Тибет, этот труднодоступный район с древней историей и культурой, расположенный на горном плато в Тибетском нагорье, который известен также, как «крыша мира» или «третий полюс Земли», всегда был окутан тайнами и легендами.
Люди, на протяжении многих столетий живущие в горах, создали, можно сказать, свою собственную, уникальную цивилизацию, которая и по традициям, и по образу жизни очень отличается от реалий современного мира. Таковой она является сейчас, таковой она считалась и в древние времена, когда жизнь человека, вне зависимости от места его дислокации, едва ли можно было назвать легкой.
Особый интерес, конечно же, вызывает отношение к женщинам на Тибете. Поскольку основной религией у тибетцев является буддизм, то и взгляды на взаимоотношения полов у них формировались под непосредственным воздействием религии. И, кстати, несмотря на многие странности в жизни женщин древнего Тибета, отношение к ним всегда было более чем уважительное.
Согласно древним тибетским рукописям, женщина – это основа всего, и, несмотря на это утверждение, во все времена главным принципом тибетской женщины была жизнь не ради себя, а во имя блага других. Женщина на Тибете просто не могла себе позволить такую роскошь, как жизнь ради собственного счастья и благополучия. И эти же взгляды, к слову, сформировали довольно странные по современным меркам традиции.
На многочисленных снимках тибетских женщин, которые без труда можно найти в сети Интернет, хорошо просматриваются традиционные украшения, называемые мониста – ожерелья, сделанные из монет.
Однако помимо очевидного, в Древнем Тибете мониста, которую носили девушки, имела и еще одно значение - она являлась своего рода «списком» добрачных половых контактов девушки. Каждая монетка или колечко, венчавшие мониста, были подарком от возлюбленного, который был обязан одарить свою пассию каким-либо пустячком.
Причем большое количество таких подарочных украшений не считалось чем-то зазорным. Напротив: тибетцы относились к девушкам с большим количеством поклонников весьма лояльно.
Интересно то, что, если девушка проводила ночь с иностранцем, тот обязан был подарить ей коралловую жемчужину. Жемчуг в ожерелье сразу же повышал статус девушки по сравнению с другими представительницами прекрасного пола. Более того, за такими жемчужинами среди девушек шла самая настоящая охота!
Конечно, добрачные отношения допускали вероятность беременности девушки, и в этом случае отец ребенка, за исключением иностранцев, не имел перед своей возлюбленной практически никаких обязательств. Единственное, что ему необходимо было сделать, так это в течение месяца поработать на семью девушки, после чего его отпускали на все четыре стороны.
С этого момента вопрос отцовства больше не поднимался, а ребенок в семье становился общим. Даже в современном Тибете поведение женщин, которое в европейских странах назвали бы «распущенным», считается вполне нормальным и привычным.
Например, если возлюбленный девушки живет в другом поселении, то он с завидной регулярностью приезжает к ней в гости и, разумеется, остается на несколько дней или даже недель. При таком раскладе девушка может иметь несколько детей от своего любовника и не состоять с ним в официальном браке.
Но беременность и рождение ребенка вне брака в Тибете, как я уже говорил выше, позором не считаются. Наоборот, появление детей в таком формате отношений даже приветствуется. И это, кстати, является дополнительным подтверждением того, что тибетская женщина еще с древних времен имеет гораздо больше прав и свобод, нежели современные жительницы европейских стран.
Немаловажным является и тот факт, что на Тибете в разное время был то серьезный дефицит мужчин, то, соответственно, женщин, поэтому отношения полов регламентировались тибетскими традициями по-разному – в зависимости от ситуации. Когда мужчин было мало, то женщины на своих хрупких плечах держали практически все хозяйство, и со временем стали полностью самостоятельными и независимыми.
А вот дефицит мужчин привел к тому, что на Тибете сформировалась традиция полигамии, но содержать одновременно несколько жен могли себе позволить только очень богатые мужчины, да и само многоженство на Тибете, в отличие от восточных гаремов, носило совершенно иной смысл – оно помогало выживать.
Кроме того, многоженство на Тибете имело одну отличительную особенность – мужчину брали в мужья родные сестры. Уточню: мужчина не женился на девушках, которые приходились друг другу родными сестрами, а именно они брали его в законные мужья… как бы странно это не звучало.
В противовес европейским традициям, на Тибете ни женщины входили в дом своего новоиспеченного супруга, а мужчина приходил в жилище к своим женам, брал их фамилию, а в имущественных отношениях занимал положение подчиненного. Такие союзы на Тибете считались совершенно обычным делом.
Например, если муж одной из сестер умирал, то она могла войти в семью другой сестры, став второй, полностью равноправной женой. И подобных вариантов соединения семей было достаточно много, что, к слову, на Тибете также считалось вполне нормальным явлением.
И, возможно, именно это стало одной из причин того, в семье все дети считались общими, поскольку при таких отношениях очень сложно понять, кто является настоящим отцом того или иного ребенка.
Еще одним довольно распространенным вариантом слияния семей на Тибете была полностью противоположная традиция – полиандрия, то есть одна женщина получала сразу нескольких мужей. И, опять же, тибетские традиции даже полиандрию изменили до неузнаваемости. Несколько официальных мужей у одной женщины быть могло, но при соблюдении некоторых правил.
Во-первых, все мужчины должны были приходиться друг другу родными братьями. Причем официально вступал в брак только старший брат, а младшие просто входили в семью, так сказать, за компанию. Порядок посещения супруги определялся еще «на берегу»: приоритет, конечно же, имел старший брат, а младшие получали возможность посетить свою жену, только увидев знак – выставленную за дверь обувь.
Кстати, теоретически, женщина имела возможность жить и не с родными друг другу мужчинами, но для этого ей было необходимо получить согласие официального мужа. Известны случаи, когда с одной женщиной жили сразу трое разных мужчин.
Вторым вариантом многомужества считался случай, когда мачеха выходила замуж за своих пасынков – детей мужа от первого официального брака. В общем, разобраться, кто в Тибете с кем может жить и по каким правилам, достаточно сложно. При этом семьи, где несколько жен или мужей, жили (и живут) на удивление достаточно дружно.
Возможно, на подобное отношение к браку наложил отпечаток суровый быт и не самые простые условия проживания. И, кстати, если братья, женатые на одной женщине, не могли зачать потомство, то они имели все основания пригласить в семью еще одного, постороннего мужчину. А, если понадобится, то и двух.
В таком контексте и судьба вдовы или вдовца на Тибете решалась достаточно просто: при желании женщина, лишившаяся мужа, могла выйти замуж за его брата, а вдовец, соответственно, жениться на сестре покойной жены. Причем даже если обе стороны уже состояли в отношениях, это не являлось каким-то препятствием к заключению брака. Главное, чтобы было желание, а все остальное – решаемо.
При таких фривольных взглядах на брак крайне удивительно, что свадебные традиции на Тибете чтятся и соблюдаются в соответствии со всеми правилами. Так, к примеру, самым главным человеком на свадьбе считается…дядя жениха по материнской линии.
Если бы не он, то свадьбы вообще могло бы и не быть. Дядя жениха приезжал в поселение, где жила будущая невеста, оценивал, достойна ли она войти в их семью. На свадьбе именно дядя жениха является самым почетным гостем.
Невесту к свадьбе готовят долго и тщательно: умывают ее молоком, уксусом и солью. Тибетцы считают, что этот ритуал приносит удачу. Сама же свадьба длится от 3 до 4 дней. Интересно, что и со стороны невесты, и со стороны жениха поются песни, в которых мужчина дает обещание, что в семье все будет хорошо в ответ на просьбы родственников позаботиться о невесте.
Кстати, считалось очень шикарным жестом приехать к невесте на белом коне, так как лошади на Тибете – это и символ достатка, и счастливой жизни. Возможно, именно из Тибета и пришла к нам, конечно, в несколько измененном виде, присказка о принце на белом коне.
После всех обрядов дядя увозил невесту в дом жениха, а по всему пути их следования раскладывалась красная лента, по которой невеста после первого дня возвращалась домой.
По своей сути в части близких отношений тибетцы являются самым демократичным и прогрессивным народом на Земле. У них по сей день отсутствуют любые запреты и табу на отношения.
У тибетцев даже в древние времена не было такого понятия, как распущенность – любые отношения считались в порядке вещей. Никто никого не стыдил и не осуждал.
Причиной тому были сложные условия жизни и стремление сохранить и семью, и землю. Кстати, вопрос сохранности земли был как раз основной причиной и многомужества, и всех других вариантов совместного проживания. Если в Европе земля делилась между наследниками мужского пола, то на Тибете, по сути, она вообще не делилась, а оставалась в семье.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!