Найти тему
Psiholojiest

Пример кейса с ПТСР.

*Мужчина. А. Иванов. 35 лет.*

Работал корреспондентом в зоне военных действий. Во время одного из репортажей стал свидетелем взрыва, в результате которого погиб его коллега. После этого вернулся домой и начал замечать у себя симптомы тревоги и вспышки гнева.

*Монолог* : ,, _Вы знаете, я всегда думал, что я сильный. Но после того дня, когда все изменилось... Я не знаю, как это объяснить. Это как эхо, которое не утихает.. Иногда я ловлю себя на мысли, что пытаюсь забыть, но не получается. Ночи стали бессонными, дни - пустыми. Я начал, избегать людей, друзей , так, как они не смогут понять меня. Иногда я чувствую гнев , и он приходит так внезапно, что я не могу справиться.. Мне хочется снова стать спокойным, вернуть свои мысли, забыть эти навязчивые состояния.,,

-2

Пример терапевтической помощи. 👇

*Все представленные симптомы клиента: со слов клиента* . Бессонница, сильная тревога, вспышки гнева, негативные мысли о себе и о мире, интрузии и флешбэки. Возможна реактивная депрессия. *Гипотеза* . Угроза ПТСР, так как он был свидетелем смерти коллеги, и других людей. Возможен страх смерти, чувство злости из-за пережитого. Бессилие, чувство безнадёжности.

1. *Работа с симптомами, последовательность.*

*Для начала* *_необходима консультация психиатра или психотерапевта*_ , в связи с тем , что у клиента имеются проблемы со сном, а также страдают когнитивные навыки, сложности в выполнении привычных задач и дел, трудности с коммуникацией и общением. Необходимо исключить серьезные последствия, а также, возможно, нужно подключить фармо препараты для того, чтобы наладить сон, аппетит, и обычную повседневную деятельность.

2. *Далее необходима работа с флешбэками и интрузиями.* С воспоминаниями о травматических событиях, которые внезапно всплывают , иногда сами по себе, иногда, вследствии триггеров. Так, как в случае постоянных флешбеков и интрузий, клиенту будет довольно сложно функционировать на привычном для себя уровне, выполнять домашние дела, взаимодействовать с окружающими.

- *В случае удачной помощи при работе с первичными симптомами* необходимо помочь клиенту справиться с чувством сильной тревоги и вспышками гнева. 3. *Примерный план работы со всеми представленными симптомами, и виды техник, которые возможно использовать при работе с данными симптомами.*

- *Бессонница и нарушение физического самочувствия * . Необходима консультация и работа с психиатром, для того, чтобы наладить сон, аппетит и физическое самочувствие клиента. Возможно необходимо использовать фармакотерапию.

- Работа с флэшбеками и травматическими воспоминаниями клиента. Психо информирование клиента о том, что его состояние в данный момент является закономерным. Психика защищается так, как может. Принятие и валидация всех чувств клиента.

- Стабилизация клиента при состоянии ,,затопления, с помощью дыхательных техник и техники ,,заземления,,

- Далее Можно использовать техники EMDR ( ДПДГ - десенсибилизация и переработка движением глаз. ). Техника экспозиция ( воспроизведение + наблюдение ) для закрепления результата и уменьшения страха человека при встрече со стимулами , связанными с травмой.

- Нарратив травмы ( TF- CBT). Последовательный пересказ о травматичном опыте и переписывание истории в реальном времени.

- *Проблемы с коммуникацией и взаимодействием с людьми*. Техника когнитивная реструктуризация ( помощь в выявлении и преодолении негативных мыслей и убеждений о мире и о себе, связанных с травмой).

- *Помощь при ощущениях сильной тревоги и страха*. Можно использовать технику ,,Шкалирование,,. Постепенное продвижение по шкале тревоги до минимума. Поиск внутренних и внешних ресурсов. Техника ОРКТ, ,,Экстернализация,,. Описание чувства тревоги и переживания, как что то наглядное, с помощью метафоры или ассоциации, а также наблюдение за чувством тревоги и страха. При каких обстоятельствах чувство тревоги может увеличиваться или уменьшаться. Что помогает для того, чтобы оно уменьшало свою форму ? Релаксационная техника для расслабления, например, техника ,,Безопасное место ,,

- Вспышки гнева. Возможно чувство вины и стыда, в связи с этим. Валидация и принятие данного чувства. Объяснение, что иногда это абсолютно нормальное ощущение и состояние при ненормальных и травматических переживаниях. Возможность выразить это чувство, как можно безопаснее и экологичнее. Например, при помощи техники ,,Безмолвный крик, ,,битьё подушки,, и тд. Возможна техника ,,Переговорный стол,, то есть работа с диссоциацией, с различными частями себя , различными состояниями. Какая часть и в какие моменты моменты жизни проявляется? Часть, которая злится, испытывает гнев. Как ее зовут ? Какая у нее роль в этом ? Что она хочет от Вас? Как можно ее удовлетворить ?

- Далее помочь клиенту начать снова интегрироваться в общество и нормально взаимодействовать с своим окружением. Ролевые игры с терапевтом, обучения навыкам межличностной коммуникации, поддержка и иногда пошаговые инструкции.

-3

- *Возможные риски в ходе работы.* *Какие могут возникнуть сложности?

- Сопротивление клиента к консультации с психиатром в следствии чувства стыда и ,,стигматизации,, данной темы. Чувство стыда вины. ,,Я какой то не такой.,, ,,Я не должен испытывать подобные негативные чувства, я хочу от них избавиться совсем,,. ,,Все живут, как раньше , а я нет,,. Соответственно, агрессия, чувство злости и гнева. ,,Вы никогда не сможете мне помочь.,, ,,Вы не представляете , что это такое и т.д,,.

- **Возможности предотвращения со стороны терапевта.* Создание доверительных отношений. Альянс с клиентом. Принятие, согласие и поддержка. Информирование клиента о том, что это нормальная реакция на ненормальные стрессовые ситуации. Информирование о безопасности и необходимости поддержки психолога и психотерапевта. Развенчание мифов и страхов, которые могут быть связаны с фарм поддержкой. Валидация и присутствие. ,,Я с Вами здесь и сейчас,, ,,Чем бы я мог Вам помочь,, ,,какой результат или информацию Вы хотели бы получить?,,