Найти в Дзене

Чего ждать от Лоусона? Новичок Ф-1 может запрыгнуть в топ-команду

Оглавление

В конце октября Лиаму Лоусону предстоит второй дебют в Формуле-1 — новозеландец, как и в прошлом году, заменит Даниэля Риккардо. Тогда услуги резервиста понадобились из-за травмы основного пилота, теперь же команда из Фаэнцы окончательно отправила австралийца в отставку.

До конца текущего сезона Лоусон становится призовым пилотом VCARB, а вот его программа на 2025 год до сих пор не определена. Считается, что новозеландец почти наверняка останется в младшем коллективе Red Bull, но руководитель главной команды Кристиан Хорнер утверждает, что всё не так просто.

Кто такой Лиам Лоусон

Лоусон начал карьеру в родной Новой Зеландии и позднее рассказывал, что его родители продали дом, чтобы профинансировать выступления Лиама в картинге. «Моя семья пожертвовала очень многим, чтобы я мог гоняться. Даже картинг это очень дорого. А найти деньги на выступления в Европе в Новой Зеландии очень трудно, — рассказывал на подкасте Taking Bull Лоусон. — В конце концов удалось собрать удивительную команду, нашлись спонсоры и инвесторы, которые помогли мне собрать нужную сумму, чтобы меня заметили в юниорских командах — без этого попасть в Формулу-1 нет шансов».

В Европе Лиам попробовал свои силы в 2018 году — и занял второе место в немецкой Формуле-4 ADAC. Чемпионом стал проводивший уже третий год в первенстве Лирим Цендели, который позднее затеряется на уровне Формулы-3. Ни одну из юниорских команд Лоусон не впечатлил и в конце сезона вернулся домой. Зимой в Новой Зеландии проходила Toyota Racing Series (сегодня эта серия превратилась в Формулу-Regional Океании), где пилоты юниорских серий выступали в основном для поддержки формы в межсезонье. И Лоусон на первом же этапе чемпионата выиграл две гонки из трёх, оставив позади в том числе Маркуса Армстронга из молодёжной программы Ferrari.

Лоусон на этапе Toyota Racing Series в 2019 году / Toyota New Zealand
Лоусон на этапе Toyota Racing Series в 2019 году / Toyota New Zealand

В тот уикенд на «Хайлендс Моторспорт Парк» присутствовал Хельмут Марко, автоспортивный советник и один из глав Red Bull Racing. Австриец приехал на выступления своего соотечественника Лукаса Ауэра — премянник Герхарда Бергера лишь в первой гонке был третьим и больше до топ-3 на этапе не дотягивался. «Через пару дней в кафе мне сказали, что я принят в команду — и это произошло в идеальный момент, чтобы спасти мою карьеру. Тогда у меня был контракт лишь до конца Toyota Racing Series, я не знал, что буду делать дальше», — рассказывал Лиам.

Лоусон вернулся в Европу в цветах Red Bull. Поначалу Лиам заметно уступал соперникам в знании трасс и вынужден был разрываться между Формулой-3 и EuroFormula Open. Новозеландцу важно было блеснуть на второй год в Формуле-3, но в том сезоне всё внимание приковал к себе Оскар Пиастри, Лоусон же остался только пятым. Несмотря на это, в 2020-м Лоусон перешёл в Формулу-2. Стать чемпионом не удалось и в ней, хотя Лиам провёл в ней те же два года. Новозеландец, впрочем, показал себя достаточно достойно и почти всегда был быстр. Не будем забывать и о серии DTM, где новозеландец стал бы чемпионом, если бы в финале его не выбил соперник.

Формула-1 это другое

В Red Bull с пилотами не церемонятся, а от Лоусона ожидали чемпионства, так что то, что он остался в программе, пусть и на вторых ролях, было немного удивительным. Впрочем, когда в 2023 году AlphaTauri понадобился гонщик на замену ушедшему Пьеру Гасли, Хельмут Марко решил пригласить Ника де Вриса. Более того, когда голландец не справился и из-за многочисленных ошибок потерял место в команде, за руль посадили Даниэля Риккардо, только что уволенного после двух лет неудач в McLaren. Лишь когда австралиец сломал руку в тренировках в Нидерландах очередь выйти на стартовую решётку Гран-при Формулы-1 дошла до Лоусона.

Задача для дебютанта была крайне сложной. В кокпит он сел лишь в субботу, когда в Зандворте пошёл дождь и перед квалификацией не проехал по трассе ни одного «сухого» круга, будучи притом за рулём незнакомой машины. Квалифицировался Лиам в итоге последним, но провёл достаточно чистую гонку и даже финишировал впереди Юки Цуноды. Затем было 11-е место на Гран-при Италии и два очка, заработанных в Сингапуре, однако после этапа в Катаре за руль вернулся Даниэль Риккардо. Лоусон же вновь оказался на скамейке запасных.

Лиам Лоусон на Гран-при Сингапура 2023 года / Red Bull Content Pool
Лиам Лоусон на Гран-при Сингапура 2023 года / Red Bull Content Pool

С тех пор прошёл год — и за это время вера в возвращение Риккардо, каким мы его знали, в Фаэнце иссякла. Хельмут Марко хотел уволить австралийца ещё на Гран-при Испании, когда тот в восьмой раз в сезоне проиграл напарнику квалификацию. Даниэля отстоял Кристиан Хорнер. В те дни, отметим на полях, Йос Ферстаппен обвинял Хорнера в попытке убийства — якобы тот кого-то попросил испортить голландцу машину. Впрочем, каких-либо фактов Йос не предоставил, и его слова так и остались просто словами.

Как бы там ни было, Лоусон садится за руль сейчас — в октябре 2024 года, хотя история показывает, что в принципе Лиама можно было взять ещё в 2023-м. В этом месте можно было бы посочувствовать гонщику — потеряно столько времени, на деле же всё складывается для него очень неплохо. Во-первых, это его второй дебют — теперь он знаком с машиной и командой, больше шансов показать себя с лучшей стороны. Во-вторых, ему почти гарантировано место на следующий сезон — никакого давления. Наконец, в-третьих, в предстоящих шести гонках у него есть настоящий шанс запрыгнуть в топ-команду и уже в следующем году выступать бок о бок с Ферстаппеном за Red Bull.

«Дело не только в VCARB»

«До конца сезона ещё шесть гонок — и это прекрасная возможность оценить Лиама на фоне Юки, — поделился мыслями на подкасте F1 Nation Кристиан Хорнер. — Дело не только в VCARB, речь в том числе о Red Bull Racing. У нас есть контракт с Серхио Пересом на следующий год, но всегда нужно думать наперёд. Будет ли следующим Лиам или же мы должны рассмотреть Исака Хаджара, Арвида Линдблада, возможно, посмотреть на кого-то за пределами программы».

У Лоусона нет контракта на будущий год, хотя Марко ещё весной обещал, что новозеландец будет основным пилотом в сезоне-2025. У Red Bull было немало времени, чтобы объявить Лиама гонщиком VCARB и на следующий год, однако даже в день увольнения Риккардо команда подчёркивала, что речь пока идёт о шести гонках. В чём же проблема? Вероятно, это Серхио Перес.

В Red Bull не скрывают, что разочарованы формой скоростью Чеко в последних гонках. В Баку Перес напомнил, что всё ещё способен выступать как следует, но уже в Сингапуре выглядел серо и был очень далёк от напарника. Как сказал Хорнер, у Серхио действительно есть контракт на будущий год, но в каждом таком контракте есть пункты о досрочном расторжении.

Даже контракт ничего Чеко не гарантирует / Red Bull Content Pool
Даже контракт ничего Чеко не гарантирует / Red Bull Content Pool

А что, если мексиканец так и не сможет вернуться на прежний уровень, а Лоусон вдруг поедет намного быстрее и увереннее Цуноды? Нерешительность Red Bull и без того обошлась Лиаму в полтора года, почему бы в этот раз не дать парню шанс сразу? Тем более что соперники не побоялись брать тех же Оскара Пиастри или Андреа Кими Антонелли — уж у Лоусона-то опыта побольше, чем у них было перед дебютом в топ-команде.

В Red Bull дважды спасали карьеру Лиама — когда тот вернулся в Новую Зеландию в конце 2018 года и когда не стал чемпионом Формулы-2. Тем не менее Лоусон заслуженно остался в программе, справился с давлением, когда внезапно оказался за рулём машины Риккардо в 2023-м, а теперь волею судеб может получить шанс всей жизни, бороться за победы и подиумы.

Для этого, впрочем, должен сойтись целый ряд условий — даже самые потрясающие результаты в предстоящих шести гонках не гарантируют Лоусону повышение в Red Bull. Куда более вероятно, что в концовке сезона прибавит Перес — как это произошло год назад. Однако даже в таком случае кадровый вопрос будет лишь отложен на полгода. Если, конечно, Лоусон не повторит судьбу де Вриса, что тоже нельзя исключать.