В настоящий момент, в условиях нестабильности экономической конъюнктуры рынка, количество граждан, прибегающих к получению кредитов для выхода из затруднительного финансового положения, стремительно растет. Так, по данным Банка России на 1 января 2024 года количество россиян, имеющих кредиты и займы, выросло до 50 млн, что составляет больше 40% населения старше 16 лет, а общий размер задолженности увеличился на 6,4 триллиона рублей. В ситуации, когда число граждан с кредитами растет, а сумма задолженности перед кредитными организациями достигает больших показателей, банкротство становится наиболее актуальным решением для многих людей.
На настоящий момент существуют различные меры, принимаемые государством для смягчения последствий растущей долговой нагрузки, от принятия закона о банкротстве физических лиц до введения макропруденциальных лимитов. Однако данные механизмы не останавливают рост банкротств, число которых в первом квартале 2024 года по данным «Коммерсантъ» выросло почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Как маркетинговый произвол в рекламе заставляет граждан переплачивать за услуги по проведению банкротства
Спрос на услуги по сопровождению личного банкротства постоянно увеличивается, что приводит к появлению множества юридических компаний, предлагающих услуги, связанные с прекращением долговых обязательств, снижением размера задолженности или уплате обязательных платежей. При этом многие фирмы стремятся привлечь клиентов любыми способами, делая громкие обещания и используя агрессивную рекламу, часто с неполной и недостоверной информацией о деталях оказываемой помощи. Для граждан, попавших в тяжёлое финансовое положение, реклама такого рода - настоящий «триггер», мотивирующий совершать необдуманные действия, тратить время и средства на посреднические услуги в условиях, когда в действующем законодательстве существует целый ряд бесплатных инструментов для внесудебного банкротства или смягчения долговой нагрузки.
Рекламные объявления о том, как легко получить кредит, а затем без особых усилий списать его, создают иллюзию безопасности, вводя граждан в ловушку нереалистичных ожиданий, что впоследствии может привести к неоправданным тратам и накоплению долгов, из которых потом сложно выбраться. При этом на сегодняшний день до сих пор не выработаны правовые нормы, которые бы регулировали недобросовестную рекламу в данной сфере.
Предлагаемое решение
В связи с этим, совместно с коллегами Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, И.Н. Абрамовым, Е.А. Перминовой, М.М. Ульбашевым разработали законопроект, который позволит защитить граждан от возможных злоупотреблений при рекламе услуг, связанных с банкротством граждан, а также дополнительных финансовых и имущественных рисков.
Данный законопроект в первую очередь направлен на запрет размещения в рекламном объявлении гарантии освобождения гражданина от долгов. Во-вторых, обязует указывать в рекламе все возможные для человека последствия процедуры банкротства и обеспечить информирование о возможности проведения данной процедуры бесплатно, в соответствии со статьей 223 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Считаю, что новые требования, установленные к рекламодателям использовать более корректные с юридической точки зрения и прозрачные формулировки, позволят не вводить потребителей в заблуждение и создавать необоснованные ожидания, а будут способствовать полной реализации их прав, предусмотренных законодательством.