Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Нарушение границ ребёнка. Невротический след

Невротический след можно увидеть, если понаблюдать за телом ребёнка или взрослого.

Прикусывание губ или языка, беспричинный кашель, тошнота по утрам перед школой, периодические судорожные движения руками и ногами, заикание в момент тревоги, сгорбленные плечи, опущенная голова, раскачивание телом, попытка куда-то деть руку, "пристроить ноги". Тело как "пружина", готовое отреагировать на мнимый сигнал опасности.

- Мой ребёнок дерётся в школе (детском саду). На него жалуются, - объясняет причину обращения к психологу родитель.

- Тебе страшно среди одноклассников?

- Да.

- Ты всё время чувствуешь себя в опасности? Ты как воин, который среди врагов?

- Да.

У подобного поведения невротический след.

И тянется он из раннего периода ребёнка. Специально никто из взрослых находясь с ребёнком с момента его рождения, не создавали ситуацию, которая привела к невротизации ребёнка. Может так быть, что родители действовали из состояния собственного невроза. Нельзя их за это осуждать. Скорее всего они тоже росли в условиях, которые привели к их собственной невротизации.

В приведённом случае, напряжение, вызванное тревогой, проявляется в теле. Кулаки всегда наготове. Они автоматически начинают бить, чтобы предупредить нападение и защитить себя. И необязательно причина этого в том, что ребёнка физически наказывали.

Если нарушались его границы, он не чувствовал себя в безопасности, то сформировалась поведенческая реакция: "Бей первым!"

Причины, которые могут сформировать данное поведение.

Незащищенность. Ребёнок не может сам защитить себя (свои границы) и не чувствует опоры во взрослых.

- Сам учись общаться, дружить, защищаться. Сам разбирайся в своих проблемах.

- Отдай игрушки, поделись, не жадничай!

- Ты хочешь? А у меня тоже есть "хотелки", но я терплю. Не всё в этой жизни будет так, как ты хочешь!

- Не бойся, всё пройдёт. Что ты огорчаешься, так у всех бывает. Не обращай внимание.

Данная позиция взрослых по отношению к ребёнку не потому, что взрослые плохие или равнодушные, а потому, что нет понимания как помочь ребёнку.

Как только это понимание приходит, и ребёнок начинает себя чувствовать защищённым, то уходит тревога, ослабевает напряжение в теле, уменьшаются или исчезают тики, энурез, переедание, агрессия, истерики.

Нарушение границ ребёнка происходит и при гиперопеки тоже:

- Поправь курточку, брючки, ботиночки, шапочку. Это для тебя лучше, красивее, удобнее.
- Возьми вот этот карандаш, ручку, ложку, вилку, так будет правильнее.
- Вот здесь не такая красивая или правильная буква, цифра, рисунок, цвет, фигура, надо исправить, старайся выполнять лучше.

Данная родительская позиция гасит инициативу ребёнка и приведёт к неуверенности в собственных силах. Неуверенность порождает тревогу. Постоянная тревога приводит к невротизации.

Как регулировать действия ребёнка, не контролируя его? Через вопросы:

- Тебе так удобно? Посмотри на одежду, если поправишь, как думаешь, будет удобнее?
- Сегодня у тебя буква, цифра, рисунок лучше чем вчера, я это заметила, а ты? Приятно? Как думаешь, почему? Что сделал для такого хорошего результата?
- Да, сегодня это не получилось. Вижу, огорчён. Я тебя понимаю. А как думаешь, почему? А что можешь сделать сам? А нужна ли тебе моя помощь? Если нужна, то скажи, я помогу.

Важно соглашаться с любым ответом ребёнка и не уговаривать его передумать и сделать так, как хотел бы взрослый.

© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства

Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru