Рост утилизационного сбора на 70–85% с 1 октября приведет к изменению расстановки сил на авторынке. Вместе с тем, удорожание новых автомобилей даст импульс к развитию рынка авто с пробегом, а значит, действующие крупные игроки в этом сегменте смогут усилить свои позиции.
Как изменится утилизационный сбор?
Напомним, что утилизационный сбор был введен в России осенью 2012 года и представляет собой единовременный платеж при поставках автомобиля из-за границы или производстве на территории страны. Его размер рассчитывается исходя из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который зависит от вида транспортного средства, его возраста, массы, объема мотора и других параметров. Автопроизводителям на территории России этот сбор компенсируется в зависимости от степени достигнутой локализации.
С 1 октября 2024 года утилизационный сбор будет увеличен в среднем на 70–85%. Предполагается, что с 1 января каждого последующего года вплоть до 2030-го его ставка будет индексироваться еще на 10–20%. Таким образом, если речь, к примеру, идет об автомобиле с объемом мотора 1-2 литра, то размер утильсбора вырастет с 300,6 тыс рублей до 556,2 тыс рублей, а к 2025 году – до 667,4 тыс рублей. Для автомобиля с двигателем объемом 2-3 литра ─ с 844,8 тыс рублей до 1562,8 тыс рублей, а к 2025 году ─ до 1875,4 тыс рублей. То есть за эти деньги можно купить новую машину.
Чего ожидать от рынка новых автомобилей на фоне роста утилизационного сбора?
Рост утильсбора безусловно повлияет, прежде всего, на рынок новых автомобилей. На сегодня на нем, по подсчетам агентства «АВТОСТАТ», представлено более 120 марок и 780 моделей. При этом, продажи отдельных марок в регионах на сегодня единичны. С учетом дальнейшего роста издержек их дистрибьюторам будет нерентабельно обеспечивать их ввоз и растаможку на территории страны. По прогнозам ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), в долгосрочной перспективе на российском рынке могут остаться первые 15 брендов (по количеству регистраций), а также отдельные премиальные марки.
Если говорить про марки, которые не покинут рынок, то стоимость их моделей безусловно также увеличится. Не стоит ожидать, что дистрибьюторы китайских брендов полностью поступятся своей маржой из-за роста издержек. А значит, оплачивать изменения утильсбора так или иначе будут покупатели. По мнению ряда опрошенных «Континентом Сибирь» дилеров, новые китайские автомобили могут подорожать ориентировочно на 20-25%. То есть к 1 января 2025 года, к примеру, на автомобили Chery Tiggo 7 Pro Max или Haval Jolion, рост стоимости по предварительным расчетам может составить порядка 360 тысяч рублей.
Тем не менее, возможностей сдерживать увеличение цен у дистрибьюторов китайских брендов все равно больше, чем у тех, кто ввозит автомобили по схеме параллельного импорта. По оценкам дилеров, рост стоимости отдельных моделей европейских премиум-брендов может составлять около миллиона рублей. Поэтому такие автомобили станут еще менее доступными на фоне уже имеющихся сложностей с русификацией отдельных моделей и в целом уровнем их адаптированности для местного рынка.
Как отразится рост утилизационного сбора на авто с пробегом?
По мнению экс-главы ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Олега Мосеева, рынок новых автомобилей и рынок авто с пробегом можно считать «сообщающимися сосудами», поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. На фоне падения спроса на новые автомобили с учетом роста их стоимости можно ожидать увеличения интереса к авто с пробегом. Тем более, что по итогам полугодия он остался в СФО практически на том же уровне по количеству регистраций.
Автомобильный эксперт, создатель ТГ-канала «Самородов про автобизнес» Артем Самородов прогнозирует в октябре-декабре возможный рост продаж авто с пробегом как следствие застоя в продажах новых машин. Безусловно, это не означает, что рынок авто с пробегом не затронет рост утильсбора – увеличение стоимости автомобилей, по оценкам аналитиков, может составлять 15%, но это все равно меньше, чем аналогичная цифра по новым авто.
При наличии широкого выбора покупатель всегда может подобрать под себя необходимый автомобиль с учетом его текущего состояния и пробега. Поэтому крупные игроки рынка здесь безусловно имеют возможность усилить свои позиции и привлечь новых покупателей.