Найти в Дзене

Геймификация в школе: практики учителей истории, английского, математики, драмы и русского языка

Оглавление

День учителя — еще одна возможность задуматься о том, как меняется образование и какие методы обучения могут сделать его более эффективным. Например, геймификация — метод применения игровых методик и элементов в процессе обучения — давно вышла за рамки тренда и стала важным элементом учебного процесса.

Проиллюстрируем возможности применения этого метода на примерах уроков английского языка, математики, истории, драмы и русского языка учителей гимназии Сколково.

Урок истории в пятом классе

Из-за обилия фактов, дат и событий изучение предмета требует особого внимания и концентрации. Как сделать так, чтобы процесс стал увлекательным и осмысленным, как помочь осознать значение истории как живой, эмоциональной науки?

Учитель истории и обществознания Олеся Уткина делится своим опытом:

«Обычные уроки с учебниками — это важно, но иногда нужно выйти за рамки привычного. Изучая тему «Искусство первобытных людей», я предложила студентам 5-х классов почувствовать себя первобытными художниками. Для этого прикрепила обычные листы бумаги под парты, а задачей ребят было нарисовать изображения, которые, по их мнению, могли бы создать люди эпохи палеолита, живущие в пещерах. Этот процесс был не столько о рисунке, сколько о том, чтобы прочувствовать условия, в которых существовали древние люди.
После завершения работы мы обсудили, почему были выбраны те или иные образы, с какими сложностями столкнулись ученики, что они почувствовали во время процесса. Важно было осознать, какую ценность несёт первобытное искусство для современного человека. Я хотела, чтобы дети поняли: древние рисунки — это не просто изображения, это настоящие послания из прошлого»

Урок английского языка в детском саду и начальной школе

Младшие школьники быстро устают от однообразных и монотонных занятий, и их внимание начинает рассеиваться. Как справиться с этим? Ответ очевиден: используйте то, что дети понимают и любят больше всего — игры.

Так описывает свои практики Ольги Ерушина, учитель английского языка в дошкольном отделении:

«Игровые методы помогают мне не только привлечь внимание детей, но и сделать уроки живыми и увлекательными. Для дошкольников игра — это естественный способ познания мира. Каждая игра решает конкретную задачу: пополнение словарного запаса или тренировку произношения, но делаем мы это через игру, что особенно важно для маленьких учеников.
Подбор игр зависит от темы и возраста детей: это могут быть фонетические игры для улучшения произношения, лексические — для увеличения словарного запаса или грамматические — для закрепления правил. Игра создаёт безопасную атмосферу, где дети не боятся ошибаться. Более того, игровой формат помогает снять усталость, поднять мотивацию и создать дружелюбную обстановку на уроке».

Несколько игр, которые Ольга использует на уроках:

  • «Словесный футбол» — игра для тренировки лексики. Учитель делит класс на две команды и предлагает определенную тему, например, «животные». Поочередно команды называют слова, связанные с этой темой. Если одна из команд не может продолжить, она теряет балл.
  • «Секретное слово» — игра, где один ученик загадывает слово, а остальные должны угадать его, задавая наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Английский «Твистер» — знакомая всем игра, но с языковым акцентом. Вместо цветов на коврике используются слова; ставя руку или ногу на определенную позицию, дети должны произнести соответствующее слово.
  • «Брейк-данс с заданиями» — весёлый способ активизировать весь класс. Включается музыка, дети танцуют, а как только музыка останавливается, они должны выполнить задание: произнести слово или предложение на английском.

Урок математики

Математика часто воспринимается детьми как строгая наука, требующая особой дисциплины и концентрации. Однако можно ли сделать её изучение более увлекательным, сохранив при этом академическую строгость?

Учитель математики Лейла Давлетшина делится своим подходом:

«На уроках в средней школе математика действительно требует сосредоточенности и структурного подхода, чтобы ученик мог последовательно освоить сложные концепции. Но в начальной школе игровые методы могут оказаться отличным способом познакомить детей с основами математики и развить их логическое мышление. В этом случае игры помогают сделать абстрактные понятия более осязаемыми и понятными для младших школьников. В работе на программе дополнительного образования я часто использовала игровые подходы и видела, что дети легче усваивали материал, так как через игру математика становится более доступной и близкой к их повседневному опыту».

Несколько игр, которые советует Лейла учителям начальной школы:

  • «Математическое бинго» — ученики получают карточки с числами, а учитель задает вопросы, требующие вычисления. Если ответ совпадает с числом на карточке, ученик его зачеркивает.
  • «Ловцы чисел» — ученики бросают кости или крутят колесо, чтобы получить два случайных числа, после чего выполняют математическое действие (сложение, вычитание, умножение).
  • «Геометрическая мозаика» — ученики создают узоры и фигуры из геометрических элементов, изучая основные формы, симметрию и пространственное мышление.

Урок драмы в средней школе

Урок драмы (театра) — это урок, который в целом состоит из игры: актерская игра, игра с партнером, игра в паре и творческой группе, игра с собой и своим состоянием. Однако важно помнить, что всё начинается с содержания: каждая техника, каждая импровизация несёт в себе идею, тему, смысл. Именно эти аспекты искусства помогают студентам понять, что за каждой сценой, фильмом или песней стоит нечто большее, чем просто набор образов и звуков.

Ксения Светлова, учитель драмы и режиссер рассказывает о своем подходе:

«В девятом классе есть базовый блок, который посвящен важности формулирования «темы, идеи, сверхзадачи» в произведениях искусства, поэтому урок мы начинаем с теоретической основы и знакомимся с терминами. Чтобы помочь ребятам глубже понять эту тему, я привожу примеры разных, но близких мне, как преподавателю, музыкальных, театральных, литературных и кинопроизведений.
Настоящая магия начинается, конечно, во второй части урока, когда я прошу студентов выбрать любимый фильм, спектакль, песню или стихотворение и самим сформулировать, в чём его главная тема и идея. Без ограничений, без цензуры. Это упражнение делает их исследования настоящими: они анализируют то, что их действительно волнует и вдохновляет, узнают о вкусах друг друга, расширяют кругозор в области искусства и применяют знания на практике».

Урок русского языка в средней школе

По мнению учителя русского языка и литературы Ксении Цалон, геймификация на уроках русского языка, где зачастую необходимо быть собранным, внимательным и включенным, не всегда может быть эффективной, и это важно учитывать это при построении своей работы. Как правило, говорит Ксения, игровой урок подразумевает работу в группах, и часто бывает так, что «сильные» дети берут на себя инициативу, а остальные могут и вовсе не вовлекаться.

«Я сторонник традиционного обучения. Считаю, что в средней школе нужно приучать детей к тому, чтобы был интересен сам познавательный процесс, проблемное изучение материала, а не форма заданий. Однако использование «игровых элементов» может быть способом заинтересовать учащихся в начале изучения темы: например, составление сложных слов из карточек-морфем или формулирование по картинкам-подсказкам орфографических или пунктуационных правил поможет включить ребят в процесс освоения теоретического материала. 
Для уроков обобщения и систематизации материала по русскому  языку отлично подходит формат квиза или викторины, включающей в себя вопросы по разным разделам языкознания, также такие уроки можно проводить перед каникулами или в качестве поощрения за хорошую работу в течение триместра».

А какие форматы любите использовать на уроках вы? Делитесь опытом в комментариях под публикацией.