После воцарения Анна долго не решалась начать преследовать «верховников», но её планы ждали своего часа.
Желанной жертвой Анны был Дмитрий Михайлович Голицын — лидер «верховников», который затеял эту смуту с приглашением курляндской герцогини на российский престол, чтобы в нужный момент ограничить её власть. Императрица ничего не забыла и долго готовилась, чтобы напасть на князя.
Первые пять лет правления Анны Голицын изредка принимал участие в государственных делах, но старался не быть на первых ролях. Потом и вовсе перестал выезжать из своего подмосковного имения Архангельское, сказавшись больным.
Время шло, и пустяковый случай изменил всё дело. В 1736 году в Кабинет министров из Сената поступило дело об имении, право на владение которым оспаривали вдова Дмитрия Кантемира Настасья и её пасынок — князь Константин Дмитриевич Кантемир, который Голицыну приходился зятем.
Запутанное дело разбирал «Высший суд», в который вошли анненские вельможи: Головин, Куракин, Салтыков, Шепелев и Волынский. Но формально Голицын не имел к этому разбирательству никакого отношения. Тогда чиновники использовали любимый сыскной приём.
Один из дворовых людей Кантемира — некто Перов — начал писать доносы на Константина и его тестя. Голицына вызвали на допрос. Тот упирался, сославшись на тяжкую болезнь. За него заступались и родственники, но всё было напрасно. Тогда старый князь приказал своим людям отнести его к следователям — видимо, ходить он уже не мог.
В одном из доносов дворовых сохранилось описание: «Как ево люди взяли и, положа на скатерть, понесли во дворец, и сама государыня изволила глядет из окна по поес и говорила ему: «Принеси, князь Дмитрей Михайлович, вину, я тебя прощу», и он сказал: «Не слушаюсь я тебя, баба такая».
В приговоре от 8 января 1737 года указано, что князь не ограничивал себя во время допросов и поносил императрицу. За то и поплатился: больного сенатора доставили в Шлиссельбург, где он скончался в каземате крепости 14 апреля.
Вслед за главой рода отвечать стали и другие представители Голицыных. Младший брат князя Михаил был сослан в Тавров, сын Алексей лишен чина действительного тайного советника и выслан служить в Кизляр.
В ссылку отправилась и жена Алексея — Аграфена Васильевна, дочь одного из судей по делу Василия Салтыкова. В Нарым отправился племянник князя Дмитрия — Петр Михайлович. Его вина состояла лишь в том, что он сообщил о планах опалы своим родственникам.
Подписывайтесь на нашу группу «Вконтакте» — там вы найдёте дополнительные материалы к статьям и новые увлекательные истории.