Мы проанализировали изменение стоимости бензина в России за последние 10 лет и выяснили, как менялась цена на топливо с течением времени.
В 2011 году литр бензина стоил около 32 рублей. За прошедшее десятилетие цена на топливо увеличилась почти вдвое.
Мы изучили динамику роста стоимости бензина по годам и обнаружили, что на неё влияли различные факторы, такие как экономические причины, увеличение налогов для производителей нефтепродуктов и ослабление курса рубля.
2024 год
Начнем знакомство с ценами на бензин и дизель с текущего периода. 2024 год оказался сложным для российских нефтяников: топливный рынок испытывал колебания из-за атак на НПЗ, простоев оборудования и проблем с поставками дефицитных компонентов для заводов. В феврале экспорт бензина сократили на треть, в то время как внутренние поставки увеличили для формирования запасов. С августа власти вновь ввели временный запрет на экспорт бензина, который, как ожидается, не будет отменен до конца года.
Летний рост цен на российских АЗС составил в среднем 0,2–0,6% каждую неделю. К концу июля стоимость топлива в розничной сети увеличилась на 4,7% по сравнению с январем, при этом Минэкономразвития прогнозировало инфляцию на уровне 5,1% на 2024 год (прогноз был дан в апреле, а в начале сентября его повысили до 7,3%).
В недавнем интервью Autonews.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков предположил, что по итогам года инфляция составит 9–9,5%, что соответствует ожидаемому росту цен на бензин. На сентябрь 2024 года средняя цена литра АИ-92 составляла 53,37 руб., АИ-95 — 58,65 руб., а дизеля — 66,86 руб.
Эмбарго на экспорт топлива было введено с 1 марта 2024 года сроком на полгода из-за риска снижения объемов нефтепереработки. В конце июня экспорт бензина был разрешен на июль, однако с августа власти вновь вернулись к ограничительным мерам.
2014–2015 годы
Обратим внимание на события десятилетней давности. В 2014 году литр бензина АИ-92 стоил всего 32,2 рубля, АИ-95 — 35,11 рубля, а дизель — 33,8 рубля. После присоединения Крыма потребительские цены выросли на 8,9%. Подорожание бензина и дизеля было зафиксировано в 37 регионах, однако наибольшая инфляция наблюдалась в Крыму. Например, в Симферополе 92-й бензин продавали за 37 рублей за литр, а 95-й — почти за 40 рублей.
На тот момент президент Российского топливного союза Евгений Аркуша оценивал налоговую нагрузку, включенную в стоимость топлива, в 60%. Из-за падения цен на нефть и курса рубля властям пришлось увеличить акцизы, которые в конечном итоге были учтены нефтяниками в цене топлива. С осени 2014 года по январь 2015 года цена на нефть снизилась более чем вдвое.
По итогам 2015 года средняя цена литра бензина АИ-92 в России составила 33,3 рубля, АИ-95 — 36,13 рубля, а дизеля — 34,9 рубля.
2016–2020 годы
В конце 2015 – начале 2016 года произошло очередное падение цен на нефть, что привело к снижению стоимости бензина примерно на один рубль. Однако вскоре цены вернулись к прежнему уровню и продолжили расти.
Так, если в 2016 году литр бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо стоили 34,7, 37,6 и 36,8 рублей соответственно, то в 2017 году их стоимость увеличилась на два рубля — до 36,5, 40,1 и 38,7 рублей.
2018 год стал особенно сложным для топливного рынка и автомобилистов. За год из-за введения новых налоговых правил и роста мировых цен на нефть стоимость литра бензина АИ-92 выросла до 39,43 рублей, АИ-95 — до 43,95 рублей, а дизельного топлива — до 39,34 рублей.
Чтобы справиться с этой ситуацией, власти ввели так называемый демпферный механизм, который начал действовать с 2019 года. Его цель — уменьшить влияние внешних экономических и геополитических факторов на внутренние цены на топливо.
Механизм работает следующим образом: он сглаживает разницу между стоимостью топлива для экспорта и установленной на законодательном уровне внутренней ценой. Если экспортная цена выше условной, нефтяным компаниям компенсируют часть разницы за счёт бюджета. Это позволяет им поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам, но с более высокой маржинальностью. Если же экспортная цена падает ниже маржинальной, уже нефтяные компании должны компенсировать разницу бюджету.
Так произошло в 2020 году, когда после распада сделки ОПЕК+ и начала пандемии коронавируса мировые цены на нефть упали ниже 40 долларов за баррель. Механизм не связан с реальными рыночными ценами, поэтому его пришлось быстро скорректировать.
По итогам 2020 года средняя цена бензина марки АИ-92 достигла 43,8 рублей за литр, АИ-95 — 46,2 рублей за литр, а дизельное топливо стоило 46,3 рублей за литр.
2021–2023 годы
В 2021 году демпфирующий механизм был скорректирован из-за того, что индикативная цена значительно отклонилась от рыночной. Её проиндексировали на 5%, и с 1 мая заработала новая формула, которая позволила сдерживать рост цен на АЗС.
Министр энергетики Николай Шульгинов пояснил, что изменения, внесённые в законопроект Минэнерго России и Минфина России, окажут стабилизирующее воздействие на цены внутреннего рынка в период роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также снизят давление на розничные цены моторных топлив у независимых нефтетрейдеров.
Несмотря на это, постепенный рост стоимости бензина на АЗС продолжался. По итогам 2021 года литр бензина АИ-92 в среднем стоил 44 рубля, АИ-95 — 48,5 рубля, а дизеля — 49,4 рубля. В 2022 и 2023 годах цены продолжали расти ещё быстрее из-за разгоняющейся инфляции. Так, в декабре 2022 года они составили 47,21 рубля, 51,35 рубля и 58,37 рубля, а в декабре 2023 года — 50,26 рубля, 54,87 рубля и 64,37 рубля за АИ-92, АИ-95 и дизель соответственно.
Аналитик Игорь Юшков в беседе с Autonews напомнил, что благодаря действию демпфирующего механизма ситуация на бирже практически не влияет на стоимость бензина в рознице. Он отметил, что тренд остаётся неизменным: цена постепенно растёт, но по итогам года должна соответствовать уровню инфляции. У правительства есть инструменты, чтобы удерживать её на этом уровне, хотя необходимо учитывать, какой будет инфляция.