Журнал «Движок» продолжает серию материалов о главных новинках выставки автозапчастей и товаров для послепродажного обслуживания автомобилей MIMS Automobility Moscow 2024, прошедшей в августе в столичном ЦВК «Экспоцентр». В сентябрьском номере, напомним, речь шла о запчастях для грузовиков — в этот раз рассказываем о том, что привезли в этом году в Москву ведущие производители и поставщики деталей для легковых машин. Все подробности — в нашем материале.
LUZAR
Бренд LUZAR привез на MIMS 2024 широкую линейку деталей системы термоменеджмента, сделав акцент на запчастях для набирающих популярность в России автомобилей китайских марок. В частности, на стенде LUZAR были представлены электровентилятор отопителя для Haval Jolion, H3, Tank 300; термостат для Haval F7/F7x с мотором 1.5T; радиатор отопителя для Geely Coolray 2019 модельного года. Ассортимент деталей бренда для китайских автомобилей сегодня включает свыше 250 SKU и продолжает расширяться.
Российский рынок автозапчастей, как отмечают представители LUZAR, после ухода мировых брендов оказался во власти СТМ (собственных торговых марок) крупных дистрибьюторов. Их развитие идет сегодня весьма активно, почти все подобного рода бренды расширяют ассортимент, стремясь нарастить свою долю на рынке и заместить в освободившихся сегментах прежних лидеров рынка. Некоторые компании запустили и развивают СТМ с дублирующим ассортиментом, но с иным позиционированием — к примеру, дополняют свое предложение брендом бюджетной продукции.
В дальнейшем, по прогнозу специалистов LUZAR, в развитии рынка наступит этап, когда предложение будет превышать спрос. Какие-то СТМ потеряют свою привлекательность как отдельные проекты и, возможно, исчезнут с рынка. Останутся бренды с наиболее актуальным для России ассортиментом, которые смогут в период роста завоевать доверие потребителей, предложить привлекательное сочетание цены и качества продукции, обеспечить стабильность ее поставок.
В руководстве LUZAR рассчитывают на рост продаж по итогам 2024 года, хотя и не ждут, что он будет «взрывным».
Metaco
Компания «Амтел» представила на MIMS Automobility Moscow 2024 ряд новых запчастей, выпускаемых под брендом Metaco. Среди главных новинок — тормозные диски линейки Premium, фары и фонари из новой товарной группы «Оптика», трансмиссионные жидкости и моторные масла. На стенде компании также были выставлены популярные на рынке товары других категорий.
Российский рынок автозапчастей для легковых автомобилей, как рассказали нам представители бренда, все еще не стабилизировался после шоков начала 2022 года — его перестройка продолжается. Отечественные бренды осваивают сегодня освободившиеся сегменты рынка, в то же время часть автовладельцев отдает предпочтение зарубежным маркам, рассчитывая на параллельный импорт. Однако это провоцирует рост доли контрафакта на рынке.
Кроме того, активно развивают свой ассортимент СТМ крупных дистрибьюторов. По мнению представителей «Амтел», победителем в битве за клиента, разворачивающейся сегодня, станет тот, кто предлагает не только высокое качество, но и понятную гарантийную политику.
В Metaco ожидают, что 2024 год станет одним из самых плодотворных для бренда. С начала года ассортимент пополнился четырьмя новыми товарными группами, расширены линейки товаров в существующих категориях. Кроме того, моторные масла Metaco завершили ресурсный мониторинг и получили положительные заключения в лаборатории «МИЦ ГСМ».
Trialli
Главной новинкой бренда Trialli на MIMS 2024 стали элементы системы выпуска отработавших газов из нержавеющей стали, предназначенные для автомобилей премиум-класса. Подобные компоненты, по словам представителей бренда, сегодня весьма востребованы на рынке, поскольку стоимость оригинальных деталей становится запредельной даже по меркам премиального сегмента. В рамках выставки в Trialli анонсировали также появление в ассортименте бренда новой товарной группы — «Пружины подвески». В продаже первые детали этой категории появятся в начале 2025 года.
Стратегия развития Trialli сегодня, как рассказали «Движку» представители компании, состоит в расширении ассортимента в тех товарных группах, которые уже присутствуют в портфеле бренда. При этом особое внимание в руководстве компании уделяют запчастям для автомобилей китайских марок, активно пополняющих сегодня движущийся автопарк.
Трансформация российского рынка автозапчастей, по словам представителей Trialli, все еще продолжается. В частности, многие поставщики стали говорить о том, что прекращают работать по схемам параллельного импорта. Основные причины — долгая и дорогая доставка, а также высокие риски контрафакта. Таким образом, на рынке наступает время СТМ: поставщикам становится все выгоднее работать с брендами, создаваемыми ими самими, и проще контролировать качество поставляемых таким способом товаров. Между СТМ и развернется в ближайшее время основная борьба за клиента.
Позиции Trialli на этом фоне весьма сильны, особенно в тех сегментах, где бренд присутствует давно. За последний календарный год (с августа 2023-го по август 2024 года) продажи Trialli выросли более чем на 45%, и в руководстве бренда ожидают сохранения положительной динамики по итогам 2024 года в целом, несмотря на то что в конце года в тех сегментах рынка, где представлены товары бренда, как правило, наступает затишье.
Eurorepar
Бренд Eurorepar привез на MIMS 2024 целый ряд новинок для российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей. В частности, на стенде была представлена деталь, не так давно пополнившая линейку запчастей бренда в товарной группе «Тормозные системы», — тормозной барабан. Подобного рода запчасти уже появились на складе компании. Ранее, как уточнили представители бренда, тормозные барабаны Eurorepar были доступны российским покупателям только в составе ремкомплектов. Теперь же они продаются как в комплектах, так и по отдельности. Чуть позже в ассортименте появятся также колодки для барабанных тормозов. Кроме того, на стенде бренда были выставлены технические жидкости и автохимия нового бренда Autorepar: средство для промывки масляной системы, «жидкий ключ», очиститель тормозов и силиконовая смазка.
Процесс трансформации российского рынка автозапчастей и компонентов, по мнению специалистов Eurorepar, все еще продолжается, но динамику изменений уже можно оценить. Движущийся автопарк активно пополняется автомобилями китайских марок — соответственно, производители запчастей уже сейчас должны задумываться о деталях для этих машин, которые в скором времени начнут выходить на рынок постгарантийного обслуживания. Некоторые из новых запчастей Eurorepar, представленных на нынешней выставке, могут применяться на китайских машинах. Тормозные диски, например, подходят, в частности, для Haval F7/F7x; ряд других деталей адресован владельцам автомобилей Geely и Chery.
В 2024 году в Eurorepar ожидают существенного роста продаж на российском рынке. И отмечают, что он ощущался и по итогам первого полугодия. В том числе за счет того, что бренд сумел выйти в некоторые ниши рынка, освободившиеся с уходом крупных мировых производителей.
Airline
Как рассказали «Движку» представители бренда, Airline в настоящее время осваивает новое для него направление «Шиномонтаж» и привез на выставку ряд товаров из этой категории: грузы, ремкомплекты, инструмент и химию, применяемую при замене покрышек. Еще одной новинкой стали подкатные домкраты для СТО. Кроме того, Airline представил на MIMS 2024 динамометрические ключи (как в одиночном исполнении, так и комплекты в кейсах), щетки стеклоочистителя линеек Premium и Silicon, а также ряд новинок среди свечных ключей, клейких лент, сумок-холодильников, пневматических домкратов, светодиодных ламп и ПТФ.
Российский рынок автоаксессуаров и инструмента, по словам специалистов Airline, давно и плотно занят российскими брендами. В «аксессуарике» их совокупная доля достигает 90%, в инструментах — 60–70%. Большинство производителей так или иначе осталось на рынке, тех же, кто ушел, замещают российские бренды. В указанных выше сегментах происходят сегодня «тектонические сдвиги» в перестройке каналов сбыта: все большую долю занимают маркетплейсы. Это открывает всем брендам доступ к гигантскому каналу сбыта, где на старте все примерно равны.
Сегменты автоаксессуаров и дополнительного оснащения / тюнинга автомобиля, как отмечают представители Airline, невелики по объемам и не очень интересны для освоения СТМ. Основная масса СТМ здесь — крупные федеральные продуктовые сети, у которых есть минимальный набор аксессуаров на полке, и вертикально интегрированные АЗС с собственными брендами на полках. Такие СТМ работают локально, в рамках одной сети. Фактически ими монополизируется «родная полка», и встать на нее сторонним брендам практически нереально.
По итогам 2024 года в Airline ожидают существенного роста продаж, особенно в направлении инструментов и в смежном с запчастями сегменте дополнительного оборудования для автомобиля.
LynxAuto
Бренд LYNXauto представил в нынешнем году в Москве главные новинки, появившиеся в его ассортименте совсем недавно: термостаты, топливные насосы высокого давления для бензиновых двигателей, а также тормозные суппорты в сборе.
Кроме того, было анонсировано появление в ассортименте компрессоров кондиционера и тормозных шлангов, разработка которых находится на завершающем этапе.
На российском рынке автозапчастей, по словам представителей LYNXauto, появляются сейчас все новые и новые бренды, многие из которых не были известны ранее даже экспертам со стажем. Соответственно, конкуренция становится все более жесткой, и это, как отмечают специалисты LYNXauto, может стать для потребителей положительным фактором: следствием повышения уровня конкуренции может стать повышение качества продукции. При том, что ранее, когда наш рынок был поделен между крупными мировыми производителями, у небольших брендов не было такого стимула работать над качеством.
Что касается результатов 2024 года, то представители LYNXauto отметили, что всегда строят амбициозные планы, и пока все текущие показатели говорят о том, что в нынешнем году бренд продемонстрирует двузначный рост продаж по сравнению с 2023-м – как в количественном выражении, так и в денежном.
CTR
Бренд CTR привез в этот раз на московскую выставку как самые «горячие» новинки, так и детали, появившиеся в фирменной линейке в течение 2024 года. В частности, в нынешнем году бренд расширил ассортимент опор двигателя и коробки передач; в товарной группе «Резино-металлика» в продажу поступили также новые верхние опоры амортизаторов.
В сегменте деталей подвески ассортимент CTR расширился за счет алюминиевых рычагов: бренд дополнил линейку деталей для автомобилей европейских (в частности немецких) марок. Новые запчасти для «европейцев» стали доступны также в таких категориях, как рулевые наконечники и рулевые тяги.
Особое место на стенде CTR занимали гибридные стойки стабилизатора. По словам представителей бренда, они «продолжают свое триумфальное шествие на российском рынке». За последнее время CTR существенно расширил ассортимент доступных в РФ тормозных колодок: в фирменной линейке сегодня свыше 700 артикулов. В ближайшее время CTR выведет на рынок тормозные диски, а также расширит линейку амортизаторов: они станут доступны не только для корейских машин, но и для японских, американских и любых других.
Российский рынок автозапчастей, по словам представителей бренда, в настоящее время не «схлопывается», а, наоборот, растет, и CTR занимает на нем весьма заметные позиции: его доля в сегменте деталей подвески и рулевого управления составляет порядка 25%. Рынок РФ в CTR называют основным для компании с точки зрения поставок на Aftermarket.
«Энгельс Свечи зажигания»
Предприятие «Энгельс Свечи зажигания» за последний год существенно расширило ассортимент выпускаемых на заводе свечей зажигания: линейка свечей бренда Meteor, как рассказали нам его представители, покрывает сегодня около 82% российского автопарка. В перспективе в руководстве компании рассчитывают довести эту долю до 100%. В числе последних нововведений — девять новых артикулов свечей, два из которых пополнили «Черную линейку», еще две свечи появились в «Синей линейке». Также на заводе продолжают выпускаться базовые свечи под маркой «ЭЗ», покрывающие почти весь отечественный автопарк.
За последние два года, по словам специалистов компании, российский рынок запчастей в целом и сегмент свечей зажигания в частности претерпел весьма существенную трансформацию: раньше на нем доминировало несколько известных мировых производителей, занимая долю свыше 50%, сейчас они с нашего рынка ушли, но поставки их продукции продолжаются по «серым» схемам или по параллельному импорту. И нет никаких гарантий, что ввозимые детали произведены именно на заводах крупных мировых игроков.
В то же время в Россию идет весьма мощный поток свечей из Китая: одних только собственных торговых марок автодилеров и дистрибьюторов запчастей сегодня более 50. Качество в этом сегменте можно проверить далеко не всегда, кроме того, существует проблема демпинга со стороны китайских производителей. Использование же разного рода «серых» схем поставок ведет к росту доли контрафакта на рынке: в сегменте свечей зажигания, по данным «Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге РФ», она составляет сегодня 17%; незаконный оборот в целом — 74%. Если же рассматривать онлайн-сегмент рынка, то там доля незаконного оборота доходит до 90%.
За прошедший год Meteor Auto занял на российском рынке свечей зажигания долю 20%. В руководстве бренда намерены ее наращивать за счет расширения ассортимента и вывода на рынок новых артикулов. Дальнейшей точкой роста в Meteor Auto видят сегмент индустриальных свечей.
MasterKit
Бренд MasterKit привез на MIMS Automobility Moscow широкую линейку запчастей, включая детали, пополнившие фирменный ассортимент в течение второго квартала нынешнего года. Среди них — электроприводы стояночного тормоза, скобы тормозных суппортов, свечи зажигания, а также замки дверей, электроприводы двери багажника, замки капота.
Одним из важнейших факторов, существенно влияющих на ситуацию на российском рынке автозапчастей и компонентов представители MasterKit называют пополнение движущегося автопарка за счет машин китайских брендов. Этот тренд, по мнению специалистов бренда, будет наблюдаться и в ближайшем будущем, поэтому в MasterKit активно вводят в ассортимент детали для китайских автомобилей. В частности, спрос на свечи зажигания для Chery Tiggo 7 Pro представители бренда называют ажиотажным. Похожую ситуацию они прогнозируют и по другим востребованным запчастям и расходникам для популярных в РФ «китайцев».
В первом полугодии текущего года продажи MasterKit, по словам специалистов бренда, демонстрировали положительную динамику. Год в целом компания также намерена завершить с существенным ростом продаж.
MEAT&DORIA
Итальянский бренд MEAT&DORIA, который, несмотря ни на что, до сих пор официально работает на российском рынке, представил на MIMS 2024 новинки в традиционных для себя сегментах автоэлектрики и компонентов топливной системы, а также запчасти из новых товарных групп, выведенных на рынок в нынешнем году: «Стартеры» и «Генераторы». Ассортимент бренда покрывает практически весь актуальный парк европейских автомобилей, в том числе грузовых.
MEAT&DORIA, по словам представителей бренда, планирует и дальше работать на российском рынке. Трансформация последнего, по их наблюдениям, еще продолжается. Что же касается поведения потребителей, то оно во многом остается инерционным: на рынке до сих пор востребована продукция брендов, официально ушедших из РФ. Завозится она в основном параллельным импортом. Однако долго такая ситуация длиться не может: по мнению специалистов MEAT&DORIA, на рынке РФ в скором времени останутся только те, кто официально и полноценно на нем представлен, поскольку сегодня для потребителей становятся все более важны вопросы гарантии и техподдержки. Особенно это актуально для сегмента электрики.
В нынешнем году MEAT&DORIA, как сообщили «Движку» представители бренда, демонстрирует положительную динамику продаж. По итогам года в руководстве компании ждут существенного роста по отношению к результатам 2023-го.
«Маяк»
Главной новинкой бренда «Маяк» стала галогенная лампа Active Racing Vision +200%, которая имеет повышенные мощность и цветовую температуру, но при этом соответствует действующим европейским стандартам качества автоламп ECE. В рамках MIMS 2024 бренд объявил также о выводе на российский рынок новых товарных групп: «Свечи зажигания» и «Колодки для автоламп».
Помимо этого, «Маяк» представил на выставке лампы серии Original Pro, ориентированные на нужды автопроизводителей и СТО, а также тех потребителей, которые ранее приобретали продукцию брендов Osram и Philips, официально покинувших РФ.
Сегмент автомобильного света российского рынка запчастей, по словам представителей «Маяка», трансформировался за последние два года весьма существенно. Прежде всего, он уменьшился в размерах, кроме того, серьезно изменились доли его основных участников. Также на рынке появилось немалое количество продукции сомнительного качества. Причем нарваться на некачественный товар могут даже те, кто покупает дорогие лампы именитых брендов.
На этом фоне, по мнению специалистов «Маяка», закрепить свои позиции на рынке смогут лишь те бренды, которые серьезно работают над качеством своей продукции, а также марки, завоевавшие доверие потребителей еще до ухода из РФ крупных мировых игроков.
Фото: журнал «Движок»