Сегодня, наверное, все москвичи-театралы знают Дворец на Яузе. Именно в этом здании театр Современник переживал ремонт своего дома на Чистых прудах.
История этого здания началась еще в 1905 году. Но сначала немного об истории площади, на которой оно стоит.
От пруда к площади
Площадью Журавлева она стала называться в 1929 году в честь Ивана Журавлева – московского рабочего, который участвовал в уличных боях в ноябре 1917 года, а потом погиб в Гражданскую.
В далеком XVII веке здесь находился пруд, вероятно на земле Александра Меньшикова. Считается, что дом 6 на площади Журавлева построен на фундаменте "Семёновского дома" Меньшикова: здесь были два каменных корпуса в стиле «петровского барокко», каменные ворота с дорическими колоннами, деревянная башня с часами и декоративный пруд.
Позже на землях Меншикова расположился Прачечный двор царского села Покровского, а пруд стал называться Прачечным. По указу Павла I о благоустройстве берегов реки Яузы была создана Введенская площадь, названная так по расположенному рядом храму.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородице в Семёновской Солдатской слободе построена в 1643 году на средства супруги царя Михаила Фёдоровича Евдокии Лукьяновны. Обветшавшая церковь была заново построена усердием прихожан в 1736 году. Простояла до начала 1930-х годов, когда была разрушена. На ее месте тогда же построили школу (Нижний Журавлёв переулок, 3).
От Народного театра к Дворцу на Яузе
1901 – городская дума постановила построить 10 «народных театров» на окраинах города. Строительство на Введенской площади было встречено обывателями и духовенством Введенской церкви в штыки.
Но местные фабриканты составили петицию в защиту немедленного строительства: «Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям… город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных».
1903-1904 строительство здания театра. Построено по проекту Иллариона Иванова-Шица в стиле венского модерна:
Главным попечителем этого Народного дома был Алексей Александрович Бахрушин, создатель Театрального музея (а еще и зять В. Носова, жившего рядом). Его усилиями в нём был создан постоянный театральный коллектив. Открылся театр постановкой по пьесе А. Островского «Свои люди – сочтемся».
В Народном доме работал синематограф, устраивали утренние бесплатные спектакли, читали лекции, размещались библиотека и чайная для бедных.
1917-1919 штаб Военно-революционного комитета Благуше-Лефортовского района. В 1918 и 1919 годах здесь выступал Ленин.
1919–1947 Народный дом продолжал работать как театр для рабочих.
Наверное, в советское время здесь устраивали детские спектакли, в 1930-е годы перед театром стояла скульптура счастливых детей (автор скульптуры – Иннокентий Николаевич Жуков, педагог, литератор, видный деятель скаутского движения в Российской империи и один из основателей пионерского движения в СССР):
1947 году старое здание было надстроено по проекту Б. В. Ефимовича в стиле позднего сталинского ампира. Новое здание использует старые фундаменты, несущие стены и основу планировки. Переделана лестница:
1947–1959 здесь работал Театр имени Моссовета. Считалось, что перенос театра на рабочую окраину – благо, но на новом месте театр потерял старых зрителей и не смог приобрести новых. Театром руководил Юрий Завадский, и театралы в шутку называли близлежащую станцию метро «Электрозавадской».
В 1959 театр переехал в сад «Аквариум» в здание, построенное специально для него, где он и располагается по сей день.
Здесь находился избирательный участок Сталинского района. Сталин был кандидатом в депутаты ВС СССР от этого района в период с 1938 по 1950. Вопреки легендам, здесь он не голосовал, здесь голосовали за него. Голосовал он, как и другие члены правительства, по месту прописки – в Кремле.
Именно здесь в 1956 году снималась "вечно новогодняя" кинокомедия "Карнавальная ночь":
1959–1970 работал Телевизионный театр: тут снимали Голубые огоньки и КВН. На короткое время прописался в здании Театр миниатюр.
Для тех, кому интересно, запись Голубого огонька 1963-1964:
Первое заседание Клуба веселых и находчивых состоялось 8 ноября 1961 года:
1970–2008 Дворец культуры МЭЛЗ (Московский электроламповый завод).
Весной 1988 года в этом ДК состоялась премьера фильма «Асса» и первый в СССР Арт-рок-концерт. Выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Петр Мамонов, в фойе и на лестницах выставлялись художники андеграунда Сергей Шутов, Тимур Новиков, Сергей Бугаев, дизайнеры Ирена Бурмистрова и Елена Зелинская, архитектор Юрий Аввакумов. (фото из открытых источников):
С 19 по 26 ноября 1988 года в Доме культуры Московского электролампового завода прошла «Неделя совести» – первая в истории СССР легальная акция, посвященная памяти жертв сталинских репрессий. Ее придумал и организовал Александр Вайнштейн, тогда директор ДК МЭЛЗ. Он привлек к участию журнал «Огонек», газету «Московские новости» и все творческие союзы. Оформлением ДК для акции занимался режиссер Дмитрий Крымов. Информационным центром занимался Дмитрий Юрасов и члены «Мемориала».
"Дом, трижды слышавший Ленина..., в котором Сталин предпочитал избираться в органы верховной власти, теперь принимает "Неделю совести." Огонек, №48, 1988
" Это было самое, на мой взгляд, антитоталитарное событие в нашей истории вплоть до сегодняшнего дня, потому что такая была концентрация известных всей стране людей, идей и новых смыслов." Александр Вайнштейн
2008 ДК МЭЛЗ обрел новых хозяев и новое имя – ТКЗ «Дворец на Яузе».
2016-2018 во Дворце на Яузе переживал капитальный ремонт своего родного дома – здания театра на Чистопрудном:
Для тех, кто хочет посмотреть небольшой отрывок с концерта В. Цоя в ДК МЭЛЗ весной 1988 года, вам сюда. И еще немножко с того знаменитого концерта 1988 года:
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня. Вдруг я пропустила что-то важное.
ИСТОЧНИКИ
Театрально-концертны зал "Дворец на Яузе. Официальный сайт
Сайт старых фотографий
Сайт старых карт