Найти тему

Откуда взялась мода танцевать на столе и как узнать, что жизнь удалась?

Оглавление

Помните сказку про Буратино, в которой Буратино попал под костяной обстрел Карабаса и Дуремара?

Карабас Барабас, обсасывая поросячью ногу, сказал хозяину:
— Дрянь у тебя вино, налей-ка мне вон из того кувшина! — И указал костью на кувшин, где сидел Буратино.
— Синьор, этот кувшин пуст, — ответил хозяин.
— Врешь, покажи.
Тогда хозяин поднял кувшин и перевернул его. Буратино изо всей силы уперся локтями в бока кувшина, чтобы не вывалиться.
— Там что-то чернеется, — прохрипел Карабас Барабас.
— Там что-то белеется, — подтвердил Дуремар.
— Синьоры, чирей мне на язык, прострел мне в поясницу — кувшин пуст!
— В таком случае, ставь его на стол — мы будем кидать туда кости.
Кувшин, где сидел Буратино, поставили между директором кукольного театра и продавцом лечебных пиявок. На голову Буратино посыпались обглоданные кости и корки.

1. Победитель целует кого хочет

Этот эпизод - отголосок старой римской забавы, которая в свою очередь почерпнута от греков как коттаб (κότταβος). Последние капли вина из чаши, кости, а иногда и сами сосуды для питья надо было метко направить в мишень - в глиняный горшок или фигурки голубей.

Амфоры для вина было принято расписывать сценами бросков - "катапульта" от греч. καταπέλτης и затем на лат. catapulta. Эта игра в меткие броски со временем стала названием метательного снаряда.

Развлечение было основным на дружеских мужских пирушках — «симпосиях», победителю разрешалось целовать, кого он захочет, на его вкус и выбор.

2. Танцы на столе и неприбранный пол как показатель того, что пирушка удалась

Я не знаю, чем вы занимаетесь на ваших научных симпозиумах, но древние греки, а за ними и римляне на симпозиумах общались, пили-ели, развратничали, но всегда при этом имели в виду важное философское содержание своих пирушек. Так одной из важных примет, что античная тусовка удалась, был загаженный пол. Убираться в доме сразу после пира не полагалось, и уже тем более при гостях, даже если они знатно свинячили костями и прочими остатками еды. Считалось, следует покормить духов дома и духов предков - тем скучновато у себя на кладбище, и во время гулянок они заглядывали к своим родственникам. Странная манера мусорить нашла отражение даже в искусстве мозаики и росписей стен под названием asàrotos òikos ("неподметенный пол/комната"). Вот как это выглядело:

-2

Если мусор разглядеть поближе, то можно увидеть, чем закусывали эллины и их последователи. На картинке как раз пируют римляне. На многих других мозаичных картинах встречается замусоренный пол.

Тут вот мышка нашла грецкий орех, и ее тоже поместили на мозаику в стиле "неподметенный пол":

А тут видны следы поедания кур, креветок и даже дорогих раковин, среди которых знатоки насчитали несколько видов сверхценных, с помощью которых добывали пурпур для тог патрициев: Bolinus brandaris («пурпурный краситель мурекс»), полосатые раковины Hexaplex trunculus («фиолетовый краситель мурекс») и Stramonita haemastoma ("каменный ракушечник", дающий алый пигмент).

Зачем же они так мусорили и почему бытовая неопрятность вошла как жанр в искусство? Дело в том, что любая пирушка с разбросанным мусором у знатных римлян была напоминанием о кратковременности жизни. Только что стол был полон яств, мгновения, и все превратилось в ничто, в прах. А раз так, то следует брать от жизни все, веселиться, пока молод.

Мозаики с сюжетами о бренности жизни, превращающей прекрасное угощение в объедки и мусор под ногами, были напоминанием всем зрителям, что все люди - гости на белом свете, очень скоро и люди станут костями и останками жизненного пира, превратятся в кости, пыль и тлен.

Самые бесшабашные гости устраивали танцы на столе, доказывая свою витальную состоятельность. Если дошло дело до танцев на столе, то пирушка точно удалась!

-6

3. Философия пира

Римские мозаики с мотивами "asàrotos òikos" - "неподметенный пол" были обнаружены в Италии и Тунисе, относятся примерно в конце 1 и по 6 века н.э. Считается, что мозаичные полы с набросанными останками были важной частью культуры греков и процветающих римлян. Но не только показателем того, как "хорошо посидели" с друзьями, и не только про "бери от жизни все, пока жив". Символический смысл мозаики намного шире. Все они делались в подражание стилю Сосуса Пергамского, он был греческим мозаичным мастером II века до нашей эры. О нем известно, так как его мастерство описано в литературе. Такие крупные центры античного мира как Пергам и Александрия старались зафиксировать свое богатство и процветания в фресках, но особенно в мозаиках. Мозаик самого мастера не сохранилось, но римские копии с работ мастера известны. Например, чаша с голубками.

-7

Достоверность изображения подкреплена перспективой, тенями, созданием зрительного объема. Сосус был первым из тех, кто создавал зрительные обманки - "trompe-l’œil" и одновременно наставлял: если я что-то вижу и мне кажется это реальностью, не факт, что это реальность. Не стоит принимать за настоящее всего ли подражание ему. Ближайший русский аналог смысла - не все то золото, что блестит.

Мотив ниже, кстати, тоже приписывают Сосусу - очень он любил сочетать театральные маски, фигурки богов, птицы, растений и видами еды.

-8

Одна из первых авторских работ в развитие начатого Сосусом Пергамским сегодня находится в музее Григориано Профано в Ватикане. На ней все также изображены остатки еды, маски греческого театра, сцены жизни на Ниле - греки любили египетские мотивы. Ниже подпись - художника Гераклита - ΗΡΑΚΛΙΤΟΣ ΗΡΓΑΣΑΤΟ. Мозаика Гераклита была обнаружена в Риме в 1833 году , она украшала пол дома, расположенного к югу от Авентинского холма. Эта мозаика датируется началом второго века нашей эры.

-9

Вторая мозаика в стиле "asàrotos òikos" была обнаружена в древнеримском городе Аквилея в 1859 году. Она украшала пол дома, который относят ко второй половине первого века нашей эры. Сегодня она экспонируется в Археологическом музее Аквилеи.

-10

Несколько мозаик с "неубранным мусором" найдено в Тунисе, там, в частности, была найдена картина в «Доме Салониуса» в Удне (Римская Утина). На картине заметны ростки бобовых, корки лимонов, финики, лангусты, цветки шафрана.

-11

Судьба этой картины - переход от коллекционера к коллекционеру - передача из частных рук в частные руки, она и сегодня находится в частной коллекции.

И еще одна мозаика с подробнейшей детализацией найдена в одном из домов Помпеи. От прочих она отличается сугубым практицизмом. На ней изображен небольшой набор продуктов, которым хозяева одаривали плебеев дома к новогодним торжествам и Сатурналиям.

Это уже не объедки, но остатки со стола патрициев: сушеные фрукты указывают на то, что изображена зима, и работников ждет новогодняя трапеза: пироги, финики, карийские инжиры, груши и пять денариев.

И еще на одной фреске изображены остатки которые отдавали в качестве подарка плебеям - половина стакана красного вина, сушеный инжир, немного фиников и , возможно, стручки арахиса.

-14

4. Если нет импортных продуктов, - пирушка не удалась

Картины с изображением застолий (банкетов по-римски) сообщали зрителю еще одну странную истину: хорошая пирушка - это когда все, как надо и чуть-чуть сверх правил.

К примеру, угощение из местных продуктов, очень качественное - это не айс. Настоящий хозяин обязан удивить гостей изысками. Так Светоний дает гастрономическое описание блюда «Щит Минервы» - это нарезка из печени хека, мозгов фазана и павлина, языков фламинго и яичек миноги, - продуктов, привезенных капитанами римских военных кораблей со всей империи: от Парфии на востоке до Испанских проливов на западе. Символически блюдо представляет имперские завоевания Рима в миниатюре. Если же глава дома, пригласивший друзей выпить-закусить не способен предложить гостям импортные кулинарные деликатесы, то он человек низкого сорта и с ним не стоит знаться.

Правила супервечеринки учитывали:

1. Численность гостей на пиру.

2. Богатое убранство пиршественного зала, дорогую посуду, изящную специальную одежду для прислуживающих гостям рабов.

3. Веселые пикантные развлечения, игры, музыка и пр.

4. Наличие еды, приготовленное экстравагантным способом, а также всякой экзотики типа языков фламинго.

5. Креативность в сервировке и подаче блюд.

6. Количество еды и число перемен блюд.

7. Наличие блюд из специально откормленных животных.

Первый и последний пункт попадали в ограничения римского закона о роскоши, а нарушения в целом противоречили традиционному римскому кодексу поведения, известному как mores maiorum, то есть достойная скромность.

Закон о роскоши - Lex Orchia, принятый в 182 году до н. э., не позволял собирать большое число гостей, которые могли быть приглашены на один пир, а также употребление откормленной птицы, моллюсков и свиного вымени - любимого римского лакомства. Но именно эти законы римская аристократия считала за благо нарушать.

В Древнем Риме в специальных закрытых водоемах-садках раскармливали рыб (кефаль и угрей), кормили принудительно гусей для получения жирной печенки (фуа-гра ели уже тогда), дроздов, куропаток и других птиц, а также зайцев и садовых сонь.

Откармливание выглядело как жуткое варварство и издевательство над животными - их помещали в загоны с орехами, каштанами, желудями, просом, инжиром, и после кормления лишали неподвижности в специальных больших кувшинах с дырками для дыхания.

Такое питание представляло собой экстремальную версию изобильной жизни, гедонизма и утонченных вкусов знати.

«Хорошего человека когда хвалили, то хвалили его так: “хороший землевладелец и хороший хозяин”… Из земледельцев выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты», писал Катон Старший в своем труде "Земледелие", уверенный, что сытым и богатым гражданам есть что защищать.

-15

Приношу благодарность за материалы к публикации дружественному проекту "ProСВЕТ"!