Найти тему
Пятый канал - новости и видео

Проклятье Арамиса: тяжелая судьба советского Алена Делона – Игоря Старыгина

Оглавление

Игорь Старыгин – заслуженный артист России, советский и российский актер театра и кино. Одна из самых ярких его ролей – Арамис в экранизации романа Александра Дюма «Д'Артаньян и три мушкетера».

Пронзительный взгляд актера и его непередаваемая харизма вкупе с талантом делали его притягательным для многих советских женщин, его даже называли отечественным Аленом Делоном.

Вот только, несмотря на признание, судьба была к Старыгину не так добра. История артиста – в материале 5-tv.ru.

Ранние годы

Игорь Старыгин родился 13 июня 1946 года в семье продавца и гражданского летчика. Отец не принимал участия в воспитании мальчика, бросив семью, когда Игорю был всего годик.

Однако перед ним всегда был пример настоящего мужчины – его дедушки, который был служил в НКВД. Он стал для него настоящей ролевой моделью, и Игорь даже мечтал долгое время пойти работать в разведку.

«В доме его все побаивались, а я мечтал быть на него похожим… Я знал, где дома лежит дедов пистолет, и тайно играл с ним. Любил детективы. Всерьез готовился к поступлению в службу безопасности, выспрашивал обо всем деда», - вспоминал Старыгин.

Правда, будущий актер был мало был похож на своего серьезного дедушку. Даже внешне: утонченный и в некотором роде почти женственный образ Старыгина порой заставлял окружающих думать, что перед ними девочка. Всех сбивали с толку его кудрявые светлые волосы и бездонные синие глаза.

Маленького Игоря это очень обижало, и даже в старшей школе его комплексы не прошли. Известно, что какое-то время он даже рисовал синяки под глазами мамиными тенями, чтобы выглядеть чуть мужественнее.

Еще во время школы юноша определился со своим призванием – его очень увлекал театр. Однако после окончания учебы он собирался получить образование совсем в другой сфере и идти на юридический.

Лишь случайность занесла его в ГИТИС – на актерские экзамены он пошел за компанию с друзьями. В итоге друзей его не взяли, а он сам прошел. И даже закончил учебу с красным дипломом. А после пошел работать в Московский ТЮЗ, где прослужил несколько лет.

«Вам актеры не нужны?»

Еще во время обучения Старыгин начал сниматься в кино. Здесь не обошлось без толики инициативности и, пожалуй, некоторой наглости. Чтобы получить какую-либо роль, юный актер вместе со своим другом обивал пороги киностудий, открывал двери и прямо спрашивал у сотрудников, есть ли у них какая-нибудь работа.

«Вам актеры не нужны?» - спрашивал всех подряд Старыгин.

Рано или поздно такая тактика приводила к успеху. Например, таким образом в свои 22 года артист смог попасть в картину Ростоцкого «Доживем до понедельника».

В 1968 году актер получил заслуженное признание на фестивале «Театральная весна». Его назвали лучшим Хлестаковым, а посмотреть на его игру приходила вся столица.

Артисту удалось хорошо закрепиться в этой сфере, и все 25 лет после выпуска из ГИТИСА он продолжал сниматься без перерыва. К тому моменту на его счету был уже не один десяток ролей. Коллеги уважали его талант и трудолюбие, а прохожие узнавали на улицах.

В 1978 году актер Михаил Боярский порекомендовал Игоря Старыгина режиссеру Георгию Юнгвальду-Хилькевичу, который в тот момент как раз искал актера на роль Арамиса в картине «Д’Артаньян и три мушкетера».

Причем, Боярский не помнил точно фамилию голубоглазого блондина, но хорошо запомнил его лицо. Он так и заявил Юнгвальду-Хилькевичу, отметив, что тот идеально попадает в типаж.

Режиссеру действительно очень приглянулся Старыгин, однако Госкомитет СССР по телевидению и вещанию тогда запретил брать артиста на эту роль.

Борьба за роль Арамиса

Виной такого решения стало включение актера в «черные списки» из-за ситуации с передачей «Артлото». Незадолго до этого Старыгин умудрился поссориться с первым заместителем председателя комитета Стеллой Ждановой.

Дело в том, что она предлагала ему стать ведущим той передачи. Он спросил, что случилось с прошлым ведущим. Ему ответили, что предыдущий им просто надоел, и после этих слов Старыгин удалился, хлопнув дверью. Ему не хотелось никого подсиживать, да и сам формат программы ему не нравился.

«Я не хочу разыгрывать артистов в лотерею,» — сказал он коротко перед тем, как уйти.

В итоге сложилась неприятная ситуация, из которой нужно было как-то выбираться. Юнгвальд-Хилькевич очень хотел снять в своем фильме именно Старыгина, поэтому он решил бороться за него до конца.

Ему упорно говорили, чтобы он брал на роль кого угодно, но не его. Но судьба распорядилась так, что нужен был ему именно Старыгин.

«Картину буду снимать только со Старыгиным — или вообще не буду», - категорично говорил он.

К счастью, упрямому режиссеру удалось добиться своего, и актер получил заветную роль.

«Какова же была моя радость, когда, приехав на киностудию, я в качестве своего партнера увидел Игоря Старыгина!» - рассказывал позже в одном из интервью Боярский.

«Я совсем не герой-любовник»

Многие коллеги завидовали артисту из-за того, что он смог попасть в такую кинокартину, да еще и на главную роль. Тогда еще никто не догадывался, что это потом сыграет с ним злую шутку: спустя годы Старыгина будут называть «вечным Арамисом».

Этот фильм принес огромную популярность и всенародную любовь всем, кто исполнял там главные роли. На Старыгина внезапно посыпались предложения о работе, как из рога изобилия.

Он стал настоящим секс-символом эпохи: женщины сходили с ума от его красоты и желали видеть его в фильмах как можно чаще. Роли, кстати, предлагались соответствующие – этакие романтичные красавцы.

А вот сам Старыгин мечтал попробовать себя в более серьезных амплуа, но режиссеры отказывали ему в этом.

Из-за этого актеру не удавалось в полной мере наслаждаться своей славой, он впал в уныние, ведь хотелось чего-то большего.

«Я знал, что у него не все в порядке на сердце, на душе. Была какая-то печаль постоянная. Он не раскрывал своих карт. Но он всегда был подавлен. Тяжесть была какая-то на сердце», - рассказывал Михаил Боярский о Старыгине, с которым ему удалось близко подружиться.

Старыгин признавал, что стал заложником образа из-за своей внешности. Это очень угнетало его. Ему как будто не давали развиваться дальше, да и сам образ героя-любовника был ему изначально не по душе.

Он недоумевал, почему того же Тихонова с его аристократичной внешностью берут даже на роли тракториста, а его – нет.

«Я же совсем не герой-любовник, я характерный актер, причем комедийный», - говорил артист.

Оказалось, что лицо Старыгина просто не вписывалось в каноны советского кино, и артист очень переживал из-за этого.

При этом он был искренне благодарен тем режиссерам, кто видел в нем нечто большее, чем просто красивого мужчину.

Позднее счастье

В личной жизни у Старыгина все тоже было сложно. Он мечтал построить крепкую и большую семью, но все отношения оборачивались разочарованием. Он был женат целых пять раз, но мало какая женщина готова была терпеть такое большое внимание к ее мужу со стороны поклонниц.

Стоит сказать, что женщины действительно буквально выстраивались к нему в очередь, и порой ему было сложно устоять перед дамами, буквально падающими в его объятия. Поэтому имели место измены с его стороны.

Помимо этого, причиной расставаний также являлось несоответствие экранного образа с реальным человеком. Все это приводило к разочарованию обоих супругов.

Он даже смог увести жену у режиссера Бориса Ардова – Мику. Она родила Старыгину дочь Настю — его единственного официального ребенка. Пара прожила в браке 12 лет, но рассталась – и вновь из-за его измен. Позже он не раз пожалеет о том, что оставил семью и признавался, что Мика –главная любовь в его жизни. Она даже попытается вернуть ее, но безуспешно.

В 1990-е годы у Старыгина ухудшилось здоровье – ему диагностировали атеросклероз. К этому времени роли в кино ему уже не предлагали, а в личной жизни была полная пустота. Он страдал от одиночества, а также из-за финансовых проблем. Это привело к тому, что артист начал злоупотреблять алкоголем. А это, в свою очередь, еще больше сказывалось на его здоровье и работе.

После операций на сосудах Старыгин получил инвалидность: у него парализовало часть языка и сильно нарушилась дикция, он с трудом говорил.

Спасением в тот момент для него стала Екатерина Табашникова – фоторедактор газеты «Собеседник», которая была младше актера на 20 лет.

Они познакомились, когда Екатерина делала пришла снимать его для книги о кумирах советского кинематографа. Их отношения развивались не слишком стремительно, а привели к счастливому браку в 2006 году. Екатерина все время была с ним рядом и помогала ему. Именно в этот период артист вновь появился на экранах в образе Арамиса.

Старыгин умер 9 ноября 2009 года на 64-ом году жизни. Причиной смерти стал инсульт.

Близкие люди и коллеги Старыгина отзывались о нем, как о настоящем артисте, и называли его красивым не только лицом, но и душой.

«Если бы сегодня этот актер видел, сколько людей пришли проститься с ним, видел ваши лица, он был бы по-настоящему счастлив», - произнес Всеволод Шкловский на траурной церемонии в Доме кино.