В современных реалиях нашей жизни появляется все больше патологий пограничного и психотического уровня, тяжесть психопатологий усиливается, поэтому неизбежно таких пациентов у нас в кабинете появляется все больше. Всегда существует вопрос - а с какими личностными особенностями, с какой психической структурой люди идут в эту профессию? Психологов с тяжелыми психопатологиями также много.
Если психолог планирует заниматься психологическим консультированием/ терапией /психоанализом, то важно понимать, что психолог сможет потянуть только тех пациентов, которые менее здоровы, чем он. Даже если он имеет очень много разного психологического образования, повышений квалификации и др., то всё равно не сможет работать с более здоровыми людьми, чем он сам. В таком случае, если у психолога есть расстройство личности (например, ПРЛ, БАР, ШАР и т.д.), если психолог имеет пограничный или психотический уровень психического функционирования, диапазон возможностей в его работе сильно сокращается.
Более того, не стоит забывать про бессознательные процессы, к психологу имеющему какое-либо расстройство, вероятнее всего, будут приходить люди с соответствующими влечениями, с похожим травматическим опытом. Это может облегчить процессы понимания клиента и его проблем, но лишь в том случае, если психолог сам прошел достаточное кол-во часов личного анализа/терапии. Если говорить про пограничных личностей, то терапия этих людей занимает годы - примерно 5 лет регулярных еженедельных встреч. Таким образом, пограничный психолог должен пройти не менее ~250 часов индивидуальной терапии.
Например, пограничные люди склонны вступать в отношения с другими пограничными людьми или с нарциссическими партнерами и есть очень высокая вероятность, что такой клиент выберет себе пограничного или нарциссического психолога, в случае, если специалист "не проработан", то это может превратиться в череду кратковременных отношений, насыщенных эмоциями. Такой пациент приходит научиться выстраивать отношения по-другому, повторяя прошлый опыт с нами, как специалистами, в кабинете. И этот опыт должен стать другим, но опыт отношений не сможет стать другим, если специалист "не проработан". Это невозможно, но почему?
Потому что психолог должен выполнять альфа-функцию для пациента, осуществлять процессы контейнирования (про который писал У. Бион), и для этого психика специалиста должна быть более здоровая нежели, чем у клиента, чтобы выдержать и переработать направляющиеся на него аффективные потоки. Мы должны быть способны перерабатывать бета-элементы (разрозненные непереносимые аффективные фрагменты), переваривать их внутри нашего психического аппарата и обликать их в слова и эти слова говорить пациенту.
Для клиентов с тяжелыми психопатологиями важно развить недостаточную способность к ментализации (концепция Бейтмана и Фонаги). Предполагается, что специалист к этому способен в существенно большей степени, чем пациент (пациент научается через наши интервенции и интерпретации, как психолога). То есть это предполагает, что если пограничность у специалиста есть, то он когда-то сумел ее преодолеть и эту способность развить.
Если психолог занят в сфере нейропсихологии, когнитивной коррекции (реабилитация людей после инсультов, черепно-мозговых травм и т.д.), тогда уровень его психического функционирования может иметь немного меньшее значение. Но всё-таки нельзя сказать, что в этой сфере психическое здоровье специалиста совсем не важно.
В соц.сетях временами встречаются различные блоги пограничных психологов. И некоторые из них любят посвящать свой блог, например, дискредитации нарциссов, писать посты на темы типа «как уйти от нарцисса», «как не стать жертвой абьюзера», приравнивают по смыслу понятия «нарцисс» и «абьюзер» и др. Вероятно, они и не подозревают, что сами относятся к тому типу, который так усердно демонизируют. Да, эти психологи работают, но, судя по постоянной рекламе их услуг и непрерывному набору новых клиентов, вероятно, что долго у них в терапии никто не задерживается, что неудивительно.
Поэтому, если специалист имеет тяжелую психопатологию он должен осознавать свою психопатологию. Но, осознания самого по себе недостаточно, оно ничего не меняет. В случае, если психолог с тяжелой психопатологией не прошел достаточного кол-ва своего анализа/терапии есть большая вероятность, что такой специалист помимо того, что может быть не эффективным или даже "вредным", просто не сможет работать в этой сфере - выгорит, не выдержит людей.
Автор: Щадилова Дарья Михайловна
Психолог, Психоанализ Гештальт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru