако ни о каком серьезном товарообороте России с Бразилией и Южной Африкой говорить не приходится: уж больно велики расстояния между нашими странами.
Создать и выпустить в обращение новую валюту - дело нехитрое, а вот сделать ее способной конкурировать с долларом и евро крайне сложно. Без экономической, финансовой и политической интеграции союзных стран эта затея окажется пшиком. Между собой страны - участники союза должны устранить военные конфликты, ликвидировать внешнеторговые барьеры, сформировать единую денежно-кредитную политику. А пока реальность такова, что, например, страны - участники БРИКС могут проводить диаметрально противоположную монетарную политику. Так, в Китае она ультрамягкая, направленная на разогрев экономики, а в России, напротив, крайне жесткая, направленная на охлаждение перегретой экономики и на обуздание высокой инфляции.
Далее г-н Осадчий также повторяет то, что я здесь уже не раз пояснял: любая трансграничная структура, созданная для обхода санкций, оперативно сама попадет под санкции, и потеряет возможность полноценно функционировать.
Создание единой валюты не решает эту проблему, необходимо создание международной финансовой инфраструктуры, обслуживающей трансграничные денежные потоки. Однако существенные элементы такой инфраструктуры могут попасть под санкции и создать угрозу вторичных санкций для участников транзакций. Поэтому альтернативная система трансграничных расчетов будет в значительной степени изолирована от существующей международной финансовой системы, она будет преимущественно обслуживать тех, кто уже находится под санкциями.
Поэтому такая система в таком неполноценном виде не нужна никому, кроме России и других уже подсанкционных стран. Пока, условно, все страны БРИКС не окажутся под санкциями (а я полагаю, этого не случится), они и думать не будут о создании такой системы. Осадчий поясняет это так:
...стороны замерли в ожидании геополитических новостей и пока не выходят на конкретику.
В заключение могу лишь напомнить, что в России о том, что вот-вот будет создана некая альтернативная мировая финансовая система и альтернативная валюта активно говорят последние 5 лет, но пока ее создание больше никому не интересно.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.