Найти в Дзене
Глазами космополита

"Синие шапочки": Самая изолированная еврейская община в мире

Обычно люди без особого затруднения определяют еврейские фамилии. Вот, к примеру, если вы слышите о Рабиновиче или Абрамовиче, то сомнений точно не возникнет. То же самое с Коганом и Левиным, с Кацем и Шапиро. А также с Ай и Ши, Гао и Цзинь, Чжан и Чжао. Последние шесть кажутся вам лишними в этом перечне? А напрасно, это такие же традиционные еврейские фамилии, как и все предыдущие. С одним уточнением: они традиционны для Китая, поскольку принадлежат людям из малоизвестной еврейской диаспоры, существующей много веков. Эти фамилии не имеют никакой связи с ивритскими корнями, их дал в свое время иудеям китайский император Мин. Сложно сказать, когда именно на территории современного Китая появились первые евреи. Историки об этом спорят, высказывая предположения в очень широком диапазоне от 1-го до 9-го века. Есть даже легенда, что это были представители одного из 10-и потерянных колен израилевых, судьба которых после Вавилонского плена остается невыясненной, а потому порождает много фа

Обычно люди без особого затруднения определяют еврейские фамилии.

Вот, к примеру, если вы слышите о Рабиновиче или Абрамовиче, то сомнений точно не возникнет. То же самое с Коганом и Левиным, с Кацем и Шапиро.

А также с Ай и Ши, Гао и Цзинь, Чжан и Чжао.

Последние шесть кажутся вам лишними в этом перечне? А напрасно, это такие же традиционные еврейские фамилии, как и все предыдущие. С одним уточнением: они традиционны для Китая, поскольку принадлежат людям из малоизвестной еврейской диаспоры, существующей много веков. Эти фамилии не имеют никакой связи с ивритскими корнями, их дал в свое время иудеям китайский император Мин.

Сложно сказать, когда именно на территории современного Китая появились первые евреи. Историки об этом спорят, высказывая предположения в очень широком диапазоне от 1-го до 9-го века. Есть даже легенда, что это были представители одного из 10-и потерянных колен израилевых, судьба которых после Вавилонского плена остается невыясненной, а потому порождает много фантастических теорий.

Персидский географ Ибн Хордадбех в 9-м веке упоминал о путешествиях еврейских торговцев, называемых радханитами, которые попадали в Китай по Шёлковому пути через Центральную Азию и Индию.

Более-менее достоверно можно утверждать, что устойчивая диаспора сформировалась в 12-м веке. Известно, что незадолго до 1161 года, которым датируется строительство первой здешней синагоги, 70 еврейских семей из Персии решили обосноваться в Китае, чтобы самостоятельно отбирать и закупать товары, отправляемые в Европу.

Это был очень успешный бизнес-план, который быстро себя оправдал.

-2

Поселились они в городе Кайфэн (или в других вариантах написания Кайфын), своеобразном торговом хабе на северо-востоке страны. Китай в нынешнем своем варианте еще не существовал, и Кайфэн был столицей так называемой империи Сун. Это место славилось веротерпимостью и космополитизмом.

Тут необходимо сделать небольшое отступление.

Часто приходится слышать, что антисемитизма не существует только там, где нет евреев. Люди, которые так рассуждают, имеют в виду, что евреи, расселившись по миру, сами неизбежно провоцируют ненависть к себе. Но вот вам занимательный факт. В Китае еврейские общины существуют уже много веков, а ростки антисемитизма стали прорастать лишь в 21-м веке под воздействием пришедших с Запада конспирологических теорий.
Может причина-то вовсе не в евреях? Возможно, они лишь становятся катализатором, выявляя то дурное, что уже и так было в коренном населении? А если этого дурного не было, ничего и не проявлялось.
Но это так, замечание на полях.

Короче говоря, поселились эти самые купцы и их семьи в Кайфэне, где до тех пор никто евреев в глаза не видел.

Поскольку они прибыли из тех краев, где царствует ислам, китайцы, не имевшие никакого представления об иудаизме, решили считать их такими же мусульманами, как и все прочие. Однако поскольку эти люди держались особняком, а на головах носили синие ермолки, а не белые шапочки, как остальные приверженцы ислама, евреев стали называть "мусульманами в синих шапочках".

Надо сказать, что небольшие общины возникали и в других городах - например, в Пекине, Нинбо, Ханчжоу или в Нинкине, но они продержались не так долго. А в Кайфэне возник свой маленький изолированный еврейский мир, доживший до наших дней.

Постепенно к персидским евреям-мизрахи присоединились бухарские евреи и выходцы из Индии. Бизнес шел неплохо, община росла, аборигены вели себя дружелюбно. Со временем перестроили и расширили синагогу, которая внешне напоминала китайскую пагоду, поскольку архитектурные стили в империи Сун должны были соответствовать местным канонам. В общем жизнь постепенно налаживалась.

Однако за пределами Китая никто и не подозревал, что эта община существует. Так бы оно и оставалось, если бы в 1605 году на Восток не приехал иезуитский священник Маттео Риччи.

-3

На этот раз уже сами евреи проявили комичную неспособность распознавать гостей. Они слышали, что приехавший европеец был приверженцем монотеизма, но не ислама. И из этого сделали совсем не очевидный вывод, что он иудей. Это всех обрадовало, ведь других евреев из столь далеких стран члены общины еще не встречали, а потому они решили с ним познакомиться.

Отец Маттео из-за трудностей перевода толком не понял, чего от него хотят эти странные китайцы с необычной внешностью. Он стал показывать им изображения Святого семейства, чтобы хоть на картинках втолковать, что он христианин. Это пониманию не помогло, ибо иудеи решили, что им показывают картины о жизни праматери Ривки (она же Ревекка) и мужа ее Исаака . А младенца Иисуса вместе с юным ангелом, прилетевшим его навестить, приняли за сыновей этой четы, Исава и Иакова (он же Исраэль, о котором я писал вот здесь). А значит перед ними собрат по вере.

Общине как раз требовался новый раввин, поэтому высокая честь была предложена ученому гостю. В конце концов все разобрались, кто есть кто.

Было неловко.

Но кайфэнские евреи посовещались и решили, что если иезуит примет их веру, сделает обрезание и начнет придерживаться кашрута, у него все же есть шанс стать их раввином. "Мамма миа!" - воскликнул падре Маттео и поспешил покинуть этот ненормальный город, чтобы вернуться к своим прошутто, салями, пармской ветчине и прочим греховным и категорически некошерным удовольствиям. А приехав в Италию, рассказал о своих приключениях всем, кто готов был его слушать, настаивая, что еврейская община Кайфэна насчитывает не то 500, не то 600 лет.

С тех пор многие путешественники, посещавшие Поднебесную, стремились заглянуть в Кайфэн, чтобы лично увидеть загадочных иудеев, так разительно отличавшихся от сефардов и ашкеназов, которых они наблюдали в европейских городах.

А китайские евреи и вправду постепенно менялись. В браки с местными вступать пока не торопились, но в остальном старались влиться в жизнь своей новой страны - носили соответствующую одежду, поступали в учебные заведения, служили в императорской армии, даже переняли китайскую традицию вести свой род не по материнской, как это принято в иудаизме, а по отцовской линии.

При наличии канонической Торы, написанной на иврите, некоторые ритуалы вскоре стали проводиться на мандаринском языке.

-4

Даже синагогу они стали называть не домом собраний, как во всех остальных диаспорах мира, а домом чистоты и истины, что было китайским словосочетанием, определяющим мусульманскую мечеть.

Впрочем, вся эта красота просуществовала недолго. В городе случилось наводнение, в котором здание сильно пострадало. Хуже того, были утрачены священные свитки Торы, без которых никакая синагога не может существовать.

Но выручили соседи из еврейской общины городка Нинбо.

В городе сохранилась памятная табличка с текстом:

“Когда синагога была восстановлена, Ши Бинь, Ли Жун, Гао Цзянь и Чжан Сюань отправились в Нинбо и привезли оттуда свиток Священных Писаний.
Чжао Ин из Нинбо привез в Кайфэн еще один свиток и почтительно подарил его нашей синагоге”.

Когда здание вновь отстроили, в нем случился пожар, после чего пришлось всё начинать с нуля.

Но и на этом беды не кончились. Второе, поистине колоссальное наводнение не только смыло новое здание, но и унесло жизни многих членов общины. В живых осталось не более трети из них.

Вот тут-то и начался тот процесс, который с годами сделает осевших на Востоке евреев неотличимыми от китайцев даже внешне. Поскольку вопрос выживания оказался важнее привычной замкнутости, решено было вступать в браки с местными. Это в свою очередь привело к тому, что и строгость религиозных правил уже не считалась чем-то незыблемым. Некоторые потомки евреев совершенно ассимилировались, другие приняли ислам.

Но часть из них, несмотря ни на что, все же сохранила свое еврейское самосознание. Синагогу отстраивали снова и снова, уничтоженные или поврежденные свитки брали у соседей или заказывали с караванами торговцев. Евреи продолжали придерживаться кашрута и почитать субботу, придавая огромное значение сохранению традиций.

-5

Но в начале 19-го века после очередного наводнения синагога была разрушена уже безвозвратно, а в 1810 году скончался раввин, заменить которого было некем. Казалось, кайфэнская община прекратит свое существование, как и все остальные на территории Китая.

Однако постепенно выяснилось, что можно обходиться и без синагоги, и без раввина, не переставая быть евреями.

Люди просто собирались в домах друг у друга, чтобы встречать субботу, отмечать праздники, совершать все необходимые ритуалы или просто общаться в кругу единоверцев.

Тем более, что времена терпимости заканчивались, китайское правительство желало ассимилировать евреев принудительно. А потому в их удостоверениях личности вскоре перестали писать это странное слово (по-китайски оно звучит как Тьяо Чжинь Чжао), приписав всех сомнительных подданных к народности хань. Иудаизм власти тоже отказались признать официальной религией, следовательно никаких иудеев быть не могло.

Важно снова подчеркнуть. Эти действия не были направлены против евреев как таковых. Правительство всего лишь хотело понятного ему порядка на подконтрольной территории. Всё, что выбивалось из стройной системы, следовало подправить и подравнять.
Ни в какие погромы эти процессы не вылились, поскольку не имели в основе своей антисемитских взглядов.

С приходом к власти коммунистов религия вовсе попала под запрет. Собрания для молитв, праздников и ритуалов стали незаконными. Китайским евреям следовало быть как все, не обосабливаться и не выделяться.

Но фокус в том, что именно обособленный, замкнутый образ жизни помогал евреям на протяжении столетий сохранять свою идентичность, язык и культуру.

А потому собрания не прекратились, они лишь стали тайными.

Немногочисленная, но упрямо существующая община назначала своего старейшину (своеобразная замена раввину), собиралась у него дома под видом праздничного застолья и следовала тому самобытному порядку, что передавался из поколения в поколение от далеких предков.

-6

Общины других городов постепенно исчезли, растворившись в многолюдном Китае. Под воздействием глобальных политических процессов возникали новые еврейские сообщества - например, в Харбине, в Гонконге, в Шанхае, но и они сходили на нет, когда ситуация в мире менялась.

Лишь кайфэнские евреи продолжали хранить свой маленький полуподпольный мир, отказываясь поддаться соблазну примкнуть к безопасному большинству.

И когда на Ближнем Востоке появился Израиль, вполне естественно, что некоторые члены общины захотели отправиться в ту единственную страну, где евреем быть нормально, где никому ничего не нужно доказывать.

Однако вскоре выяснилось, что доказывать все же необходимо.

В основе израильского Закона о возвращении лежит галахическое правило устанавливать еврейство по материнской линии. Жители Кайфэна этому критерию не соответствовали. В результате пустая, религиозная по сути формальность оказалась таким же дискриминационным шагом, как и действия китайских властей. Евреям Кайфэна вновь было сказано, что они не вполне евреи.

Это решение стало особенно оскорбительным именно потому, что вынесено не чужаками, а еврейским государством. Поэтому группа активистов Кайфэна начала бороться с бюрократическим абсурдом. Люди делали тесты ДНК, убедительно доказывающие, что у них у всех еврейские предки. Обращались в израильские суды и министерства. Связались с организацией "Шавей Исраэль", которая помогает евреям, сталкивающимися со сложностями в процессе репатриации.

Несколько человек, совсем немногие, в конце концов добились своего, пройдя гиюр, чтобы соответствовать религиозным канонам, и стали в конце концов израильтянами.

Но остальные оказались между двух огней - с одной стороны непризнание их Израилем, а с другой постоянное давление китайских властей, не позволяющих общине иметь ни синагоги, ни раввина, ни возможности открыто заявлять о своей еврейской идентичности.

В этом смысле поразительно, что люди не опустили руки, не смирились с тем, что все их сочли чужаками. Самоидентификация это все-таки часто результат внутренней потребности, это способность принимать в первую очередь самого себя таким, каков ты есть. А уж согласятся ли тебя принять окружающие - вопрос второстепенный.

Помните формулу Игоря Губермана?

"Везде одинаков Господень посев,
и врут нам о разнице наций;
все люди — евреи, и просто не все
нашли пока смелость признаться."

Смелость - это то, чего у кайфэнских евреев хоть отбавляй. Так что когда вы в следующий раз увидите на улицах Израиля азиатов в иудейских кипах, вспомните о том долгом и непростом пути, который пришлось пройти их предкам, чтобы эта встреча стала возможной.

-7

*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.

**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.

#Израиль #новостиизраиля #палестинаиизраиль #израильипалестина #война #ближний восток #иранизраиль #израильиран #канализраиль #евреи #проевреев #евреиизраиль #глазамикосмополита