Последние месяцы в российских можно услышать о новом увлечении детей и подростков — квадробинге. Представители этой субкультуры наряжаются в костюмы животных и стараются максимально подражать их повадкам, в то время как родители хватаются за голову и переживают из-за такого «дикого» поведения.
Квадроберы — это приверженцы субкультуры, которая сочетает элементы физической активности и косплея. Название движения происходит от латинского слова «quattuor» («четыре») и английского «aerobics» («аэробика»), что и отражает основную суть их увлечения — передвижение на четвереньках, имитация движения животных. Такое поведение напоминает некоторые элементы субкультуры «фурри», но квадроберы больше ориентированы на физическое подражание.
Как явление квадробинг появился в Японии, а его основателем называют японца Кеничи Ито. В 2008 году он установил мировой рекорд, пробежав стометровку на четвереньках за 18,58 сек, что вызвало внимание к подобным физическим упражнениям. Впоследствии, благодаря интернету и распространению видеороликов, техника ходьбы на четвереньках стала популярной сначала в Японии, а затем и в других странах. Люди демонстрировали акробатические элементы, напоминавшие движения животных.
Сама субкультура с элементами косплея, которая сейчас встречается на улицах, начала активно развиваться позднее. Представители течения теперь не только передвигаются на четырех конечностях, но и примеряют костюмы животных и подражают их повадкам. В России движение приобрело популярность в 2024 году, особенно среди школьников, когда в социальных сетях и медиа начали появляться видео и мемы с участием квадроберов.
Данное поведение выделилось именно как направление, потому что такие люди стали объединяться в группы по интересам, устраивать какие-то собственные мероприятия и соревнования. В интернете есть множество инструкций, которые посвящены разным обучающим квадробике техникам. Авторы показывают, как выполнять прыжки, изготавливать маски, а также выкладывают снимки с собой в роли животных. Дети и подростки копируют это в первую очередь для того, чтобы быть в тренде.
Квадроберы внешне выделяются за счет характерных атрибутов: масок кошек, собак, волков, лис и других животных, а также могут добавлять к своему костюму хвосты, ушки или другие элементы. Они часто включают в образы мягкие перчатки для имитации лап и специальные наколенники, чтобы было удобнее передвигаться на четвереньках.
Представители субкультуры передвигаются по улицам, паркам или другим общественным местам, подражая повадкам животных. Они могут рычать, мяукать, лаять или издавать другие звуки, напоминающие зверей, а также имитировать прыжки, катания по траве и даже пытаться «наброситься» на прохожих, что вызывает противоречивые реакции у окружающих. Нередко они просят родителей или близких выгуливать их на поводке.
Некоторые дети принимают эту субкультуру как игру или хобби, используя костюмы для самовыражения, тогда как для других это может быть более серьёзным увлечением, где они стараются буквально жить как животные, что порой включает в себя даже отказ от человеческой речи и попытки добывать себе пищу в природных условиях.
Дети подражают животным по нескольким глубоким психологическим и социальным причинам. Некоторые из них достаточно безобидные, но часть может губительно влиять на формирование здоровой личности.
Подражание животным часто связано с игровым процессом и развитием воображения у детей, заметила психолог. В раннем возрасте они используют игры, чтобы исследовать окружающий мир и свои роли в нем. Животные кажутся им захватывающими существами, с которыми легко ассоциироваться. Они могут отождествлять себя с сильными, быстрыми или умными представителями фауны, что помогает им почувствовать себя более уверенными и могущественными. Кроме того, некоторые школьники очень стеснительны и не могу знакомиться со сверстниками, а костюм дает им некоторые сверхспособности, которые помогают преодолеть эту стену. В этом случае маска служит защитным барьером между ними и пугающей реальностью.
Некоторые дети идентифицируют себя с какими-то животными, чтобы победить фобии. Ведущая деятельность дошкольника — игра. При копировании животных, когда ребенок встает на четвереньки, превращается в животного, начинает перенимать его повадки и надевает еще какие-то атрибуты и наряды, он глубже погружается в свой воображаемый мир. А там можно победить чудовищ и монстров, не бояться Бабу Ягу и справиться со своими страхами.
Для некоторых детей и подростков поведение животных становится способом выражения своих эмоций, особенно если они испытывают трудности с вербализацией своих чувств. Через подражание братьям нашим меньшим, они могут безопасно выражать агрессию, страх, радость или тревогу. Подражание диким животным, например, может позволить им показывать напряжение, с которым они не могут справиться обычными способами. Подростки так могут протестовать против запретов родителей или пытаться показать, что их чувства игнорируют в семье.
В подростковом возрасте сильное желание принадлежать к какой-либо группе играет ключевую роль. Участие в субкультуре квадроберов может быть попыткой найти свое место среди ровесников и получить признание в группе. Это также может служить способом выделиться, отличиться от других и сформировать уникальный имидж.
Часто дети, особенно в подростковом возрасте, могут прибегать к подобным играм и «мимикрии», чтобы временно уйти от реальных проблем или стрессовых ситуаций, подобно уходу в мир компьютерных игр. Образ животного позволяет им абстрагироваться от социального давления, ответственности или эмоциональных трудностей, с которыми они сталкиваются в реальности.
Распространение подобных явлений также связано с популяризацией через интернет и социальные сети. Видео и мемы, показывающие людей, подражающих животным, быстро распространяются, формируя целые сообщества последователей. Это создает тренд, к которому дети и подростки хотят присоединиться.
Квадробика сама по себе может быть как относительно безопасной, так и пагубной, в зависимости от того, насколько сильно увлечены ей дети и какие меры предосторожности предпринимают родители.
Поскольку квадроберы передвигаются на четвереньках и совершают различные акробатические действия, существует риск травм. Это могут быть ушибы, ссадины, повреждения суставов и мышц. Подростки же могут получить более серьезные травмы, если выполняют прыжки или другие сложные движения без подготовки.
В некоторых случаях квадроберы могут демонстрировать поведение, которое включает в себя попытки нападения на прохожих, имитацию укусов или царапин. Это не только создает опасность для окружающих, но также может привести к юридическим последствиям, если такие действия будут восприняты как угроза.
Если увлечение квадробикой затягивается и выходит за пределы нормальной игры, это может сигнализировать о проблемах детской психики. Для подростков это становится способом уйти от реальности или выразить внутренние эмоциональные конфликты с родителями.
Увлечение квадробикой может вызывать негативную реакцию со стороны сверстников и взрослых. Например, некоторые дети становятся объектами насмешек или даже агрессии, если их поведение кажется странным.
Психологи говорят, что квадробинг может влиять на ребёнка по-разному — есть и положительные, и отрицательные стороны. Положительные моменты:
- формирование уверенности в себе через публичные действия;
- борьба со страхами публичного выступления, ведь подражая трендам, многие дети записывают ролики, выкладывают себя в социальных сетях, что способствует преодолению страха участия в публичных мероприятиях;
- развитие эмпатии и сопереживания как к животным, так и к людям;
- принятие того, что все люди имеют право и возможность для самовыражения и аутентичности;
- формирование таких качеств, как взаимопомощь, активность, отверженность, ответственность, коллективизм;
- квадробинг может стимулировать развитие воображения и фантазии.
Но есть и опасности. Порой поведение таких детей и подростков выходит за рамки нормы. Речь идет о тех случаях, когда представители субкультуры начинают царапаться, кусаться, издавать громкие звуки в обществе, где это непозволительно. Если сильно погрузиться в это течение, идентифицируя себя с животным в реальной жизни, в какой-то момент ребёнок не сможет жить без маски зверя, он будет чувствовать себя неуверенным. Взрослому стоит задать вопрос ребенку, почему он хочет заниматься этим направлением и оценить ответ, а также обратить внимание на успеваемость, общение со сверстниками и посещение секций и кружков.
Центр «Мастер ОК» считает, что нужно понимать, наблюдать и разговаривать со своим ребенком. Родители могут оценить увлечение квадробингом как безобидную игру, но со временем ребенок перерастает это и выходит на новый этап взросления. В таком случае переживать не стоит. Ограничения же могут привести к недоверию, к тому, что ребёнок может посчитать, что нарушены его личные границы. Лучшая позиция родителя — наблюдать, больше общаться с ребёнком и уделять ему внимание. Если беспокойство будет нарастать, то, конечно же, стоит обратиться к специалистам.
Наш Центр занимается социально-трудовой адаптацией людей с инвалидностью, в программе которой есть работа группы психологов нашей команды. Кандидаты, приходящие в Центр «Мастер ОК», получают консультацию психолога, который определяет готовность и навыки человека для начала трудовой деятельности.
Прошедший консультации и общение с социальными работниками, человек определяется с выбором трудового пути – на открытом рынке труда или в защищённых инклюзивных мастерских Центра «Мастер ОК».
Общение с психологами Центра доступно в любой момент. Если кандидат испытывает трудности с адаптацией в мастерских или в рабочем коллективе предприятия, то он всегда может обратиться за консультацией к нашим профессиональным психологам. Поддержка всегда будет оказана.
Заходите на наш сайт, вступайте в наше сообщество в VK, следите за нашими новостями.
Уважаемые подписчики и гости канала:
В Центре социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», Санкт-Петербург, с 1 июня по 8 декабря 2024 года работает программа по оказанию людям с инвалидностью бесплатной услуги по сопровождению при содействии занятости.