Найти в Дзене

ЛЕГЕНДА СИНЕГО КАМНЯ. РАССКАЗ О СОБЫТИЯХ В 1912г. ЭКСПЕДИЦИЯ Лебедев.

1912 год. Время между старым и новым миром. Миром, который уже шагает к прогрессу и модернизации, но всё ещё держится за древние суеверия и ритуалы. Газеты печатали статьи о революциях и новых технологиях, но в глухих деревнях всё ещё почитали камни и леса.
Однажды в местной газете мелькнула статья о странных событиях, связанных с камнем. Она рассказывала, как некие люди, приезжавшие из Москвы, пытались исследовать камень и, говорят, даже собирались выкопать его для изучения. Но по словам тех, кто жил в деревне, все эти учёные исчезли. На самом деле
Руководителем экспедиции был профессор Пётр Алексеевич Лебедев — известный историк и археолог, специалист по древнерусским верованиям и фольклору. Лебедев много лет изучал сакральные объекты России и полагал, что Синий камень скрывает тайны древних славянских обрядов, связанных с культом природы и воды. Он был убеждён, что под камнем могут находиться ритуальные предметы или даже захоронения жрецов.

Экспедицию поддержала
Наталья Сергеевна Бекетова, этнограф, которая специализировалась на языческих обрядах русского севера. Она считала, что Синий камень может быть частью огромного комплекса, связанного с другими природными объектами региона, и настаивала на том, что изучение камня необходимо для лучшего понимания древнеславянских культов.

Группа состояла из шести человек, включая помощников и проводников из местных крестьян. В неё входил Павел Владимирович Сорокин, молодой археолог, известный своими работами по древним поселениям, который верил, что камень мог быть частью святилища древних славян.

-2

Исчезновение:

Экспедиция прибыла к Синему камню в июле 1910 года. Первые несколько дней исследования проходили без происшествий, команда проводила замеры, делала записи и пыталась вырыть шурфы вокруг камня, чтобы найти подземные ритуальные объекты. Но на третий день случилось нечто странное.

По местным легендам, Синий камень был защищён древними духами, и никакие внешние силы не могли его забрать или разрушить. Когда экспедиция попыталась поднять камень, чтобы исследовать его основания, начались странные события: ночью исследователи слышали непонятные шорохи, а местные крестьяне, которые помогали экспедиции, отказывались продолжать работу, утверждая, что "камень не даст себя тронуть".

Из местных легенд, по воспоминаниям. История описанная и дошедшая до нас отрывками.

На берегу Плещеева озера, что раскинулось у самых краёв деревни, возвышался валун — простой с виду, обветшалый от веков, но необычный в своей древности. Синий камень, как звали его местные, лежал здесь с незапамятных времён. Он пережил и царей, и крепостных, и даже саму природу, что пыталась не раз забрать его под землю, укрыть под водой, да так и не смогла. Было в этом камне что-то непостижимое, что заставляло людей вновь и вновь приходить к нему, будто он хранил ответы на все их вопросы, вопросы, что никто не осмеливался задать вслух.

Сельчане подходили к камню не только по праздникам, но и в тихие, будничные дни. Старуха Пелагея, крестьянка с изношенными одеждами и морщинистым лицом, стояла перед валуном, низко склонив голову. Её худые пальцы тянулись к шершавой поверхности, словно она пыталась ощутить ту самую древнюю силу, которую описывали старики. В её душе не было сомнений: камень не просто лежит здесь, он дышит, он живёт своей жизнью, а может, знает о её жизни больше, чем она сама. Пелагея просила камень о втором сыне, они со старым удумали завесит себе помощника, и назвать его Иваном.

Для деревенских людей, живших на этой земле, Синий камень стал чем-то вроде невидимого хранителя — не светлого, но и не злого. Кто-то говорил, что если попросить у него чего-то с чистым сердцем, то он поможет. Но и запомнится молчание его для тех, кто приходил к нему со страхом. Они говорили, что слышали шёпот из глубин камня, видели странные тени на его поверхности, а однажды кто-то даже видел, как камень слегка покачнулся, словно пытаясь уйти обратно в воду, но передумал.

Спустя годы Иван, плотный мужик лет тридцати, не верил в эти байки. С молчаливым презрением он смотрел на тех, кто приходил к камню за советом или исцелением. "Может, им лучше работать больше, чем лбы о камни бить?" — думал он, глядя, как его старший брат Андрей отправляется к валуну с новым обетом, моля о здоровье сына.

-3

Иван одной ночью вышел, ведомый необъяснимым внутренним толчком. В народе ходили слухи, что ночью возле камня происходили самые целебные силы. Люди говорили, что в древние времена здесь проходили языческие обряды, где жрецы приносили жертвы — животных, а может быть, и людей, для задобрения богов. На камне, говорили, были следы крови, но они исчезли со временем.

Иван был простым человеком, крепким и упрямым. Он жил по деревенским законам, где всё было предельно ясно: работа, дом, семья. Но когда его дом начали посещать болезни, что забирали жизни людей одну за другой, у него не осталось выбора, как искать помощь в тех местах, где раньше бы даже не подумал. Церковь молчала, а лекарь разводил руками. Лихорадка, что ходила по деревне, забирала слабых, стариков и детей, не оставляя им ни шанса.

Когда он подошёл к камню, тёмные тучи закрывали луну, и лес вокруг казался ещё более мрачным. Ветер стонал между деревьями, будто что-то пыталось его остановить. Иван не слушал. Он ударил по камню, и его холодный кусок откололся, падая ему в руку. Камень, что лежал столетиями, теперь был у него в кармане.

Вернувшись домой, Иван положил кусок на стол и налил в миску воды, чтобы проверить легенду. Говорили, что если камень намокает, он становится синим и это его целебная магическая сила так проявляется, но камень оставался серым. Ничего не происходило. Все его усилия, все надежды рушились перед этим бесцветным, холодным куском. Он бросил его в печь, окончательно разочаровавшись.

На следующий день, к вечеру, его жена и дети заболели ещё сильнее. Лихорадка быстро забрала их. Температура их тел поднималась, как если бы их обжигал огонь. Их лица горели, как раскалённые угли, и никакие примочки или молитвы не помогли.

Иван сидел у окон, глядя на пустое небо, когда к нему пришёл его брат. Брат соболезновал о потере родных и вместе с тем поделился что камень как по-видимому услышал и исполнил его желание, его сын чудесным образом в одну ночь выздоровел.
Что было дальше история умалчивает но Судя по всему Ваня не совладал с горем и выплеснул злобу на брата.
Его нашли по частям, мертвым у камня по утру.
Сомнений не было соседи показали на то как ночью Иван выносил мешки в сторону озера.

Его арестовали через несколько дней. Суд был скор, как и приговор. Ивана повесили на деревенской площади перед всеми жителями. На месте казни всё ещё дул тот же ветер, что в ночь, когда он отколол кусок от Синего камня раскачивая его тело на веревке со скрипучим звуком.

***
Телеграмма Лебедева:

Москва. Академия наук.

Экспедицию сворачиваю.

Причины: значительное сопротивление со стороны местных жителей и отказ проводников продолжать работу. Невозможность продолжения из-за недостатка ресурсов и опасений за здоровье команды. В последние два дня наблюдаются непредсказуемые погодные условия, сильный ветер и постоянные обвалы грунта у камня, что делает раскопки опасными. Также недостаток качественного оборудования.

Выезжаем первым поездом в Переславль для дальнейших обсуждений.

Проф. Лебедев
20 июля 1910 г.



Синий камень, расположенный в Переславле-Залесском, издавна считался священным объектом для славян-язычников, проживавших в этом регионе в IX–XI веках. Такие верования среди древних славян были весьма распространены, и подобные культовые камни находили не только в Центральной России, но и в других областях. В одном только Переславском районе археологи обнаружили около шести аналогичных памятников. Однако Синий камень у Плещеева озера стал особенно популярным, во многом благодаря своему выгодному расположению рядом с озером и Александровой горой, привлекающей большое количество туристов.