"Понедельник начинается в субботу" - это официально моя первая книга. Я еще сам не умел читать, папа читал мне вслух. Не все целиком, но первые сцены, с диваном, котом и неразменным пятаком.
Так что я все эти чудеса воспринимал как должное, как то, что было всегда, не видел в этом ничего удивительного.
А вот из сегодняшнего дня интересно глянуть.
Повесть очень рыхлая сюжетно, намеренно рыхлая. В ней более или менее ничего не происходит. Герой ничего не хочет, ни к чему не стремится, просто плывет по течению, смотрит направо и налево и описывает то, что видит.
Вся книга - как будто бы одна длинная экспозиция. Нам очень долго описывают какой-то интересный, уютный и относительно безопасный мир. Уже читатель все давно понял, а герой все еще хлопает глазами. Мы уже поняли принцип, но нам продолжают показывать все новые и новые адаптированные к современности чудеса. И ничего не происходит. Ни с героем, ни с миром. Нет ни угроз, ни трансформаций.
Почему книга написана именно так? Что, Стругацкие не умеют в лихой сюжет?
Еще как умеют.
Но почему-то именно здесь не делают.
Интересно понять, почему так.
Мне кажется, что это, как и "ТББ" - книга прямого действия. С совершенно конкретной задачей - нормализацией, узакониванием, введением в обиход магии в самом магическом государстве в мире, которое делало вид, что оно атеистическое. Потому что при всей внешней рационалистичности, не было в мире столь мистически настроенной страны. И это создавало некую постоянную раздвоенность сознания, нарушало равновесие.
Вот "ПНС" - это и была гениальная попытка эту раздвоенность преодолеть.
Более или менее успешная.
Ваш
Иолчанов