Олег Ефремов появился на свет 1 октября 1927 года в Москве, в семье Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых. Он вырос в просторной коммунальной квартире на Арбате. Отец Олега работал бухгалтером в системе ГУЛАГа, и часть своего детства он провёл в воркутинских лагерях, что дало ему возможность близко познакомиться с уголовной средой.
Его двоюродный брат Герман Меньшенин стал театральным актёром и режиссёром, заслуженным деятелем искусств, работая в театрах Ярославля, Горького, Воронежа и других городов. По словам Михаила Ефремова, у братьев были общие интересы, которые проявились ещё в детские годы.
В мир театра Олега ввёл его друг по двору Александр Калужский, внук знаменитого актёра МХАТа Василия Лужского. Кроме того, среди его друзей детства был Сергей Шиловский, сын Елены Сергеевны Булгаковой. В предвоенные годы Олег часто бывал в доме М. А. Булгакова, расположенном в Нащокинском переулке.
В детстве он также посещал драмкружок при Доме пионеров, который возглавляла А. Г. Кудашова, обучавшаяся в студии Михаила Чехова в 20-х годах. В 1945 году Александр Калужский убедил Олега поступить в Школу-студию МХАТ, где его наставниками стали Михаил Кедров и Василий Топорков.
После завершения обучения в Школе-студии в 1949 году Олег Ефремов столкнулся с неудачей — его не приняли в МХАТ, что стало для него настоящим ударом. Однако вскоре он получил приглашение в Центральный детский театр, где дебютировал в роли Володи Чернышева в пьесе В. Розова «Её друзья». Это сотрудничество стало началом долгого и плодотворного взаимодействия с драматургом, который впоследствии стал одним из любимых авторов Ефремова.
Критики отмечали, что в его исполнении зрители увидели не актёра, а живого школьника в военной гимнастерке.
Олег служил в Центральном детском театре до 1957 года, сыграв более 20 ролей, включая Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке» и Самозванца в «Борисе Годунове». В 1955 году он дебютировал в роли режиссёра, поставив комедию «Димка-невидимка» В. Коростылева и М. Львовского, которая стала изящным музыкальным спектаклем.
Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1949 году Ефремов начал преподавать там, став ассистентом на курсе А. М. Карева. К 1956 году вокруг него сформировалась группа молодых актёров, стремившихся возродить традиции Художественного театра, поддерживаемая идеями К. С. Станиславского.
Эта группа, известная как «Студия молодых актеров», состояла из студентов и выпускников Школы-студии МХАТ, таких как Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев и Олег Табаков. Среди основателей также были режиссёры Анатолий Эфрос и Борис Львов-Анохин, хотя коллектив, короткое время именовавшийся «Студией молодых режиссёров», не смог найти общий язык.
На протяжении нескольких десятилетий театр «Современник» стал первым театром, который возник не «сверху», а «снизу», как объединение единомышленников. Активные обсуждения о репертуаре, выборе пьес и судьбе актёров проходили в коллективе, где каждый мог высказать своё мнение. Если обсуждались действия руководства, Олег Ефремов предпочитал выходить из комнаты, чтобы не стеснять своих коллег.
В течение многих лет труппа, возглавляемая Ефремовым, перемещалась по различным сценам Москвы, иногда выступая в случайных клубах. Эти скитания сформировали аскетичный стиль раннего театра «Современник»: из-за недостатка средств и пространства для хранения громоздких декораций, оформление спектаклей сводилось к минимализму, порой ограничиваясь несколькими предметами мебели. В 1961 году, когда студийцы получили небольшое здание на площади Маяковского, которое было обречено на снос, они не спешили менять свои привычки и окончательно отказались от занавеса.
Эпоха «Современника» для Олега Ефремова символически завершилась постановкой «Чайки» Антона Чехова летом 1970 года. Театр переплетался с судьбой поколения, которое переживало разочарование. Первую «Чайку» Ефремов поставил как памфлет, отражая идейный разброд конца 60-х, когда люди начали переставать слушать и слышать друг друга.
Олег Ефремов дебютировал в кино в 1955 году, сыграв роль комсорга Алексея Узорова в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон», который был посвящён освоению новых целинных земель. В последующих ролях он часто изображал правильных секретарей партийных комитетов, положительных чекистов, включая Дзержинского в фильме «Рассказ о Ленине» Сергея Юткевича, и сотрудников уголовного розыска. Однако его лирические образы оставили более яркое впечатление у зрителей. Среди них можно выделить водителя такси Сашу из «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, немого деревенского художника Фёдора из «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты и Айболита в «Айболит-66» Ролана Быкова, который был сыгран с тонким юмором.
Александра Пахмутова первоначально колебалась с написанием музыки для «Три тополя на Плющихе», но, увидев отснятый материал, сказала: «Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова».
Сцена, в которой Татьяна Доронина исполняет песню «Нежность», а Саша просто слушает, стала одной из самых трогательных в фильме. Т. Чеботаревская отметила, что в душе этого шофёра скрывалось то, что поразило и растревожило женщину. «Фильм позволил нам прикоснуться к простым, но очень сильным человеческим чувствам».
В 1970 году Олег Ефремов начал свою работу в МХАТ им. Горького, театре, который имел особое внимание со стороны партийного руководства. Это привело к тому, что после смерти В. И. Немировича-Данченко труппа оказалась в тяжёлых условиях, вынужденная исполнять бездарные пьесы, «рекомендованные» Главреперткомом. Это негативно сказывалось на квалификации актёров, и некоторые из них начали злоупотреблять алкоголем.
Ефремов, задумывавшийся как «свежая кровь» для МХАТа, предложил артистам «Современника» объединиться с «метрополией», начиная с автономного филиала. Однако его единомышленники сомневались в возможности изменений в театре. Лишь немногие, включая Евгения Евстигнеева, решили последовать за ним. Со временем, увидев реальные перемены, к Ефремову начали приходить и другие «современниковцы». Он пригласил таких актёров, как Андрей Попов и Александр Калягин, в 1976 году уговорил Иннокентия Смоктуновского перейти в МХАТ, а в 1983 году переманил Олега Борисова из БДТ и вернул в театр Татьяну Доронину, что способствовало дальнейшему росту труппы.
Его первой женой была актриса Лилия Толмачева, с которой он вместе снимался в фильме «Строится мост».
Их брак был недолгим и завершился в 1952 году, однако творческий союз продолжился: Толмачева стала одной из ведущих актрис театра «Современник», основанного Ефремовым.
Вторым браком Олега стал гражданский союз с актрисой и журналисткой Ириной Мазурук (1936-1985). У них родилась дочь Анастасия Ефремова.
Она имеет образование театрального критика и в настоящее время является редактором журнала «Страстной бульвар, 10», президентом Благотворительного фонда Олега Ефремова и директором театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство».
Анастасия также является матерью актрисы Ольги Ефремовой, продолжившей семейные традиции в театре.
После этого Олег Ефремов женился на актрисе театра «Современник» Алле Покровской, дочери выдающегося оперного режиссёра Бориса Покровского.
В этом браке родился сын Михаил Ефремов, который также стал известным актёром. Михаил, в свою очередь, стал отцом, и его старший сын Никита Ефремов продолжил семейную традицию, выбрав карьеру в актёрском искусстве.
Кроме того, Олег Ефремов безумно любил актрису Нину Дорошину, известную по фильму «Любовь и голуби». Их отношения были окружены секретностью, однако, когда Дорошина в интервью упоминала, что всю жизнь любила лишь одного человека, все понимали, что речь идёт о Ефремове.
Заболевание легких ограничивало возможности Олега Ефремова. В 2000 году он снова планировал обратиться к пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак», которую ставил в «Современнике» в 1964 году, но этот замысел остался неосуществленным. Воспоминания о последних днях его жизни оставила Людмила Петрушевская:
Олег Ефремов ушел из жизни 24 мая 2000 года в своей московской квартире на Тверской улице, когда его театр находился на гастролях в Тайване.
Читайте также статьи:
Вера Смолина. Путь к успеху. Загадочная личная жизнь. Как живет актриса?
Монике Беллуччи-60. Насыщенная личная жизнь. Путь к успеху. Как живет и кто избранники актрисы?
Роман Трахтенберг. Настоящая фамилия. Путь к успеху и ранний уход. Кто жены и дети?
Георгий Товстоногов-режиссер, который жил театром. Непростая жизнь. Кто жены и дети?