Согласно официальным данным, Георгий Товстоногов родился 15 (28) сентября 1915 года в Тифлисе, современном Тбилиси. Однако некоторые источники утверждают, что он появился на свет в Петрограде, где его семья жила на улице Фурштатской, а в Грузию переехала лишь в 1919 году.
Его отец, Александр Андреевич, был инженером-железнодорожником и пользовался уважением в министерстве путей сообщения Российской империи. Мать, Тамара Папиташвили, окончила Петербургскую консерваторию и стала вокалисткой. Георгий также имел младшую сестру Нателу, которая вышла замуж за актера Евгения Лебедева и была окружена творческими людьми.
С раннего возраста Георгий проявлял интерес к театру, поступив в школу раньше сверстников и окончив ее в 15 лет. Его дядя, артист драмтеатра Тифлиса, часто водил его на спектакли, что способствовало развитию его увлечения.
Несмотря на его стремление к сцене, отец настаивал на том, чтобы сын выбрал более традиционную профессию, и при поддержке знакомого устроил его в Тбилисский железнодорожный институт.
После года учебы в университете, в 1931 году, Георгий Товстоногов покинул вуз, чтобы стать актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Талант молодого артиста был так очевиден, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную постановку. Спектакль по Чехову под названием «Предложение» имел большой успех.
Эта первая победа вдохновила Товстоногова, и в том же 1933 году он поступил в ГИТИС. Поскольку он был слишком молод для вступительных экзаменов, юноша увеличил свой возраст в документах на два года. Его наставниками стали известные режиссеры Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов. В то же время он продолжал работать в ТЮЗе.
Однако в 1937 году судьба жестоко испытала Георгия: его отец был арестован как японский шпион, и он автоматически стал «сыном врага народа». Об учебе в ГИТИСе не могло быть и речи — его отчислили с четвертого курса. Но вскоре произошла неожиданная перемена: фраза Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила Товстоногову восстановиться и блестяще закончить обучение в 1938 году.
После окончания вуза Георгий Товстоногов получил приглашение на должность режиссера в Тбилисский русский драматический театр имени Александра Грибоедова, где он встретил народного артиста СССР Акакия Хорава. Под опекой этого талантливого человека Товстоногов начал преподавать актерское мастерство в вузе имени Шота Руставели, и с этого момента его начали воспринимать как настоящего профессионала.
Первой работой Товстоногова на сцене Тбилиси стала постановка «Дети Ванюшина». В период до 1946 года он активно сотрудничал с местными артистами, создав такие спектакли, как «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка» и «Школа злословия», основанную на комедии Ричарда Шеридана.
Затем его позвали в Москву. С 1946 по 1949 год он возглавлял Гастрольный реалистический и Центральный детский театры. В последнем он поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи».
В 1949 году Георгий Александрович получил новое назначение, и Ленинград стал его вторым домом. В качестве главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола он работал с 1950 по 1956 год, и эта сцена стала для него настоящим творческим пристанищем.
В 1956 году Ленинградскому Большому драматическому театру (БДТ) имени М. Горького представили нового художественного руководителя — Георгия Товстоногова. В то время театр находился в упадке и занимал аутсайдерские позиции среди других ленинградских сцен.
Репертуар был плохо структурирован, а взаимодействие между постановщиками и актерами оставляло желать лучшего, в результате чего зрители приходили в зал случайно.
Тем не менее, в театре работали талантливые актеры, такие как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов и Виталий Полицеймако, которые ждали руководителя, способного изменить курс коллектива.
Перемены, которые осуществил Товстоногов, были радикальными. Он обновил труппу, уволив около 30 актеров, и сосредоточился на работе с профессионалами и молодыми талантами. Его главной целью стало возвращение старого зрителя и привлечение новых. Для этого он запланировал три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация», последняя из которых получила широкий резонанс в городе.
Нетрадиционный подход Товстоногова, интересные мизансцены и работа актеров с пространством и публикой произвели впечатление. Легкость и оживленность постановки завоевали зрителей. Зал наполнился зрителями, и спектакль «Лиса и виноград» стал началом новой эры программных представлений, формировавших актуальный и созвучный времени репертуар.
Георгий Александрович тщательно работал с актерами, помогая им развиваться и совершенствоваться в профессии. Он смог вдохновить труппу и привлечь зрителей, постоянно совершенствуя свои методы и навыки.
Георгий Товстоногов жил театром, репетициями и премьерами, благодаря чему завоевал уважение не только среди коллег, но и среди сотрудников театра и интеллигенции. Под его руководством Большой драматический театр (БДТ) стал уверенным лидером и одним из лучших театров города.
Увлеченность актеров и формирование преданной аудитории доказали, что его методы работы были весьма эффективными. Ленинградцы и туристы считали своим долгом посещать премьеры талантливого режиссера. В течение 33 лет Товстоногов занимал пост руководителя театра, название которого было известно практически каждому советскому гражданину.
Биография Товстоногова неразрывно связана с его любимым делом. Его личная жизнь была полна романтических увлечений, связанных с профессией. Георгий Александрович влюблялся и испытывал симпатии, но всегда ждал достойную женщину, способную создать в доме атмосферу уюта, напоминающую ту, что царила в его родительском доме.
Мастер считал, что его спутница жизни должна быть творческой личностью. Его первой женой стала народная артистка Грузинской ССР Саломе Канчели.
Свадьба состоялась в 1943 году, в этом браке родились сыновья Николай и Александр, но через два года молодожены развелись.
В 1958 году Товстоногов женился во второй раз на актрисе Инне Кондратьевой, однако спустя четыре года их союз также распался. Кроме того, он воспитывал Вадима Милкова — внебрачного сына, родившегося в 1950 году от исполнительницы Марии Милковой.
Наследники известного режиссера, включая его внука, вдохновились его творческим путем и выбрали карьеру в режиссуре. Каждый из них создает уникальные произведения, отражающие их индивидуальные взгляды. В то же время Георгий Товстоногов-младший, несмотря на стремление к самовыражению, инстинктивно следует направлениям, заданным дедом, что придает его работам особую глубину и связь с семейной историей.
Товстоногов продолжал руководить любимым театром до последних дней своей жизни, не пропуская ни спектаклей, ни репетиций и регулярно общаясь с коллегами. 23 мая 1989 года состоялась генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы».
После согласования даты премьеры Георгий Александрович сел в машину, чтобы поехать домой, но так и не добрался до своего назначения.
Причиной его смерти стала остановка сердца, что стало настоящей трагедией для творческого Ленинграда. Потеря человека, вдохновлявшего множество поколений, оставила глубокий след в сердцах многих.
Читайте также статьи:
Борис Галкин. Непростая личная жизнь. Потеря сына и позднее отцовство. Кто молодая жена?
Роман Мадянов. Был верен всю жизнь жене. Путь к славе и увлечения. Как жил актер и кто сын?
Ирина Мирошниченко. Так и не обрела счастье в личной жизни. 2 аборта ради ролей. Как жила актриса?