В конце сентября 2024 года в широкий мировой прокат вышла военная драма «Lee» (в российском прокате «Великая»), в которой Кейт Уинслет предстала перед зрителями в образе военного фотокорреспондента британского отделения журнала «Vogue» во время Второй мировой войны Элизабет Миллер. Для Кейт Уинслет – это знаковое событие, поскольку за последние годы в ее карьере не было мощных характерных ролей, да и зрительский интерес был подогрет тем фактом, что на создание этой картине ушло 8 лет.
Почему Кейт Уинслет, так долго боролась за этот проект? Ответ прост, любая актриса ищет в своей героине сходство с собой, а в случае Ли Миллер Кейт Уинслет словно в зеркале увидела свое отражение, правда в контексте другого времени. Та энергия, которая была у Ли Миллер, ее способность жить полной жизнью по своим правилам, не принимать «нет» за ответ и двигаться вперед, преодолевая гендерное неравенство и сексизм – все это напомнило Кейт Уинслет ее путь к вершине славы.
Военная драма «Lee» считается биографической, но она охватывает лишь ту часть жизни Ли Миллер, когда она, будучи состоявшимся фотохудожником, в конце 30- годов минувшего столетия, жила во Франции. За кадром остались годы ее успешной работы в качестве фотомодели в 20-е годы в Соединенных Штатах, становления ее как фотохудожника в начале 30-х годов, выход замуж за египетского бизнесмена Азиз Бея и переезд в Каир в 1934 году, разрыв отношений с ним и побег от него в Париж в 1937 году.
С таким жизненным бэкграундом в 1938 году главная героиня фильма Ли Миллер (Кейт Уинслет) наслаждается беззаботной жизнью в залитом солнцем живописном поместье на юге Франции. Пикники на открытом воздухе с подругами и их общими друзьями, пьяные вечеринки и полная свобода для любовных приключений, в ходе которых она знакомится с британским художником-сюрреалистом и арт-дилером Роналдом Пенроузом (Александр Скарсгард). Взаимные симпатии быстро перерастают в пылкую страсть, которая отправит Ли Миллер вслед за возлюбленным в Лондон.
1940 год. Европа охвачена пламенем Второй мировой войны. Здесь уж не до веселой творческой жизни. будучи пацифистом Роналд Пенроуз все-же уходит добровольцем в войска противовоздушной обороны, а Ли Миллер устраивается фотокорреспондентом в британский «Vogue». С каждым днем Ли Миллер понимает, что период ее жизни, когда она была просто фотографом уже миновал. Сейчас новая реальность и передать ее трагизм можно только попав на передовую.
Но, как это сделать, если в Англии существовало ограничения для женщин-фотографов. Необходимо было получить военную аккредитацию. Ли Миллер пришлось долго стучаться в закрытые двери, но ее воля и целеустремленность все-же заставят в 1944 году высадится вместе с войсками союзников в Нормандию в качестве военного фотокорреспондента журнала «Vogue». Отсиживаться за спинами солдат Ли Миллер не собиралась. Оказавшись в эпицентре событий, когда каждый день для нее мог стать последним, Ли Миллер сделала снимки уличных боев.
В ее объектив попало первое применение напалма при осаде Сен-Мало. Продвигаясь в глубь освобожденных территорий со своим другом, военным фотографом журнала «Life» Дейвидом Шерманом (Энди Сэмберг), Ли Миллер стала свидетелем преступлений фашистского режима против человечества после освобождения концлагерей на территории нацистской Германии в 1945 году. Лица невинных жертв войны, преимущественно женщин и детей, чьи судьбы растоптал преступный режим, Ли Миллер сняла с особой болью и сочувствием.
Ли Миллер показала и то, что стало с военными преступниками, сделав знаменитые снимки: «мертвый эсэсовец в канале» и «самоубийство заместителя семьи бургомистра Лейпцига в городской ратуше». С помощью Дейвида Шермана Ли Миллер сделала знаменитый автопортрет, купаясь в ванне Гитлера в день его самоубийства 30 апреля 1945 года. Несмотря на то, что после войны Ли Миллер в 1947 году вышла замуж за Роналда Пенроуза и родила сына Энтони, по-прежнему жить она не смогла.
Ее снимки на долгие годы были преданы забвению, обвинения в шпионаже в пользу Советского Союза, приступы посттравматического синдрома, которые она гасила алкоголем – явно сократили ее жизнь. А то, какой она стала мы видим в начале фильме, когда незадолго до смерти в 1977 году, в долгой беседе со своим сыном Энтони Пенроузом (Джош О'Коннор), который пытается с помощью фотографий военных лет восстановить хронику ее жизни, Ли Миллер неохотно дает комментарии, пуская сигаретный дым с бокалом виски в руках.
В завершении статьи хочу сказать. Несмотря на то, что после мировой премьеры военной драмы «Lee» в сентябре 2023 года на МКФ в Торонто компетентное жюри критиковала режиссерском дебюте знаменитого оператора Эллен Керас, при этом была отмечена мощная актерская игра Кейт Уинслет. В отечественном прокате картина выйдет 21 ноября 2024 года под названием «Великая». Я считаю, что всем поклонникам таланта Кейт Уинслет стоит ее посмотреть!