С 1 октября правительством России было введено постановление, которое предусматривает механизм индексации утилизационного сбора. Хотя базовые ставки остаются неизменными, изменены коэффициенты, применяемые к ним. Это привело к значительному увеличению платежей за ввозимые в страну автомобили для перепродажи — с октября сборы возросли на 70-85%. Дальнейшее повышение утилизационного сбора будет происходить поэтапно до 2030 года.
К примеру, автомобили с двигателями объёмом от 1 до 2 литров теперь облагаются сбором в размере 556 200 рублей, что значительно выше прежней суммы в 306 000 рублей. Платёж для машин с моторами до 1 литра увеличился с 81,2 тысячи до 150,2 тысячи рублей, а для моделей с двигателями объёмом до 3 литров – с 844 800 до 1 562 800 рублей.
Стоит отметить, что изменения не коснулись физических лиц, ввозящих автомобили для личного использования — для них действуют прежние льготные ставки, которые останутся неизменными до 2030 года. В то время как другие категории ставок будут ежегодно увеличиваться на 10-20%. Основная цель индексации, по мнению властей, заключается в создании стимулов для зарубежных производителей автомобилей, чтобы те не только собирали машины в России, но и развивали производство комплектующих внутри страны.
По мнению экспертов, опрошенных Журналом Авто.ру, рынок начал заранее адаптироваться к предстоящему повышению утилизационного сбора, что позволяет избежать резкого роста цен на автомобили в октябре. Стоимость автомобилей будет постепенно расти, что связано с накопленными запасами на складах в августе и сентябре. Однако, как предупреждали в РОАД, к концу 2020-х годов стоимость машин в России может удвоиться по сравнению с уровнями осени этого года.