В продолжении предыдущей темы. Подростки, отдельная вселенная, в которой переплелись максимализм, ранимость, стремительность детей и желание погрузить себя в самоанализ и построение системы отношений взрослых. Эти создания, кажущимися порой дерзкими, равнодушными и даже беспринципными , зачастую оказываются очень хрупкими и чувствительными внутри. Не понимая порой что происходит - меняется тело, гормональный фон , а следовательно ощущения , восприятие самого себя , близких , весь мир. Все чувства выпуклы и обострены настолько ,что порой самой верной защитой является уход в позицию, что лучше ничего не делать чем сделать что- то за что прилетит от взрослых или вызовет смех, пренебрежение, а то и буллинг сверстников. Завышенные ожидания, ориентиры красоты, успешности, в критериях того коллектива в котором он оказался, усиливают тревожность , повышают контроль и как следствие - недовольство собой. Сами подростки часто оценивают себя не столько низко , а cколько высок их уровень притязаний, а сравнение себя реального с ''идеалом''- всегда провал . Ребята переживают эти моменты каждый по своему. Кто - то делает вид, что все и так норм, кто- то начинает абстрагироваться от общения офф-лайн: прогуливать школу под предлогами и без, увлечения, которые раньше нравились , предпочитая заводить друзей в интернете - там можно быть кем угодно и нравиться себе и окружающим. Могут быть более серьезные вещи, которые уже как следствия, такие как соматические проявления , неприятие себя или своего тела.
Что же делать? Конечно , в первую очередь родителям стараться , лучше всего с раннего возраста , посвящать больше времени своему ребенку. Именно в том понимании, как совместное времяпровождение в процессе которого взрослый погружается в мир своего чада, его интересов, его увлечений. Только так можно стать другом и завоевать доверие. Без осуждений и критики ,даже если что- то не нравится или смущает, но при этом держа руку на пульсе и мягко переключая внимание или разъясняя почему те или иные вещи вредны , например. Терпеливо и с пониманием.
Часто родители обращаются к психологам , но часто, чтобы , с помощью видимо волшебной палочки, их повзрослевший ощетинившийся во всех смыслах ''малыш'' снова стал прежним милым и ласковым. И мы психологи оказываемся один на один с человеком, который с одной стороны, уже и не ребенок :его так просто не увлечь игрой или рисованием, но и не взрослый, который пришел к нам осознанно и готов работать. Подростки не горят желанием особо делиться с нами сокровенными переживаниями и мыслями. Поэтому налаживание контакта наиважнейшее, что обеспечивает возможность работы. При том, что нужно удержаться как от соблазна переубедить:" В смысле ты считаешь себя толстой с весом 48 килограммов ?" , так и от критики: "Ты понимаешь , что курить в 14 это очень вредно !". И то и другое все они слышали много раз от своих близких, но почему - то это делают . И тут важно попробовать просто присоединиться к его миру и дать понять , что примерно вы понимаете его , что это не просто так , наверное что- то за этим стоит. Если он будет постепенно открываться и что- то рассказывать - огромная удача , переход в диалог позволит надеяться, что и те мысли, наблюдения, которые вы будете ему отражать- он сможет воспринять и обдумать.
C точки зрения выбора подхода, мне кажется техники КПТ- когнитивно-поведенческой терапии, наиболее понятны и становятся даже интересными подросткам, поскольку есть пространство где можно подумать о себе структурно и проанализировать, в то же время они четкие и простые, а главное применимы в дальнейшем самостоятельно .
Хочу предложить сегодня 5 эффективных техник- инструментов, которые помогают подросткам повысить самооценку - которая зачастую является фундаментом многих тревог и переживаний в этом возрасте и почувствовать уверенность в себе.
1. Работа с негативными мыслями
Подростки часто сталкиваются с самокритикой. Попросите их записать самые частые негативные мысли о себе. Например: «Я не достойна дружбы» или «Я всегда проваливаю экзамены». Затем предложите заменить каждую мысль на более положительную и реалистичную. Вместо «Я неудачник» можно сказать «У меня бывают трудные моменты, но я учусь и расту». Или есть еще один, довольно забавный, но тем симпатичней для детей способ - "срывание ярлыков'' . Надо представить, что все на улице ходят с приклеенными на лбу стикерами , на которых написано, например: " я не красивая' 'или "я неудачник'' и надо мысленно их сорвать. Эта простая техника и разрушает старые нейронные связи , и так же через юмор (потому что становится очень смешно в моменте) снижает градус этого убеждения.
2. Позитивное самопредставление
Создание списка положительных качеств может стать мощным инструментом. Нужно написать пять своих достижений или черт характера, гордится которыми может наш юный клиент. Первое , что мы можем услышать - мне не чем гордиться. Я обычный, как все ( это в лучшем случае). Важно объяснить, что это может быть что-то простое — например, помощь другу , или успехи в спорте . Эти качества важно не просто выписать , но и проговорить вслух, даже шепотом. Повторение этих качеств каждый день поможет укрепить уверенность.
3. Объективный анализ ситуации
Научите подростка подходить к проблемам с позиции наблюдателя. Если он получил плохую оценку, вместо того чтобы думать «Я всегда проваливаюсь», пусть задаст себе вопросы: «Что конкретно пошло не так?» и «Как я могу улучшиться в следующий раз?». Такой подход помогает разделять эмоции и факты, снижая уровень стресса. Если это покажется сложным, мне очень нравится такая техника, как "Декастрофизация". Например, подросток приходит еще осенью в страшной тревоге , что он обязательно "завалит'' выпускной экзамен, потому что он ..воздержусь от употребления молодежного слэнга, но пусть будет " тупица'' . Хотя родители постоянно его терроризируют, что он должен поступить в институт. Тогда мы спрашиваем его и тем самым предлагаем представить :"А что если это действительно произойдет, что будет потом - выгонят из дома или рухнет мир '' и так далее , приводя его на осознание того , что даже при самом плохом раскладе на экзамене - жизнь продолжится. Когда эта тревожность спадет , можно будет обсуждать детали, что за этим стоит и как прийти к тому, чтобы спокойно готовиться, уверенным в своих реальных и силах и что еще есть время, которое можно потратить , чтобы их прокачать , вместо самобичевания.
4. Визуализация успеха
Предложите подростку закрыть глаза и представить, как он успешно выполняет то, что вызывает у него страх или тревогу — будь то выступление на школьном концерте или общение с новыми людьми. Постепенно такие образы будут ассоциироваться с положительными эмоциями и укрепят внутреннюю уверенность. И так день за днем. Есть известный эксперимент, когда спортивную команду поделили на группы, одна тренировалась каждый день, вторая нет, а спортсмены в третьей каждый день не тренировались физически, представляли , визуализировали себе тренировку и игру. В результате через время, на проверке , команда, которая визуализировала, заняла второе место, немного уступив той, которая занималась каждый день.
5. Установка реалистичных целей
Нэнси Мак-Вильямс , психоаналитик, перечисляя критерии психического и эмоционального здоровья, в том числе упоминает такое понятие, как "реалистичная и надежная самооценка". Многие даже взрослые , ну а подростки часто, нереалистично, а порой и слишком жестко оценивают себя. Очень важно, чтобы подросток научился ставить перед собой достижимые цели. Помогите ему определить маленькие шаги на пути к большой цели. Например, если цель — улучшить оценки, пусть он начнет с изучения одной темы в день. Поддерживайте и отмечайте его успехи, даже самые маленькие!
Занимаясь самооценкой, подростки не только изучают себя, но и учатся верить в свои силы. Каждая из приведенных техник требует времени и терпения, но результат стоит всех усилий: уверенность в себе, умение справляться с критикой и настрой на успех ну и , конечно , на светлое будущее.
Автор: Губанова Галина Вячеславовна
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru