Найти тему

Генеалогия писателя Василия Никифорова-Волгина.

Автор: Будков Игорь. 20.10.2024 г.

Василий Акимович Никифоров-Волгин с мальчиком Алексеем Ридигером (предположительно)
Василий Акимович Никифоров-Волгин с мальчиком Алексеем Ридигером (предположительно)

Про писателя Василия Акимовича Никифорова-Волгина написано уже довольно много. Но вся информация касается, как правило, его творческой деятельности, литературной оценки произведений и последних лет жизни.

О его семье и предках известно очень мало. В общедоступных источниках можно найти следующие сведения:

Василий Акимович Никифоров родился 24 декабря 1900 г. (6 января 1901 г. по новому стилю) в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии на Волге в семье сапожника из крестьян. Вскоре после рождения Васи семья Никифоровых переехала в Нарву, в город, где около половины населения составляли русские, его отец был сапожником, мать прачка.

В своём предисловии к книге «Василий Никифоров-Волгин. Воспоминания детства», опубликованной издательством «Сатисъ» в 2006 году, известный литературовед Сергей Геннадиевич Исаков (1931–2013), заслуженный профессор отделения славянской филологии Тартуского университета, уроженец Нарвы, упоминал, что у Василия Акимовича было четыре сестры и два брата.

Он также писал, что ещё застал сестёр писателя, которые делились с ним воспоминаниями о его доброте и милосердии к ближнему:

Однажды в жестокий мороз Василий отдал на улице нищему свою шапку и зимнее пальто, а в оправдание дома говорил: «Жаль человека – он мерз, а я уж как-нибудь проживу».

Однако ни имя его матери, ни его более далекие предки не были известны.
В связи с этим автор этой статьи заинтересовался вопросом составления генеалогического древа писателя.

Фамилия при рождении у писателя была Никифоров, уже позднее он присовокупил к ней свой псевдоним «Волгин» и стал подписываться как Никифоров-Волгин.

Первым делом для поиска метрической записи о рождении необходимо было найти церковь, в которой был крещен Василий Акимович. Его родное село, деревня Маркуши Калязинского уезда, собственной церкви не имела и была приписана к соседнему селу Белое того же уезда, которое располагалось совсем рядом (всего 2,5 км).

Деревня Макруши и деревня Белое на современной карте
Деревня Макруши и деревня Белое на современной карте

Красивая Никольская церковь в селе Белое (которое сейчас имеет статус деревни) сохранилась до наших дней.

Никольская церковь, деревня Белая, фотография из Википедии под лицензией CC BY-SA 4.0
Никольская церковь, деревня Белая, фотография из Википедии под лицензией CC BY-SA 4.0

А также прекрасно сохранились метрические книги этой церкви, которые сейчас хранятся в Государственном архиве Тверской области.

Неоценимую помощь в непосредственном поиске данных по архивным документам мне оказала замечательный тверской генеалог Диана Примако, за что ей огромная благодарность.

И первая же попытка поиска увенчалась успехом - вот она метрическая запись о рождении будущего писателя, которому Игорь Северянин в 1936 году посвятил сонет:

Ему мила мерцающая даль
Эпохи Пушкина и дней Лескова,
Он чувствует Шмелева мастерского
И сроден духу родниковый Даль. Деревню ль созерцает, города ль,
В нем нет невыносимо городского;
Он всюду сын природы. В нем морского Мороза хруст, что хрупок, как миндаль. В весенний сад, что от дождя заплакан, Выходит прогуляться старый диакон
И вместе с ним о горестном всплакнуть, Такой понятный автору и близкий...

ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 398об-399
ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 398об-399
Фрагмент
Фрагмент

Под номером 1 за 1901 год в метрической книге Никольской церкви села Белое значится младенец Василий, рожденный 24 декабря (по старому стилю) 1900 года и крещенный в честь святителя Василия Великого 1 января (по старому стилю) 1901 года.

Родители — деревни Маркуши крестьянин Аким (Яким) Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православные.
Восприемники — села Абрамова крестьянин Адриан Павлов и деревни Папулово крестьянская дочь Анна Григорьева (видимо, сестра матери).

Очень ценные данные при том, что имя матери писателя нигде ранее не упоминалось и не было известно.

Как нетрудно убедиться, фамилий у его родителей как таковых не было (это было довольно характерно для бывших «владельческих» деревень, то есть населенных крепостными крестьянами).

По сути, Никифоров — это не фамилия, а отчество от имени отца Акима (тогда отчества писались не через «вич», а через «ов»). Такая же ситуация и по матери: Григорьева — это не фамилия, а отчество от имени ее отца.

Ну и, конечно, после такого успеха захотелось копнуть глубже. Как я уже писал выше, у писателя было 2 брата и 4 сестры, и я не знал, был ли он первым ребенком в семье или нет. Но на удачу решил посмотреть брак его родителей в 1900 году и не ошибся в своем предположении, был найден их брак от 4 февраля (по старому стилю). Василий, рожденный в декабре 1900 года, оказался их первенцем.

ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 384об-385
ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 384об-385
Фрагмент
Фрагмент
жених: деревни Маркуши крестьянин Яким Никифоров(ич), православный, первым браком, 24 года.
невеста: деревни Папулово крестьянина Григория Евдокимов(ич)а дочь Ирина Григорьев(н)а, православная, первым браком, 21 год.
поручители по жениху: деревни Маркуши крестьяне Максим Никифоров(ич) и Гавриил Никифоров(ич) (возможно братья жениха)
по невесте: села Абрамова крестьянин Адриан Павлов(ич) и деревни Папулово крестьянин Иван Евдокимов(ич)

Теперь нам известно имя дедушки писателя по матери — Григория, а также прадеда Евдокима.

Таинство венчания (и, впоследствии, крещения Василия) совершал священник Михаил Плетнев, который с 1891 года был настоятелем храма.

Деревня Папулово (родина матери писателя) существует до сих пор и находится ниже Маркуши.

Деревня Папулово
Деревня Папулово

Захотелось пойти дальше и посмотреть метрические записи о рождении родителей писателя.

В метрической записи о браке его родителей за 1900 год указаны их возраста, соответственно, Аким (Яким) Никифоров(ич) был рожден примерно в 1875-1876 годы, а его жена Ирина Григорьев(н)а — в 1878-1879.

Рождение Акима (Якима) удалось найти в метрической книге за 1875 год:

ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1629, лл. 191об-192
ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1629, лл. 191об-192
Фрагмент
Фрагмент
младенец Яким, рожден 8 сентября, крещен 14 сентября (старый стиль) 1875 года.
Родители — Белгородской волости деревни Маркуши крестьянин Никифор Александров(ич) и законная его жена Анна Иудов(н)а, оба православного исповедания.
Восприемники — села Белого дьячок Григорий Андреев(ич) Плетнев и деревни Маркуши вдова крестьянка Праскева Иванов(н)а

И вот мы знаем имена дедушки и бабушки писателя по отцовской линии — Никифор и Анна, а также прадедов Александра и Иуду.

К сожалению, архивные записи о рождении о рождении матери писателя не сохранились, за 1878 год метрическая книга есть, но у нее отсутствует первая часть (о рождении), а за 1879 год метрическая книга утрачена совсем.

Однако можно заглянуть еще глубже, посмотрев исповедные ведомости.

Исповедная роспись — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской империи в XVIII — начале XX вв. Он представлял собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года), с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста или во время других трёх постов на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Сохранились исповедные ведомости по деревне Маркуши (родине отца Василия Акимовича), а также по деревне Папулово (родине матери писателя) за 1860 год.

Предки писателя по отцу. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17198. л. 968об
Предки писателя по отцу. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17198. л. 968об
Расщифровка
Расщифровка
Предки писателя по матери. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17764, л. 818об
Предки писателя по матери. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17764, л. 818об
Расшифровка
Расшифровка

__________
Дополнительно уточнить данные по исповедным ведомостям нам поможет ревизская сказка.

Ревизские сказки — это поимённые списки податного населения Российской империи, составленные в ходе подушных переписей (ревизий) с начала XVIII до второй половины XIX века для целей налогообложения. В них указывались имя, отчество, фамилия (если была) главы семьи, его возраст, а также сведения о членах семьи: их имена, отчества, возраст и отношение к главе семьи. Всего за период с 1719 по 1859 года было проведено 10 ревизий со средней периодичностью в 15 лет.

Мы возьмем последнюю 10-ю ревизию за 1858 год по деревням Маркуши и Папулово.

д. Маркуши:

Ревизская сказка (фрагмент). ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1013, лл. 514об-515
Ревизская сказка (фрагмент). ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1013, лл. 514об-515
Расшифровка
Расшифровка

Что видно — возраста по сравнению с исповедной ведомостью немного плавают (в пределах года, что нормально). При этом есть расхождение по имени жены Александра Полиектова — в исповедной ведомости она Васса, здесь она Василиса. Это разные по значению греческие имена.

д. Папулово:

Ревизская сказка (фрагмент). ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1019, лл. 648об-649.
Ревизская сказка (фрагмент). ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1019, лл. 648об-649.
Расшифровка
Расшифровка

Здесь расхождения по возрасту до 3-х лет по сравнению с исповедной ведомостью.

Подведем итоги, изобразив генеалогическое древо писателя (за основу возьмем возраста из ревизской сказки):

Генеалогическое древо
Генеалогическое древо

Примечательно, что в своем рассказе «Тайнодействие» (в котором Василий Акимович описывает свои впечатления, когда он впервые еще мальчиком прислуживал в алтаре) он упоминает о Евдокиме Павловиче (деде матери, которого мы можем видеть выше в дереве).

В самом конце рассказа есть такой фрагмент:

В этот день я испытывал от пережитого впечатления почти болезненное чувство; щеки мои горели, временами била лихорадка, в ногах была слабость. Не пообедав как следует, я сразу же лег в постель. Мать заволновалась.
— Не заболел ли ты? Ишь, и голова у тебя горячая, и щеки как жар горят!
Я стал рассказывать матери о том, что видел сегодня в алтаре, и рассказывая чувствовал, как по лицу моему струилось что–то похожее на искры.
— Великое и непостижимое это дело, совершение Тайн Христовых, — говорила мать, сидя на краю моей постели, — в это время даже ангелы закрывают крылами свои лица, ибо ужасаются тайны сия!
Она вдруг задумалась и как будто стала испуганной.
— Да, живем мы пока под ризою Божьей, Тайн Святых причащаемся, но наступит, сынок, время, когда сокроются от людей Христовы Тайны… Уйдут они в пещеры, в леса темные, на высокие горы. Дед Евдоким не раз твердил: «Ой, лютые придут времена. Все святости будут поруганы, все исповедники имени Христова смерть лютую и поругания примут… И наступит тогда конец свету!

P.S.

В начале XX века семья Никифоровых переехала в Нарву. Но Василий Акимович с большой любовью описывал в своих произведениях родные места: свою деревню Маркуши, её обычаи и быт, любимую реку Волгу (которая стала второй частью его авторской фамилии).
Кроме того, его родители нередко становились персонажами произведений писателя.
Поэтому в завершение статьи предлагаю вашему вниманию его чудесный рассказ "Светлая заутреня".

_________________
Выражаю огромную благодарность тверскому генеалогу Диане Примако за помощь в поиске всех размещенных в статье документов.

Копирование и иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.