Единственное фактическое имя Бога — Яхве. Именно оно было открыто Моисею у горы Синай, когда Бог призвал его вывести детей Израиля из египетского рабства. Господь сказал Моисею: "Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род" (Исх. 3:15).
Имя "Яхве" — это попытка транслитерировать четыре еврейские буквы “YHWH”. Существуют разные транслитерации этих букв. Мы встречаем и слово "Иегова", и перевод его словом "Господь". Большинство исследователей Библии полагает, что правильно читать это слово — "Яхве". Это личное имя Бога (Исх. 3:15) в Ветхом Завете встречается более часто, чем любое другое наименование Божества: около 6823 раз. Различные другие слова, употребляемые вместе с именем "Яхве", придают ему дополнительный смысл.
ЯХВЕ ЭЛОХИМ: "ГОСПОДЬ БОГ"
Первое упоминание "Яхве" в Библии
Впервые слово "Яхве" при описании Божества появляется вместе со словом Элохим. В Быт. 2:4 читаем: "Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог [Яхве Элохим] создал небо и землю".
Слово "Бог" в Быт. 1:1—2:3 Моисей употребляет тридцать четыре раза. Затем он вводит имя "Яхве" и в Быт. 2:4—3:23 повторяет его девятнадцать раз в сочетании со словом "Бог". Некоторые высказывают предположение, что резкий и полный поворот от слова "Бог" к словосочетанию "Господь Бог" указывает на двух авторов. Такое умозаключение попирает единство и целостность книги Бытие и пренебрегает высказыванием Иисуса о том, что автором Пятикнижия является Моисей (Ин. 5:46, 47). Более почтительное отношение демонстрирует предположение, что Бог преследовал какую-то цель, называя Себя именами в том порядке, в каком они встречаются в тексте.
Божественная цель не указана, но первое употребление личного имени Бога, "Яхве", мы видим в контексте очень личных отношений между Богом и человеком, Яхве и Адамом. В Быт. 2 рассказывается, как Яхве вдунул в лицо Адама дыхание жизни, как сотворил сад и ходил по нему, как создал Еву и напрямую разговаривал с Адамом и Евой. Представляется вполне логичным, что тщательно написанная Библия использует самые уместные определения Божества именно там, где это нужно.
Откровение смысла имени "Яхве"
По какой-то причине Бог полностью открыл смысл имени "Яхве" только через сотни лет после Адама. Хотя древние употребляли это имя довольно часто, Господь полностью открыл его смысл только во время разговора с Моисеем из горящего куста на горе Хорив. Впервые человеческие уста произнесли имя "Яхве", когда Его так назвала Ева (Быт. 4:1). В дни Сифа его употребляли все люди (Быт. 4:26). Среди других, конкретно указанных людей, которые пользовались этим именем, был Аврам (Быт. 15:2), его раб (Быт. 24:12), Лаван и Вафуил (Быт. 24:50), Авимелех (Быт. 26:28), Иаков (Быт. 28:16) и Рахиль (Быт. 30:24). Получив повеление оставить Аравию и вывести израильтян из Египта, Моисей сказал Господу, что израильтяне захотят знать Божье имя. Тогда Бог не только назвал Себя именем Яхве (Исх. 3:15), но также пояснил, что оно означает "Существующий сам собой": "Я ЕСМЬ СУЩИЙ" (Исх. 3:14), или "Я существую, потому что Я существую".
Даже близкие к Богу патриархи не были удостоены такого определения Божьего имени. Они хорошо знали словосочетание Эл Шаддай, "Бог Всемогущий", но Бог сказал: "Я... с именем Моим, «Господь» [Яхве], не открылся им" (Исх. 6:3). Однако на этот раз, чтобы исполнить просьбу Моисея и зародить веру в израильтянах, Бог впервые полностью раскрыл смысл Своего имени.
Хотя Моисею и Израилю было дано ясное определение имени "Яхве", оно принадлежало — и до сих пор принадлежит — Божьим глубинам. Ни один человек не может понять природу Существа, никем не рожденного. Ни один человек не может объяснить, как Оно может существовать, не имея начала, как Оно может быть самопричиной. Всему остальному нужна причина, и в конечном итоге причиной всего является Бог; но для Бога не нужна была причина. Он — Первопричина.
Когда ребенок спрашивает своего отца, откуда взялся Бог, он задает вопрос, на который отец не может ответить. И когда отец отвечает: "Ну, просто Он — Бог", — это все, что он может сказать, потому что только это открыл Бог Моисею. Можно сказать иначе: "Я существую, потому что Я существую; Я существую, потому что Я Сущий". Сама природа Божества — самосуществование. Это нельзя объяснить; это нужно принять верой. Приходящий к Богу должен уверовать, что Он есть (Евр. 11:6), но человеку не дано знать, почему и как Он существует.
Израильтяне не могли узнать, откуда взялся Бог, но они выслушали Моисея, увидели его чудеса и уверовали, что Бог существует, потому что Он существует. Тогда они преклонились и поклонились (Исх. 4:31). Так же и мы не можем знать, откуда взялся Бог, но если мы будем высоко ценить благодать жизни, то признаем Его, будем благодарить Его, поклоняться и служить Тому, в ком мы живем, движемся и существуем, и от кого исходят все благословения.
Иисус есть Яхве
Потрясающей является мысль о том, что Иисус из Назарета был более, нежели человек. Хотя физически от был смертным человеком иудейского происхождения, Он — в отличие от любого другого человека — существовал до Своего пришествия в Вифлееме. Как Логос, Слово, которое было Бог (Ин. 1:1-3), Иисус существовал еще до Аврама, приблизительно за две тысячи лет до Вифлеемского рождения. Разговаривая с иудеями в Иерусалиме, Он мог сказать о Себе теми же словами, что и Бог, когда говорил о Себе Моисею: "Я Сущий" (Ин. 8:58).
Еще Авраама не было на свете, а Иисус уже был Тем, "Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2). Отсюда становится понятно библейское учение о том, что Яхве (Ис. 40:3) придет в мир. Так ведь это же Иисус! (Мф. 3:3). Значит, Иисус Христос имеет ту же природу, что и Его Отец. Он — Бог, Он — Яхве, Существующий сам собой. Счастливы те, кто возлагает свои надежды на Него, и чье упование — Яхве! (см. Пс. 145:5).
АДОНАЙ ЯХВЕ: "ГОСПОДЬ БОГ"
Впервые Божество названо "Господом", или "Владыкой", в Быт. 15:2. Аврам обращается к Богу, называя Его Адонай Яхве, что значит "Господь Бог".
В Быт. 15 Аврам использует множественное число слова "Господь", выражая достоинство, величие и почитание Того, кто есть Господин и Владыка всего сущего. Использование Аврамом притяжательного местоимения "мой" на еврейском указывает, что он признается в своем полном подчинении Яхве как своему Господу и Владыке.
В контексте Бог обещает наградить Аврама, и Аврам начинает понимать, что все в руках Господа Яхве. Аврам спрашивает, что Бог может дать бездетному 85-летнему мужчине и 75-летней бесплодной женщине? Это один из кульминационных моментов в жизни Аврама и во всей Библии, когда Аврам, выведенный Богом на ночную прогулку, поверил слову Божьему, что Он даст ему столько потомков, сколько звезд на небе.
Господь Яхве, в которого так глубоко уверовал Аврам, это тот же Господь Яхве, в которого сегодня верят все духовные дети Аврама. Он — Тот, "Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим. 4:24, 25).
ЯХВЕ ИРЕ: "ГОСПОДЬ ДАСТ"
Позже, в Быт. 22:14, Авраам употребляет еще одно наименование Божества: Яхве Ире, "Господь даст". Авраам верил, что Бог даст необходимое.
Будучи человеком веры, Авраам сказал Исааку, что Бог пошлет ягненка для приношения (Быт. 22:8). В тот момент Авраам думал, что ягненком будет сам Исаак. Он не знал, что Бог даст овна и сохранит жизнь Исааку. Несказанная радость должна была войти в сердце Авраама, когда он увидел, что Бог послал ему ягненка — когда он почувствовал Божье провидение. Поэтому понятно, почему Авраам назвал незабываемое место на вершине горы Яхве Ире, "Господь даст". И сотни лет спустя потомки Авраама радовались Божьему провидению, явленному их великому предку. Очевидно, это они придумали поговорку: "На горе Яхве дано будет". Этот памятный случай в жизни Авраама укрепил его веру в Божье провидение и с тех пор является источником уверенности многих людей.
Общее провидение
Хорошо известно, что Бог заботится обо всех Своих творениях, проливая дождь с небес и даруя пищу, а сердцам посылая радость (Деян. 14:17). Именно Бог питает птиц и одевает лилии в их убранство (Мф. 6:25-32). Тот, кто милостив к неблагодарным и злым (Лк. 6:35), повелевает солнцу восходить над христианами и нехристианами. Он посылает дожди на поля грешников и святых (Мф. 5:45). В этом общем провидении Он — Спаситель всех людей (1 Тим. 4:10).
Особое провидение
Яхве Ире — Спаситель не только всех людей, но "наипаче верных" (1 Тим. 4:10). Бог предвидит нужды тех, кто предал себя праведности, и о них Он заботится особо.
Поскольку Бог представлен в Писании нашим Отцом, Его особое провидение должно быть понятно. Ни один достойный отец не станет заботиться о своих детях только в общем, например, оставив им счет в банке и исчезнув. Хоть хорошие земные отцы и не настолько хороши, как небесный Отец, даже они с радостью уделяют личное внимание каждому своему ребенку.
Иногда посылается благоденствие. Господь не отказывает в хорошем тем, кто идет дорогой правды (Пс. 83:11). Если христиане могут праведно распорядиться богатством, используя его для Божьей славы, Яхве Ире может обогатить их всякой благодатью (2 Кор. 9:8). "Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному... и умножит плоды правды вашей" (2 Кор. 9:10).
Иногда посылаются лишения. Божья особая забота может иногда означать лишения. Знающий нужды всех людей иногда, по Своей мудрости и любви, лишает Своих святых того, что не служит к их благу. Давид ни разу не видел праведного нищего (Пс. 36:25, 26), но Иисус видел (Лк. 16:19-31). Порой самые лучшие люди нуждаются в наказании (Евр. 12:2-6, 11). Счастлив расценивающий наказание как помощь Того, кто любит нас так, как может любить только наш Отец. Подобно ребенку, безгранично верящему в Отцовскую заботу, Павел с благодарностью принимал все, что посылал Бог, считая, что все содействует ему ко благу: "Говорю это не потому, что нуждаюсь; ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке" (Фил. 4:11, 12).
Человек с такой энергией и с таким желанием проповедовать, какими обладал Павел, наверняка остро ощущал свои узы, когда целых два года провел в цепях. И все же написавший, что любящим Господа все содействует ко благу (Рим. 8:28), дожил до того дня, когда увидел, что его заточение послужило к добру.
"Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие" (Фил. 1:12-14).
Когда кто-то из супругов тяжело заболевает или когда семью постигает иная беда, нужна великая вера, чтобы не забыть, что это каким-то образом послужит к добру. Несмотря на все трудности, которые испытывал Павел, он верил, что Бог любую ситуацию может обратить во благо. Он прожил достаточно долго, чтобы увидеть воплощение этого в своей жизни. Не все проживут так долго, но пусть они умрут в вере, что тем, кто по-настоящему любит Иисуса, все будет содействовать ко благу!
Иногда устраняются искушения. Особое провидение в отношении христиан также предполагает удерживание дьявола на безопасном расстоянии. На нашего всегда бодрствующего Бога, способного уделить каждому особое внимание, можно положиться: Он не позволит, чтобы христианина постигло испытание сверх его силы, и смотрит, чтобы всегда был выход из создавшегося положения (1 Кор. 10:13). Он не заставляет христианина противостоять искушению или убегать от него: каждый ученик сам волен выбирать, как поступать (Иак. 4:7); но Он следит за тем, чтобы у человека были силы и для того, чтобы противиться, и для того, чтобы избегать. Мы могли бы назвать это "провидением на заказ": каждое искушение "шьется" с учетом индивидуальных особенностей человека.
Особое провидение не нужно являть через чудеса
Хотя Бог как Яхве Ире часто вмешивался в ход событий сверхъестественным образом, Его заботливая рука творит не только чудеса. Чтобы дать Своим святым все, что им необходимо, и не дать того, что им не нужно, Он может действовать и действует через Свои законы природы.
Чтобы баран запутался рогами в зарослях, не требовалось чуда. Для евнуха было вполне естественно, что Филипп оказался рядом с его колесницей. Не было ничего сверхъестественного в том, что Господь использовал племянника Павла для предотвращения его убийства. Не нужно усматривать никакого чуда в отношении жала в плоти Павла. Богу не обязательно было прибегать к чуду, чтобы ответить на просьбу Илии о дожде.
На молитву Соломона о мудрости Бог ответил сверхъестественным образом, но сегодня мудрость дается по молитве через естественные законы (Иак. 1:5-7). Хотя освобождение Петра из темницы было чудесным, освобождение Иоанна из ссылки, в которую его отправил Домициан, произошло с соизволения императора Нервы в 96 г. н.э. и не было сверхъестественным. Тот факт, что библейские чудеса миновали, не должен лишать христиан веры в Божье особое провидение.
Главный пример особого провидения
Самый главный пример особого провидения — тот, что Бог дал Иисуса, чтобы Он понес на Себе грехи человечества. Как Яхве Ире дал барашка, когда Аврааму он был очень нужен, так тот же Яхве Ире особым образом послал Божьего Агнца, когда человечество оказалось в отчаянной нужде. Как Авраам должен был принять и использовать барашка, так и грешные души должны принять Божий бесценный дар, прежде чем к ним придут прощение и радость.
Божья общая забота обо всем человечестве не исключает Его особой заботы о Своих детях. Он дает каждому то, в чем он нуждается, будь то приятное или горькое. То, что время чудес миновало, не означает, что всесильный и милостивый Яхве Ире не заботится о потребностях и счастье Своих детей.
ЯХВЕ НИССИ: "ГОСПОДЬ — ЗНАМЯ МОЕ"
Посох, или жезл, пастуха Моисея, который был у него, когда он смотрел за стадом Иофора, стал весьма знаменитым. Моисей бросил его на землю, и Божья сила превратила его в змею (Исх. 4:3). Моисей поднял его, и в его руках он снова стал посохом. Эта чудотворная сила должна была убедить евреев в том, что Бог на самом деле являлся Моисею. Когда чудо было исполнено, люди уверовали, склонили головы и восславили Бога.
Наверное, тот же самый посох использовался для сотворения чуда в неудачной попытке убедить фараона покориться Богу (Исх. 7:10). Он также был орудием, с помощью которого Бог — через Моисея и Аарона — превратил воду в кровь, заставил расплодиться жаб, обратил пыль во вшей (или песчаных мошек, или блох), послал гром с градом, заставил землю гореть и наслал тучи саранчи (Исх. 7:15—10:13). Вероятно, он же сыграл определенную роль в объявлении трехдневной тьмы. Когда Моисей поднял свой посох и простер руку над Красным морем, оно разделилось. Очевидно, те же действия заставили Красное море сомкнуться. Затем, уже в пустыне, люди утолили жажду, когда вода хлынула из скалы, о которую ударил посох Моисея (Чис. 20:11).
Когда израильтяне подверглись нападению, Божий народ брал верх в сражении, пока Моисей держал свой посох поднятым. Но когда руки Моисея уставали и он опускал их, давая им отдохнуть, тогда успеха добивался враг. Победа Божьего народа стала возможной благодаря помощи Аарона и Ура. Моисей сел, а Аарон и Ур встали по обе стороны от него и держали его руки поднятыми до самого захода солнца. В память об этой победе, которую Господь дал израильтянам, Моисей поставил жертвенник, назвав его Яхве Huccu, "Господь — Знамя мое" (Исх. 17:15). Посох, который был так полезен для других целей, Моисей назвал нес — знамя, флаг. Так Моисей провозгласил, что израильтяне выиграли сражение не собственными силами, а благодаря Богу, который обеспечил им победу.
Победу над грехом тоже можно провозгласить с помощью нес, знамени. Согласно пророчеству, придет тот день, когда "к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники" (Ис. 11:10). Бог сделает Христа знаменем, вокруг которого соберутся язычники и Израиль (Ис. 11:12). Нес, шест в пустыне с прикрепленным к нему медным змеем, стал прообразом креста, к которому был пригвожден Христос (Чис. 21:8, 9; Ин. 3:14). Спаситель говорил о нес (от насас, что значит "поднимать, возвышать, возносить") в форме креста, когда сказал: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин. 12:32). Куда более значительной, чем победа над амаликитянами, является победа Иисуса над грехом и смертью. Он тоже Яхве Huccu, "Господь — Знамя мое".
ЯХВЕ ШАЛОМ: "ГОСПОДЬ ЕСТЬ МИР"
Когда Гедеон понял, что лицом к лицу видел ангела Божьего (Суд. 6:22), он испугался, что должен будет умереть. Господь пощадил его, сказав: "Мир тебе, не бойся, не умрешь", - и благодарный Гедеон построил жертвенник, назвав его Яхве Шалом, "Господь есть мир" (Суд. 6:24).
Чтобы мы, грешники, не умерли в наших грехах, Господь, который есть мир, послал Князя мира, дабы кровью Его креста установить мир. Кроме того, Яхве Шалом, будучи Богом мира, воскресил из мертвых Господа Иисуса, чтобы мы могли сделаться совершенными в каждом добром деле, исполняя Его волю.
ЯХВЕ ЦЕБАОТ: "ГОСПОДЬ СИЛ"
Выражение Яхве Цебаот, "Господь сил", означает, что Бог управляет огромной массой вещей в природе, множеством людей и мириадами ангелов. Безграничная сила, которой обладает Бог, изображена огромным числом тех, кто готов исполнить Его приказание. В Синодальном Переводе во всех случаях, когда встречается слово Цебаот, оно не переведено, а транслитерировано. Так "Господь сил" у нас везде — Бог Саваоф. Описание этого образа мы видим в словах, которые Давид бросил Голиафу: "Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил" (1 Цар. 17:45). Этот же Бог управляет солнцем, луной и звездами — "всем воинством небесным" (Втор. 4:19; Пс. 32:7). Его восхваляют и Ему служат бесчисленные ангелы (Быт. 32:1, 2; Пс. 102:20, 21; 148:2; Отк. 5:11).
В Новом Завете первый из двух случаев употребления слова Цебаот (Саваоф) мы находим в Рим. 9:29. Павел говорит о "Господе Саваофе", приводя цитату из Ис. 1:9. Это Бог воинств, Господь безграничных сил. Он смог, как мы узнаем из контекста, спасти остаток израильтян от истребления и сделать язычников Своим народом. Для Господа не было и нет никаких преград.
Второй раз ветхозаветное выражение Яхве Цебаот (Саваоф) в Новом Завете встречается в Иак. 5:4. Здесь мы читаем, что Бог воинств, безграничных сил, позаботится о том, чтобы восстановить справедливость по отношению к работникам.
ЯХВЕ ЦИДКЕНУ: "ГОСПОДЬ — ПРАВЕДНОСТЬ НАША"
Когда человек готов целиком положиться на Иисуса как на праведность, тогда он готов восславить Бога как Яхве Цидкену, по пророческому выражению в Иер. 23:6 "Господа нашей праведности": "Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание [праведность; Современный Перевод] наше!»" Для этого человек должен перестать полагаться на свою собственную праведность (Тит. 3:5), зная, что она — как запачканная одежда (Ис. 64:6). Для спасенного Иисус становится "премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением", чтобы "хвалящийся хвалился в Господе" (1 Кор. 1:30, 31). Иисус понес наши грехи: когда Он был на кресте, Бог смотрел на Него, не знавшего греха, как на сам грех, чтобы нас можно было объявить праведными (2 Кор. 5:21). Когда Иисус на Голгофе стал "жертвою умилостивления" (Ис. 53:10), Бог возложил на Него "грехи всех нас" (Ис. 53:6). Пророчество Иеремии, что Иисус есть "Господь Праведность наша", нашло яркое воплощение в понимании Павлом Христовой несравненной праведности: "...всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил. 3:8, 9).
МАЛАК ЯХВЕ: "АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ"
Необычное определение Бога встречается в Быт. 16:7: Малак Яхве, "ангел Господень". Очевидно, тот же самый ангел в Суд. 6:20, 21 назван также Малак Элохим.
Не Божество. Некоторые отождествляют ангела Господня с Самим Богом и с Иисусом. Действительно, этот ангел в Быт 16:7, 13 назван "Господом"; но так как ангелы являются Божьими слугами (Отк. 22:8, 9), а не Богом, то, что он назван Богом, должно пониматься в особом смысле. Поскольку Бог сказал об этом ангеле: "Имя Мое в нем" (Исх. 23:20, 21), — в некотором смысле, для удобства, о нем можно говорить как о Боге, потому что он был личным представителем Бога. А раз так, то увидеть его было все равно, что увидеть Бога (Быт. 32:24, 30; Ос. 12:4; Суд. 6:22, 23). Этот ангел вполне мог говорить так, будто он сам был Богом (Быт. 16:10; 22:12). Однако он всего лишь представлял Бога; он не был Самим Богом. Он был не Богом, а собственностью, вестником Бога, который сделал различие между Собой и ангелом Господним, заявив, что не Он Сам поведет Израиль, а Его ангел (Исх. 33:2, 3; см. Суд. 2:1). Кроме того, ангел Господень возражал против того, чтобы ему поклонялись (Суд. 13:16), чего не было бы, если бы он был Самим Богом или же Иисусом до Его воплощения в человека.
Особый ангел. Если ангел Господень не был Богом, значит это должен был быть особый ангел. Особый потому, что носил Божье имя и был Божьим представителем (Исх. 23:21). Это вполне мог быть Гавриил, ангел, который предстоит перед Богом (Лк. 1:19) и который имел честь принести Марии весть о том, что она станет матерью Иисуса. С другой стороны, ангел Божий мог быть и Михаилом, который назван великим и первым князем (Дан. 10:13; 12:1), даже архангелом (Иуда 9). Возможно, именно его голос раздастся, когда Христос появится в небе (1 Фес. 4:16).
Характеристика Божества. "Ангел Господень" характеризует Божество, показывая, что Бог послал личного представителя с полным правом говорить от Божьего имени. Так что эта характеристика Божества отражает Божий личный интерес к человеку.
👉🏻 Онлайн-сервис для покупки туров (Реклама. ООО «Тревел Технологии». ИНН 7731340252)