Найти в Дзене
Мужские Мысли

Визит в мастерскую Питера Брейгеля: «Притча о слепых» как зеркало общества XVI века»

В мире искусства есть произведения, которые не только восхищают мастерством исполнения, но и заставляют задуматься о глубинных проблемах общества. Одно из таких полотен — «Притча о слепых» Питера Брейгеля Старшего, созданное в 1568 году. Эта картина, словно зеркало, отражает сложности и противоречия эпохи, в которой жил художник.

Питер Брейгель Старший. «Притча о слепых» (1568). Холст, темпера. 86×154 см.
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.
Питер Брейгель Старший. «Притча о слепых» (1568). Холст, темпера. 86×154 см. Музей Каподимонте, Неаполь, Италия.

На полотне мы видим шестерых слепых, которые цепочкой движутся вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Остальные, не замечая опасности, продолжают идти за ним.

Это произведение — настоящая притча, которая заставляет задуматься о том, как легко люди могут заблудиться, если потеряют ориентиры и утратят способность видеть мир вокруг себя. В XVI веке, когда жил Брейгель, общество переживало период глубоких перемен, и картина стала своеобразным предупреждением о том, как важно сохранять ясность ума и не терять связь с реальностью.

Интересно, что при создании картины художник мог вдохновляться реальными событиями, происходившими в то время. Слепота могла быть не только физическим недугом, но и метафорой, обозначающей слепоту духовную. Люди, лишённые возможности видеть мир вокруг себя, могут легко стать жертвами обмана и заблуждений.

«Притча о слепых» (нидерл. «De parabel der blinden») — это картина, созданная Питером Брейгелем Старшим в конце его жизни, в 1568 году. Она считается одним из самых известных произведений художника.

На картине изображена сцена, основанная на библейской притче из Евангелия от Матфея. В этой притче Иисус обращается к своим ученикам и говорит о том, что иерусалимские книжники и фарисеи осуждают его проповеди. Он произносит: «Оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

Брейгель Старший передал духовную слепоту через ужасающую картину физической слепоты. В то время в Нидерландах люди были хорошо знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов. В Средние века эта притча стала народной пословицей, которую часто использовали в различных бытовых ситуациях.

Существуют народные гравюры, иллюстрирующие эту притчу. Аллегория слепого поводыря относится к популярной теме «Перевёрнутого мира».

Задолго до того, как Брейгель написал свою знаменитую «Притчу о слепых», Эразм Роттердамский, выдающийся нидерландский учёный, писатель, филолог и богослов, использовал в своей книге «Пословицы, или Адагии» (1500) цитату из римского поэта Горация: «Слепой ведёт слепого» (Caecus caeco dux).

Брейгель обратился к народной аллегории в своей картине «Нидерландские пословицы» (1559), на которой изобразил слепого, ведущего другого слепого, и оба они падают в яму.

За год до своей смерти Брейгель написал ещё одну картину на ту же тему, которая, возможно, стала результатом его философских размышлений о начавшейся в 1566 году Восьмидесятилетней нидерландской войне за независимость.

Критики связывают мрачный характер этой картины с учреждением в 1567 году герцогом Альба, штатгальтером Испанских Нидерландов, «Кровавого совета» для подавления гражданских и религиозных свобод и обеспечения испанского правления. Это привело к массовым арестам и казням.

Достоверно неизвестно, был ли Брейгель кальвинистом и имела ли его картина «Притча о слепых» политическую подоплёку, но исследователи предполагают, что художник критически относился к католической церкви.

Последние работы Брейгеля, такие как «Притча о слепых» и «Сорока на виселице», написаны в мрачных тонах.

Брейгель написал большое полотно, на котором изображены не два слепых, как в притче, а шестеро. Они стоят на фоне типичного фламандского пейзажа.

Все герои одеты в добротную одежду, а не в простые крестьянские рубахи, что, возможно, имеет символическое значение.

Поводырь уже упал, его лицо скрыто от зрителя. Рядом с ним в грязной канаве лежит народный музыкальный инструмент — виела или фидель.

Второй слепой вот-вот упадёт, он пытается защитить лицо, поворачивая голову. Художник передаёт его отчаяние через беспомощно разведённые пальцы, которые ищут опору, и слетающий с головы колпак.

Третий слепой, держащийся за посох со вторым, теряет контроль над своим телом. Его ноги не просто подкашиваются, а наполовину отрываются от земли.

Остальные ещё не упали, но их падение уже легко предвидеть.

Четвёртый слепой ещё стоит твёрдо, но его фигура слегка склоняется вперёд, а плащ откинут назад.

К поясу пятого, одетого в красную рубашку, привязаны литавры, на шее висит крест.

Шестой слепой твёрдо стоит на ногах и ещё не догадывается о предстоящем падении.

На заднем плане видна фигура пастуха.

Существует предположение, что путники не только слепы, но и немы, поскольку они не смогли предупредить друг друга о падении.

Картина отличается детальной проработкой. Лица и костюмы участников процессии, а также пейзаж выписаны с большой тщательностью.

Благодаря удачному ракурсу падение поводыря кажется трагикомичным.

На дальнем плане изображена церковь, которая не характерна для Брейгеля, предпочитавшего вымышленные пейзажи реальным.

Помимо «Притчи о слепых», художник изобразил настоящий пейзаж только на картине «Неаполитанская гавань» (1560).

Композиция этого произведения для своего времени была весьма смелой. Она построена по диагонали, которая идёт слева направо и имеет нисходящий характер: от верхнего левого угла к нижнему правому. Это придаёт «мажорной» диагонали необычное «минорное» звучание, ведь согласно правилам композиции, диагональ должна идти снизу вверх.

Такое расположение фигур создаёт ощущение контрапункта, напряжения и даже трагичности в движении шести фигур, которые как будто падают друг за другом. Кроме того, фигуры расположены не в метрическом порядке, а в нарастающем ритме, что усиливает общее впечатление.

Именно благодаря этой особенности композиция картины привлекла внимание зрителей и художников в XX веке, когда зарождалось искусство модернизма.

По словам В. Г. Власова, «Притча о слепых» стала своеобразным итогом творческих поисков художника и отражением его горьких размышлений о жизненном пути человека на закате эпохи Возрождения.

Путники на картине движутся в неизвестность. В этом контексте церковь на заднем плане может быть интерпретирована как символ спасения.

В правой части картины изображён цветок ириса, который является символом добродетели и спасения. Фигура пастуха, опирающегося на посох, едва видна на дальнем плане справа и напоминает образ из работы «Неверность мира» (1568). Этот же пастух присутствует на копиях картины, в том числе на работах Питера Брейгеля Младшего.

В цветовой палитре этой картины преобладают оттенки серого, зелёного, коричнево-красного и чёрного цветов. Эти приглушённые тона, характерные для темперной живописи, передают ощущение безысходности, пронизывающее всю работу.

«Притча о слепых» — это самая сдержанная по колориту картина Брейгеля. Перспективное построение картины также вызывает интерес. Земля под ногами слепых кажется выпуклой, как пространство в «альпийских пейзажах» Брейгеля, в то время как дальний план изображён плоским.

Ландшафт напоминает пейзажи фламандского региона Брабант, хотя обычно Брейгель добавлял в свои работы элементы, не свойственные местной природе, такие как горные хребты.

Умиротворённость пейзажа лишь подчёркивает отчуждённость и одиночество слепых, которые проходят мимо.

В этом произведении Питера Брейгеля мы видим, как художник с невероятной точностью и вниманием к деталям изображает окружающий мир. Все персонажи на картине страдают от различных проблем со зрением: от лейкомы и атрофии глазного яблока до полной слепоты.

Брейгель создает эту сцену с удивительной реалистичностью и беспристрастностью. В отличие от своих ранних работ, где слепые часто изображались как носители божественных даров, здесь Брейгель показывает их без прикрас — слабыми и старыми.

Например, мужчина без глаз, вероятно, потерял зрение в наказание за какой-то проступок или драку. По мнению Н. М. Гершензон-Чегодаевой, слепые на картине Брейгеля символизируют крайнюю беспомощность и одиночество.

До Брейгеля слепых обычно изображали с закрытыми глазами, но художник уделил особое внимание различным проблемам со зрением. Благодаря реалистичности изображения, специалисты смогли идентифицировать эти дефекты, хотя до сих пор существуют разногласия в их диагнозах.

Одно из первых исследований на эту тему было проведено в 1889 году французским анатомом-патологом Жаном Мартеном Шарко и анатомом Полем Рише. В 1957 году патолог Тони-Мишель Торрильон также изучал фигуры на картине Брейгеля.

Исследователи пришли к выводу, что у одного из персонажей нет глаз, у другого они отсутствуют вместе с веками, у третьего — лейкома роговицы, у четвёртого — атрофия глазного яблока, у пятого — проблемы со световосприятием или светобоязнь. Последний слепец, вероятно, страдает от пемфигуса или буллёзного пемфигоида.

Шарко и Рише отметили, как точно Брейгель изобразил поведение слепых, которые идут с поднятыми лицами. Это помогало им ориентироваться в пространстве с помощью обоняния и слуха.

Лица слепых на картине застыли в уродливых гримасах, что усиливает чувство отвращения у зрителя.

В этом произведении, созданном в 1568 году, Брейгель использовал нежные мазки, которые открывают зрителю структуру льняного холста. Картина подписана и датирована: «BRVEGEL.M.D.LX.VIII».

«Притча о слепых» — одна из самых масштабных работ Брейгеля, её размеры составляют 86 на 154 сантиметра. Однако среди исследователей творчества художника ведутся споры о том, была ли картина обрезана по краям. В пользу этой версии говорит то, что реплики холста, хранящиеся в коллекции Лихтенштейнов в Вене, не заканчиваются у руки упавшего поводыря, как в оригинале.

«Притча о слепых» — одно из четырёх произведений Брейгеля, созданных в технике темперной живописи. К числу других работ, выполненных в этой технике, относятся «Поклонение волхвов» (1564 год), «Мизантроп» (1568 год) и «Вино на празднике Святого Мартина» (1568 год).

До XVII века, когда масляная живопись стала более распространённой, темперная использовалась для создания станковых картин и иллюминированных рукописей. Хотя неизвестно, от кого Брейгель перенял эту технику, исследователи предполагают, что на него могли повлиять его тёща, известная художница-миниатюрист Майкен Верхюлст, его учитель Питер Кук ван Альст или иллюстратор Джулио Кловио. С последним Брейгель сотрудничал в Италии, создавая миниатюры в техниках темперы и гуаши.

Из-за особенностей темперной живописи, таких как непрочность льняной основы и лёгкая растворимость клеевого грунта, произведения, выполненные в этой технике, плохо сохраняются и практически не подлежат реставрации. Однако «Притча о слепых» находится в хорошем состоянии, и лишь центральная часть картины слегка пострадала от эрозии.

Питер Брейгель Старший начал свой творческий путь с создания пейзажей и фантастических сцен в мрачном стиле, напоминающем работы Иеронима Босха. Однако вскоре он обратился к реалистичному изображению повседневной жизни, вдохновлённый творчеством Питера Артсена, который в 1550-е годы прославился своими детализированными картинами.

Одной из самых известных работ Артсена стала картина «Мясная лавка со святым семейством, раздающим милостыню» (1551), на которой были с точностью переданы все детали мясных продуктов.

Брейгель также стал изображать повседневную жизнь, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Он не писал портреты членов королевской семьи или дворянства, а прославился своими точными и реалистичными изображениями крестьян на льняных холстах и дубовых панелях.

Реализм в эпоху позднего Возрождения стремился к гуманистическому отображению противоречий жизни и передаче сложного характера повседневной реальности.

В ранних работах Брейгеля крестьяне были безликими, с обобщёнными чертами лиц, но с развитием его мастерства их лица стали более выразительными и детально проработанными.

В Древней Греции слепые люди воспринимались как получатели божественных даров, а слепые певцы пользовались большим уважением. В средневековой Европе слепые были сакрализированы, и часто описывались случаи их чудесного исцеления, как, например, образ Вартимея в Евангелии от Марка, глава 10:46–52.

После Реформации истории о святых и чудесах потеряли свою популярность в протестантских регионах Европы. В католической традиции помощь слепым и бедным считалась «добрыми делами», которые, наряду с верой, способствовали спасению души. Однако протестантская доктрина sola fide отвергала роль дел в достижении спасения, утверждая, что спасение зависит только от веры и предопределения Божьего для каждого человека.

Благотворительные практики в отношении бедных и немощных сократились, и качество жизни нищих резко ухудшилось. В то время слепых часто изображали как мошенников или объектов насмешек.

Французский теоретик искусства Шарль Було в своих работах отметил напряжённость, присущую композиционному ритму произведений Брейгеля.

Композиция картины разделена на девять частей, расположенных под углом друг к другу, с помощью параллельных косых линий. Это придаёт ей динамичность и ощущение движения.

Р. Климов подчеркивает, что фигуры на картине не просто статичны, они находятся в постоянном движении. Их действия следуют одно за другим, создавая атмосферу нарастающей осмысленности и духовного уродства.

Слепые мужчины на картине похожи друг на друга. Они словно сменяют друг друга в едином движении, которое ведёт к падению. Каждый слепец олицетворяет одну из последовательных фаз падения: ходьбу, неуверенность, спотыкание и, наконец, падение.

Головы фигур расположены по дугообразной линии, и чем дальше развивается движение, тем больше расстояние между головами. Это создаёт ощущение нарастающей скорости падения.

По мнению Н. М. Гершензон-Чегодаевой, брейгелевские слепые представляют собой аллегорию человечества, блуждающего по земной поверхности. Их падение в ручей символизирует мрачный конец этого пути.

Крыши домов на заднем плане придают композиции дополнительную динамику.

Австрийский историк искусства Густав Глюк обращает внимание на то, что изображённые нищие одеты в хорошую одежду, несут кошельки с деньгами и посохи. Исследователи Линдсей и Бернар Хаппе объясняют это противоречие тем, что слепые могут быть ложными священниками, которые проигнорировали наставления Иисуса не носить золото, кошельки или посохи.

Колёсная лира в руках поводыря может быть знаком того, что он был «ложным менестрелем», не восхваляющим Бога. Тот факт, что слепые путешествуют боковыми переулками, также свидетельствует об их статусе попрошаек.

Картина «Притча о слепых», отличающаяся точным изображением деталей и оригинальным композиционным решением, по праву считается одним из величайших произведений мировой живописи.

Увеличенную копию этого шедевра написал сын художника — Питер Брейгель Младший. Эта работа вдохновила многих авторов на создание литературных произведений, среди которых можно выделить стихотворения Шарля Бодлера и Уильяма Уильямса, а также роман Герта Хоффмана «Притча о слепых».

«Притча о слепых» считается одним из самых значимых произведений в мире искусства. Картина Брейгеля считается одной из самых ранних сохранившихся иллюстраций притчи «Слепой ведёт незрячего», хотя существуют и более ранние нидерландские гравюры, изображающие сцены из этой притчи. Среди них можно отметить работы, приписываемые Босху и Корнелису Массейсу, с которыми Брейгель, вероятно, был знаком.

Это оригинальное произведение вдохновило многих авторов на литературные сочинения, включая стихотворения Шарля Бодлера и Уильяма Уильямса, а также роман Герта Хоффмана «Притча о слепых».

Образы слепых на полотне Брейгеля оказали значительное влияние на творчество его последователей, включая Давида Винкбонса. Фламандский гравёр Иероним Вирикс включил работу «Притча о слепых» в свою серию «Двенадцать фламандских пословиц».

В 1600 году появилась подделка под названием «Слепой», которую приписывали Якобу Саверею. На ней была ложная надпись, датированная 1562 годом.

В 1616 году Питер Брейгель Младший создал увеличенную версию картины с дополнительными деталями, включая стадо овец. Изначально произведение Брейгеля Младшего находилось в частной коллекции Фердинандо I Гонзага. Этот покровитель итальянского живописца Доменико Фетти, вероятно, находился под влиянием картины, когда писал свою версию притчи в 1621–1622 годах.

В настоящее время картина Питера Брейгеля Младшего экспонируется в Лувре.

В отличие от статичных полотен своего времени, Брейгель создает образы, наполненные движением, используя ускоренные фигуры. Особое внимание он уделяет ногам слепцов, которые, кажется, вот-вот собьются с ритма и упадут.

Критики Шарко и Ричер отмечали, что до XVII века художники не уделяли столько внимания изображению движения. Таким образом, Брейгель значительно опередил свое время, предвосхитив концепцию кинофильмов и работу Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице».

Карчиоглу считает, что картина предвосхищает хронофотографию Этьена-Жюля Маре. Голландский режиссер Йорис Ивенс утверждал: «Если бы Брейгель был жив сегодня, он был бы режиссёром».

Произведения, вдохновленные картиной Брейгеля «Притча о слепых»:

  • Подделка, приписываемая Якобу Саверею (примерно 1600 год).
  • Копия работы, выполненная Питером Брейгелем Младшим (примерно 1616 год).
  • Доменико Фетти (примерно 1621-1622 год).
  • Себастьян Вранкс (начало XVII века).

Картине Брейгеля были посвящены и литературные произведения, в том числе стихотворения немецких и французских поэтов Йозефа Вайнхебера, Вальтера Бауэроа и Шарля Бодлера.

В 1962 году американский поэт Уильям Карлос Уильямс написал цикл стихотворений, посвящённых творчеству Брейгеля. Одно из них, «Слепые», было особенно вдохновлено композицией картины и значением слова «слепой», которое встречается в восьми терцетах трижды.

На полотне изображены фигуры, которые спотыкаются и падают по диагонали вниз, и один из них следует за другим, держа в руках посох. Этот образ символизирует торжество катастрофы.

Картины Брейгеля вдохновили многих писателей и поэтов на создание произведений. В частности, Морис Метерлинк написал пьесу «Слепые», а Герт Хоффман — роман «Притча о слепых». В своём романе Хоффман описывает, как Брейгель заставлял людей переходить зимой через мост и падать в ручей, чтобы на их лицах отразилось выражение опустошения, символизирующее человеческую сущность.

В историческом романе «Брейгель, или мастерская снов», написанном в 1987 году Клодом Хенри Рокетом, Брейгель рисует слепых, боясь потерять своё зрение.

Французский карикатурист F'Murr создал комикс «Les Aveugles» в 1991 году, вдохновлённый картиной Брейгеля.

Работы Брейгеля «Притча о слепых» и «Мизантроп» были упомянуты в 1612 году в связи с конфискацией имущества графа Пармы Джованни Баттиста Маси за участие в заговоре против Дома Фарнезе.

Достоверно неизвестно, как именно картина попала в Италию, но исследователи предполагают, что она могла оказаться в коллекции Маси через его отца, который вернулся из Нидерландов в 1595 году с несколькими картинами.

После конфискации картина Брейгеля стала частью одной из крупнейших коллекций эпохи Возрождения, принадлежавшей дому Фарнезе. Коллекция была разделена между семейными резиденциями в Парме и Риме.

В XVIII веке король Испании Карл III унаследовал коллекцию от своей матери Изабеллы Фарнезе, которая была наследницей Пармского герцогства и впоследствии стала королевой. Как младший сын, Карл получил титул герцога Пармы, а после захвата Неаполитанского королевства стал королём Неаполя. Впоследствии Карл унаследовал испанский престол и разместил свою коллекцию в здании современного Музея Каподимонте в Неаполе.

Работа Брейгеля «Притча о слепых» в настоящее время экспонируется в одном зале с картиной «Мизантроп».

«Притча о слепых» стала одной из самых известных картин Питера Брейгеля. Она не только восхищает мастерством исполнения, но и заставляет задуматься о вечных ценностях и о том, как важно не терять связь с реальностью, чтобы не стать жертвой заблуждений и обмана.

Сегодня, глядя на эту картину, мы можем увидеть в ней не только отражение эпохи XVI века, но и предупреждение для нашего времени. В мире, где информация и события сменяют друг друга с невероятной скоростью, легко потерять связь с реальностью и стать жертвой заблуждений.

Поэтому, посетив мастерскую Питера Брейгеля и увидев «Притчу о слепых», мы можем ещё раз задуматься о том, как важно сохранять ясность ума и способность видеть мир вокруг себя. Ведь только так мы сможем избежать опасностей, которые подстерегают нас на пути к истине и пониманию.

Материалы по теме