Найти в Дзене
Евгений Трифонов

В Боливии намерены судить двух экс-президентов и двух гражданских лидеров, что чревато острыми конфликтами

После того, как прокуратура Боливии обвинила бывшего президента Эво Моралеса в изнасиловании несовершеннолетней и торговле людьми, он объявил себя жертвой политического преследования, и забаррикадировался в своей вотчине Чапаре - центре выращивания коки.

Там Моравлес когда-то начинал свою политическую карьеру, возглавив профсоюз производителей коки, который впоследствии стал крупнейшей политической партией страны – «Движением к социализму» (MAS). Движение постепенно превратилось в выразителя интересов аймара - крупнейшего индейского народа Боливии, и в 2006 г. первый раз привело Моралеса в президентское кресло. И вот, по прошествии 18 лет, бывший профсоюзный вожак, ставший национальным лидером, возвращается в исходную точку.

Прокуратура обвиняет Моралеса в его бытность президентом в сексуальных отношениях с несовершеннолетней (что по закону приравнивается к изнасилованию) и выплате денег отцу пострадавшей. В общем, особых сомнений в том, что Моралес действительно сожительствовал с девушкой, нет, как не удивляет и то, что он заплатил её родителям. В боливийской провинции это более-менее обычная практика. Об этой истории говорили давно, но вытащили её на свет Божий не случайно – в разгар противостояния Моралеса и его фракции MAS с президентом Луисом Арсе, за которым стоит другая фракция MAS.

Плакат с надписью "Тюрьма для Эво!": многие боливийцы не выносят Моралеса
Плакат с надписью "Тюрьма для Эво!": многие боливийцы не выносят Моралеса

Причина конфликта проста и традиционна для Латинской Америки: Моралес, не имея возможности выдвинуться в президенты в 2020 г., продвинул на этот пост своего соратника и бывшего министра Арсе, будучи уверенным, что сможет его контролировать, а по прошествии 5 лет снова пойти в президенты. И, как это опять же традиционно бывает в Латинской Америке, экс-глава государства просчитался: ставленник вышел из-под контроля, и постарался избавиться от ненужного ему наставника. А заодно и помешал Моралесу выдвинуться в президенты. В результате MAS раскололась на эвистов и арсистов, причём противоречия между фракциями стали крайне жёсткими, вплоть до междоусобных столкновений.

Демонстранты с плакатом: «Эво, ты не одинок, чёрт побери! Мы вместе!»: не меньше боливийцев поддерживают Моралеса
Демонстранты с плакатом: «Эво, ты не одинок, чёрт побери! Мы вместе!»: не меньше боливийцев поддерживают Моралеса

В сентябре Моралес с помощью своей фракции, подконтрольных ей профсоюзов и «красных пончо» - партийного ополчения, попытался блокировать основные дороги, парализовать страну и, таким образом, спровоцировать отстранение Арсе от власти. Этого не получилось потому, что за президентом – тоже сильная фракция и профсоюзы, а также госаппарат, армия и полиция. К тому же часть «красных пончо» не поддержала Моралеса, а неожиданно выступила против обоих вождей. Блокада провалилась. И после этого вдруг вышла на свет история с изнасилованием.

На первый взгляд, Моралес проигрывает: блокада дорог сорвалась, «красные пончо» раскололись, и исторический лидер индейцев вынужден скрываться в горах, огородившись баррикадами и контрэскарпами.

Но сокрушить противника Арсе будет непросто. Во-первых, за Моралесом идут очень многие аймара: для них он прежде всего традиционный вождь, осуждать которого рядовой индеец не может (тем более за такие «пустяки», как связь с несовершеннолетней). Поэтому арест Моралеса чреват не просто протестами, а настоящими боями, учитывая, что «красные пончо» (как эвисты, так и арсисты) вооружены.

Во-вторых, социально-экономическая ситуация в Боливии ужасна, и значительная часть населения винит в этом Арсе. Местная валюта, боливиано, обесценилась настолько, что в торговле её стараются не принимать, предпочитая доллары – а долларов катастрофически не хватает. На заправках (и это в Боливии – одном из крупнейших производителей нефти и газа в Латинской Америке!) то и дело пропадает горючее: у владельцев нет денег на его покупку. А это значит, что перестало хватать всего и повсюду. Дело дошло до того, что боливийцев, повадившихся было ездить за покупками в соседнее Перу, начали там выгонять из магазинов и лавок – они сметали всё, что можно. То же самое начинается и в Аргентине, Чили и Бразилии. При этом боливийские торговцы, не желая продавать товары за никчёмные боливиано, стали возить их в то же Перу, опустошая внутренний рынок. На все эти безобразия правительство Арсе отреагировало размещением войск и рытьём окопов (!) на границах с Перу, Аргентиной и Бразилией: солдатам приказано предотвращать вывоз товаров за границу. Это названо "План суверенитета". Понятно, что эта мера ни к чему не приведёт, только обозлит и без того отчаявшееся население, но авторитет Арсе она подорвёт изрядно.

Боливийский солдат контролирует границу в рамках «Плана суверенитета»
Боливийский солдат контролирует границу в рамках «Плана суверенитета»

В этих условиях победить Моралеса будет трудно: в любой момент, в любом месте и по любому поводу в Боливии вспыхивают беспорядки, грозящие перерасти в нечто более серьёзное.

Одновременно с «осадой» Моралеса в Чапаре в Боливии разворачивается ещё один крайне опасный для властей сюжет: 14 октября начинается судебный процесс по делу под названием «Государственный переворот I» против экс-президента Жанин Аньес и гражданских лидеров Луиса Фернандо Камачо и Марко Антонио Пумари. Эти трое сыграли главную роль в отстранении Моралеса от власти в 2019 г., и установлении недолго продержавшегося антисоциалистического режима.

Аньес – правый политик, популярный в родном департаменте Бени, традиционно оппозиционном по отношению к MAS. Камачо – лидер христианского правого альянса Creemos бывший губернатор ещё более оппозиционного департамента Санта-Крус. Марко Антонио Пумари – лидер Гражданского комитета из города Потоси, важного горнодобывающего центра, и популярный в департаменте Потоси.

Экс-президент и два бывших общественных деятеля должны предстать перед судом
Экс-президент и два бывших общественных деятеля должны предстать перед судом

Суд над ними, да ещё одновременно, способен всколыхнуть три департамента Боливии, где и без того, ни Моралес, ни Арсе, ни MAS непопулярны. В 2008 г. департаменты Бени и Санта-Крус, вместе с Пандо, Тарихой и Кочабамбой, пытались отделиться от Боливии, и создать автономную либо независимую «Федерацию Серрадо (равнин)» в противовес Альтиплано – горной Боливии, населённой индейцами и голосующей за MAS. С тех пор настроения жителей этих департаментов мало изменились, а экономические трудности добавили неприязни к центральной власти. А горнодобывающий Потоси не любит соседей – производителей коки.

Таким образом, в Боливии наложились друг на друга сразу несколько конфликтов – между эвистами и арсистами, между властями и торговцами, особенно страдающими от нехватки долларов и бензина, и между правыми, за которыми стоят равнинные департаменты, и властями в Ла-Пасе и Сукре. Всё это, помноженное на тяжёлый экономический кризис, может привести к тяжёлым последствиям – вплоть до гражданской войны и даже распада Боливии. Которая изначально является нестабильной и раздробленной страной.