Невротический след можно увидеть, если понаблюдать за телом ребёнка или взрослого.
Прикусывание губ или языка, беспричинный кашель, тошнота по утрам перед школой, периодические судорожные движения руками и ногами, заикание в момент тревоги, сгорбленные плечи, опущенная голова, раскачивание телом, попытка куда-то деть руку, "пристроить ноги". Тело как "пружина", готовое отреагировать на мнимый сигнал опасности.
- Мой ребёнок дерётся в школе (детском саду). На него жалуются, - объясняет причину обращения к психологу родитель.
- Тебе страшно среди одноклассников?
- Да.
- Ты всё время чувствуешь себя в опасности? Ты как воин, который среди врагов?
- Да.
У подобного поведения невротический след.
И тянется он из раннего периода ребёнка. Специально никто из взрослых находясь с ребёнком с момента его рождения, не создавали ситуацию, которая привела к невротизации ребёнка. Может так быть, что родители действовали из состояния собственного невроза. Нельзя их за это осуждать. Скорее всего они тоже росли в условиях, которые привели к их собственной невротизации.
В приведённом случае, напряжение, вызванное тревогой, проявляется в теле. Кулаки всегда наготове. Они автоматически начинают бить, чтобы предупредить нападение и защитить себя. И необязательно причина этого в том, что ребёнка физически наказывали.
Если нарушались его границы, он не чувствовал себя в безопасности, то сформировалась поведенческая реакция: "Бей первым!"
Причины, которые могут сформировать данное поведение.
Незащищенность. Ребёнок не может сам защитить себя (свои границы) и не чувствует опоры во взрослых.
- Сам учись общаться, дружить, защищаться. Сам разбирайся в своих проблемах.
- Отдай игрушки, поделись, не жадничай!
- Ты хочешь? А у меня тоже есть "хотелки", но я терплю. Не всё в этой жизни будет так, как ты хочешь!
- Не бойся, всё пройдёт. Что ты огорчаешься, так у всех бывает. Не обращай внимание.
Данная позиция взрослых по отношению к ребёнку не потому, что взрослые плохие или равнодушные, а потому, что нет понимания как помочь ребёнку.
Как только это понимание приходит, и ребёнок начинает себя чувствовать защищённым, то уходит тревога, ослабевает напряжение в теле, уменьшаются или исчезают тики, энурез, переедание, агрессия, истерики.
Нарушение границ ребёнка происходит и при гиперопеки тоже:
- Поправь курточку, брючки, ботиночки, шапочку. Это для тебя лучше, красивее, удобнее.
- Возьми вот этот карандаш, ручку, ложку, вилку, так будет правильнее.
- Вот здесь не такая красивая или правильная буква, цифра, рисунок, цвет, фигура, надо исправить, старайся выполнять лучше.
Данная родительская позиция гасит инициативу ребёнка и приведёт к неуверенности в собственных силах. Неуверенность порождает тревогу. Постоянная тревога приводит к невротизации.
Как регулировать действия ребёнка, не контролируя его? Через вопросы:
- Тебе так удобно? Посмотри на одежду, если поправишь, как думаешь, будет удобнее?
- Сегодня у тебя буква, цифра, рисунок лучше чем вчера, я это заметила, а ты? Приятно? Как думаешь, почему? Что сделал для такого хорошего результата?
- Да, сегодня это не получилось. Вижу, огорчён. Я тебя понимаю. А как думаешь, почему? А что можешь сделать сам? А нужна ли тебе моя помощь? Если нужна, то скажи, я помогу.
Важно соглашаться с любым ответом ребёнка и не уговаривать его передумать и сделать так, как хотел бы взрослый.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru