Одна из самых узнаваемых и любимых элементов домовой резьбы на Нижегородчине - "Фараонка". Название главному женскому персонажу резьбы – русалке-фараонке - дала старообрядческая среда.
По легенде, "фараоны" (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. "…Люди фараона обратишася рыбами", "у тех рыб главы человечьи, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечьи, а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никто же" (по списку "Сказания московских купцов о рыбах" 17 в.).
Поэтому "фараонкам" нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображали их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки. А в Краснобаковском историческом музее есть даже фараонка в мундире!
Превращение войска с конями, оружием в прекрасных дев произошло как вторичное осмысление книжного предания на почве еще бытовавших языческих представлений о женских духах вод. Так, Прокопий Кесарийский писал: славяне "поклоняются рекам и нимфам". В Ярославской губернии "фараоновым войском" называли лягушек: якобы евреи упросили бога позволить "водным людям" хоть иногда выходить на сушу, пусть даже в таком образе. Иначе быть им до скончания веков, до Страшного суда в "хвостатом обличии". На новгородчине "фараоны" - это маленькие зеленые человечки. Фараонками называли цыганок, считалось, они произошли от связи египтян с чертом. Но в большинстве представлений – это полуобнаженные девы с длинными волосами, игривым, но и опасным нравом. Во Владимирской губернии рассказывали, что в "Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем, женщины "как есть настоящие с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий, ноги срослись…".
Нижегородскую резьбу по дереву называют "глухая", "корабельная" или "барочная". Ее корни уходят в середину 18 - начало 19 вв, когда с помощью такой рези украшали волжские суда. Глухим этот вид резьбы окрестили потому, что он не предполагал никаких сквозных отверстий.
Другие ее отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – зверей, птиц и цветы, символы щедрости и плодородия земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. Такой резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота.
Традиционно этот вид резьбы вести от корабельной рези: Петр I, начиная строительство флота, закладывал верфи. В том числе и на Волге (в Балахне Нижегородской губернии), готовясь к Азовскому походу. Суда должны были украшаться богатым геральдическим убранством. Если верить свидетельствам, Петр заказал местным древоделам-резчикам из Балахны украшение кораблей (правда, его что-то не устроило, и он послал мастеров за границу учиться "живописному мастерству" и "столярному для убрания кают"). Но местные резчики уже были. И что-то резали и до Петра. В общем итоге получилось какое-то странное «барокко», гораздо более похожее на древнерусскую белокаменную резьбу Владимира и Суздаля.
(Хотя корабли украшали и раньше: есть свидетельство 16 в. от Дж. Гарсея о 20 судах Ивана Грозного, отличавшихся "удивительной красотой, величиной и странной обделкой" с изображением "львов, драконов, орлов, слонов, единорогов, отчетливо сделанных и богато украшенных золотом, серебром, яркой живописью". Сохранились и былины, где описывались "нос-корма – по-туриному, бока возведены по-звериному".
Но домовую резьбу, о которой идет речь, все же следует вести от петровского времени. Это был стиль европейского барокко, по образцам из сборника "Символы и эмблемата" (Амстердам, 1705 г.). Образы античной мифологии, герои Священной Истории, геральдическая, алхимическая и оккультная символики, сцены из бестиариев – образчики подобного декора. Божества водной стихии – нереиды, сирены, тритоны, дельфины… Орнаментика – картушей, валют, пальметок, раковин, гирлянд… Вообще, стиль барокко – с плавными линиями и динамичностью форм как нельзя лучше подходил к конструкции кораблей, с их изогнутыми и закругленными линиями.
С 19 в. резьба "переселяется" на дома (зимой – резчики работают на судах, летом – на строительстве домов). С появлением пароходов резьба с бортов исчезает, а к началу 20 в. и домовая сходит на нет. Перенесению судовой резьбы на берег способствовал сравнительно недолгий срок службы судов, после чего их ломали и продавали как строительный материал или на дрова. А резные доски приобретались для украшения домов. В то время, по приказу Николая I, дома в деревнях, выходивших на большую дорогу, велено было строить в два этажа и украшать резьбой.
Но не везде могли исполнить царский указ, плотников и резчиков не хватало. И только в Нижегородской губернии можно было приступить к воплощению царского видения деревни. Волжским резчикам подвалило работы!