Найти тему
Давид Цитин

"Сейчас меня допрашивают, не шпион ли я американский. Товарищ Сталин, я 15 лет честно вам служил, помилуйте меня, я не виноват"

Работа в охране первых лиц государства всегда была опасна и каждый рабочий день может стать последним. Не было исключений и в период правления Сталина, который к своей безопасности относился трепетно и отбирал людей тщательно. Однако верный приближённый подполковник госбезопасности Федосеев на своём посту допустил ряд ошибок, попал в игру за влияние на Сталина между МГБ и МВД - двумя силовыми блоками, поплатившись за это. Но как же Сталин поступил с одним из своих ближайших охранников?

Карьера в правительственной охране

Федосеев Иван Иванович родился в 1907 году во Владимирской губернии в бедной крестьянской семье. Поступил на службу в НКВД в 1920-х годах, а репрессии во властных структурах 1936-1938 годов дали импульс его карьере. В 1937 году Федосеев стал сотрудником Главного управления охраны МГБ СССР, отвечавшее за безопасность, в том числе и первых лиц государства.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

В начале Великой Отечественной войны его заприметил Сталин и взял к себе в личную охрану, а к концу войны он стал одним из самых приближённых к телу и являлся заместителем коменданта "Ближней дачи" Сталина. Как один из самых проверенных и верных Федосеев сопровождал главу государства во время Ялтинской и Потсдамской конференций. Быстрый карьерный рост оборвался в 1947 году внезапным арестом. После смерти Сталина об этом ходили множественные разговоры и домыслы, мол за что же был арестован один из верных телохранителей. Свет на эту историю проливают слова тогдашнего заместителя министра внутренних дел генерала Серова и воспоминания одного из охранников Сталина Соловьёва.

Слежка за Федосеевым была организована давно и однажды на Ближнюю дачу без объявления прибыл Берия, увидев, как Федосеев раскладывает документы на столе вождя, читая послания. Позже он опросил домработниц и те подтвердили, что Федосеев ведёт себя как хозяин и часто допускает себе такого рода вольности. Сталин знал это ещё в годы войны, но его подозрительность увеличилась как раз в последние годы жизни. Серов вспоминал, что Сталина его вызвал к себе и задал такой вопрос:

"У нас к вам такой вопрос. Вот если человек живёт со мной и всё время подслушивает, подглядывает, дверь оставляет не закрытой, во время войны телеграммы от командующих фронтов на моем столе читал, тапочки одевает вечером, чтобы не слышно ходить, что это за человек?"

Серов всё понял и пообещал узнать о нём всё, в тот же день Федосеев был арестован.

Арест и решение Сталина

На допросе он подтвердил, что заглядывал в документы, среди которых были совершенно секретные, из любопытства, а подглядывал и подслушивал, потому что в охране многие это делали, чтобы узнать спит вождь или нет. Тапочки он надевал, чтобы не разбудить начальника. Позже министр госбезопасности интересовался почему дело доверили МВД, а не ему, на что Сталин ответил, что доверяет в этом вопросе больше Серову, хотя Федосеев был сотрудником МГБ, тем самым Сталин создал конфликт интересов, следуя правилу "разделяй и властвуй".

Записка Абакумова Сталину. Фото взято из открытых источников
Записка Абакумова Сталину. Фото взято из открытых источников

Через два месяца Сталин приказал допрашивать "с пристрастием" своего бывшего приближённого, будучи уверенным, что тот англо-американский шпион и был завербован ещё на встрече в Ялте. Уверенность выражалась в том, что Федосеев часто копался в документах, а также за год тяжело были отравлены 12 чекистов, из чего Сталина сделал вывод, что их травил его охранник. Все эти слова Серов записал в дневнике, который был опубликован после его смерти. Федосеев уверял, что его оклеветали, не признавал предъявленные обвинения, но после нескольких допросов запросил встречи со Сталиным, обещая всё рассказать. Это была его последняя попытка. Вот как это запомнил Серов. На встрече, заикаясь, Федосеев сказал:

«Я виноват, товарищ Сталин, перед вами, что читал телеграммы, и готов нести ответственность, но больше ни в чём не виноват. Сейчас меня допрашивают, не шпион ли я американский. Товарищ Сталин, я 15 лет честно вам служил, помилуйте меня, я не виноват». Плача, Федосеев продолжал: «Товарищ Сталин, меня побили». Сталин сказал: «Признайтесь, тогда не будут бить» и повернулся спиной. В июле 1948 года Серов объявил, что следствие завершено и Федосеев будет приговорён к 20 годам лагерей по статье о злоупотребление полномочиями. Сталин остался недоволен и спустя два дня поручил дело главе МГБ Абакумову. Через несколько дней Федосеев сознался, что был завербован англичанами, а также по приказу начальника охраны Сталина генерала Власика пытался отравить вождя. На следующей встрече он рассказал, что под пытками оклеветал Власика и себя, но Сталин поверил только в невиновность первого. Федосеев обвинялся «по подозрению [так в источнике, выделено ВП] в шпионской деятельности. Находясь на особо важном объекте охраны, на протяжении ряда лет скрытно читал важнейшие секретные документы государственного значения и их содержание разглашал среди сослуживцев и своих родственников. Брал государственные документы к себе на квартиру и оставлял их там на продолжительное время. К своим служебным обязанностям относился преступно. Делясь с женой впечатлениями о поездке в Потсдам, положительно отзывался об условиях жизни в фашистской Германии и восхвалял Гитлера.

12 января 1950 года была возвращена смертная казнь, отменённая в 1947 году, для суда над членами партии из Ленинграда, однако, в списке, составленном Абакумовым, под номером один значился именно Федосеев. 18 апреля 1950 года бывший охранник Сталина был расстрелян, а его показания легли в основу ареста некоторых сотрудников МГБ в будущем. Жену осудили на 10 лет лагерей, а брата - на 15. После смерти Сталина оба вышли на свободу. В 1956 году все трое были реабилитированы, а Иван Федосеев - посмертно.