Найти тему
Артельный Ряд

Фараонка - фараону не жена!

Одна из самых узнаваемых и любимых элементов домовой резьбы на Нижегородчине - "Фараонка". Название главному женскому персонажу резьбы – русалке-фараонке - дала старообрядческая среда.

Образец домовой резьбы Нижегородской области. Краеведческий музей г. Курска.
Образец домовой резьбы Нижегородской области. Краеведческий музей г. Курска.

По легенде, "фараоны" (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. "…Люди фараона обратишася рыбами", "у тех рыб главы человечьи, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечьи, а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никто же" (по списку "Сказания московских купцов о рыбах" 17 в.).
Поэтому "фараонкам" нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображали их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки. А в Краснобаковском историческом музее есть даже фараонка в мундире!

 Резные наличники с фараонкой. Краснобаковский исторический музей, Нижегородская обл
Резные наличники с фараонкой. Краснобаковский исторический музей, Нижегородская обл

Превращение войска с конями, оружием в прекрасных дев произошло как вторичное осмысление книжного предания на почве еще бытовавших языческих представлений о женских духах вод. Так, Прокопий Кесарийский писал: славяне "поклоняются рекам и нимфам". В Ярославской губернии "фараоновым войском" называли лягушек: якобы евреи упросили бога позволить "водным людям" хоть иногда выходить на сушу, пусть даже в таком образе. Иначе быть им до скончания веков, до Страшного суда в "хвостатом обличии". На новгородчине "фараоны" - это маленькие зеленые человечки. Фараонками называли цыганок, считалось, они произошли от связи египтян с чертом. Но в большинстве представлений – это полуобнаженные девы с длинными волосами, игривым, но и опасным нравом. Во Владимирской губернии рассказывали, что в "Чермном море и поныне еще плавает фараоново войско, причем, женщины "как есть настоящие с волосами и с титьками, только плеск (хвост) у них рыбий, ноги срослись…".

Нижегородскую резьбу по дереву называют "глухая", "корабельная" или "барочная". Ее корни уходят в середину 18 - начало 19 вв, когда с помощью такой рези украшали волжские суда. Глухим этот вид резьбы окрестили потому, что он не предполагал никаких сквозных отверстий.

Фараонка. Дом на ул. Большой Починковской, Сормовского р-на. Нижний Новгород.
Фараонка. Дом на ул. Большой Починковской, Сормовского р-на. Нижний Новгород.

Другие ее отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – зверей, птиц и цветы, символы щедрости и плодородия земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. Такой резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота.

Фараонка на домовой резьбе Городецкий р-н. Нижегородская обл.
Фараонка на домовой резьбе Городецкий р-н. Нижегородская обл.

Традиционно этот вид резьбы вести от корабельной рези: Петр I, начиная строительство флота, закладывал верфи. В том числе и на Волге (в Балахне Нижегородской губернии), готовясь к Азовскому походу. Суда должны были украшаться богатым геральдическим убранством. Если верить свидетельствам, Петр заказал местным древоделам-резчикам из Балахны украшение кораблей (правда, его что-то не устроило, и он послал мастеров за границу учиться "живописному мастерству" и "столярному для убрания кают"). Но местные резчики уже были. И что-то резали и до Петра. В общем итоге получилось какое-то странное «барокко», гораздо более похожее на древнерусскую белокаменную резьбу Владимира и Суздаля.

Фараонка - деталь наличника окна из деревни Коновалиха Балахинского уезда, 1890-е гг.
Фараонка - деталь наличника окна из деревни Коновалиха Балахинского уезда, 1890-е гг.

(Хотя корабли украшали и раньше: есть свидетельство 16 в. от Дж. Гарсея о 20 судах Ивана Грозного, отличавшихся "удивительной красотой, величиной и странной обделкой" с изображением "львов, драконов, орлов, слонов, единорогов, отчетливо сделанных и богато украшенных золотом, серебром, яркой живописью". Сохранились и былины, где описывались "нос-корма – по-туриному, бока возведены по-звериному".

Но домовую резьбу, о которой идет речь, все же следует вести от петровского времени. Это был стиль европейского барокко, по образцам из сборника "Символы и эмблемата" (Амстердам, 1705 г.). Образы античной мифологии, герои Священной Истории, геральдическая, алхимическая и оккультная символики, сцены из бестиариев – образчики подобного декора. Божества водной стихии – нереиды, сирены, тритоны, дельфины… Орнаментика – картушей, валют, пальметок, раковин, гирлянд… Вообще, стиль барокко – с плавными линиями и динамичностью форм как нельзя лучше подходил к конструкции кораблей, с их изогнутыми и закругленными линиями.

С 19 в. резьба "переселяется" на дома (зимой – резчики работают на судах, летом – на строительстве домов). С появлением пароходов резьба с бортов исчезает, а к началу 20 в. и домовая сходит на нет. Перенесению судовой резьбы на берег способствовал сравнительно недолгий срок службы судов, после чего их ломали и продавали как строительный материал или на дрова. А резные доски приобретались для украшения домов. В то время, по приказу Николая I, дома в деревнях, выходивших на большую дорогу, велено было строить в два этажа и украшать резьбой.

Но не везде могли исполнить царский указ, плотников и резчиков не хватало. И только в Нижегородской губернии можно было приступить к воплощению царского видения деревни. Волжским резчикам подвалило работы!

Фараонки в виде магнитов. Из ассортимента магазина Артельный Ряд.
Фараонки в виде магнитов. Из ассортимента магазина Артельный Ряд.

#артельныйряд #пискунова37 #история #резьба #фараонка