UPD от 4 октября: В локализованном переводе название фильма звучит как "Великая"
***
“Ли” – это биографическая драма, рассказывающая о деятельности фотокорреспондента Элизабет “Ли” Миллер. В 19 лет она стала очень знаменита в США, как девушка с обложки журнала Vogue. Но ей быстро наскучило позировать, она захотела оказаться по другую сторону объектива, поэтому покинула США ради Парижа, где отыскала Мана Рэя и стала его ученицей, любовницей и музой.
Ман Рэй (Эммануэль Радницкий) – это художник-визуалист-авангардист, фэшн-фотограф, портретист, наиболее известен своими новаторскими работами в области фотографии. Его любовь к Ли Миллер, которая была младше него на 17 лет, едва не довела его до безумия и вдохновила на некоторые из его самых известных работ.
Их роман закончился, когда Ли вернулась в США, чтобы открыть собственную фотостудию.Тем не менее, она и Ман Рэй остались друзьями.
Первый раз это имя я услышала в антиутопическом триллере “Падение империи” (Civil War) режиссёра Алекса Гарленда. Героиня Кирстен Данст Ли Смит в одной из сцен сказала юной фотографу Джесси Коллин, что её назвали в честь Ли Миллер. Эти две девушки у Гарленда в некотором роде стали данью уважения одной из величайших военкоров США. В образах Смит и Коллин были самоотверженность, преданность профессии и бесстрашие, а ещё запредельное безумие, которое нейтрализует страх, от чего они, закрывая глаза на опасность, ставят на первое место донесение правды обществу.
Режиссёром драмы является Эллен Кёрас (Ellen Kuras), а главную роль исполнила Кейт Уинслет. Кёрас – прежде всего оператор, причём признанный. Она является членом Американского общества кинооператоров (ASC) с 1999 года, в 2022 году она стала первой женщиной-оператором, получившей почётную награду за заслуги Lifetime Achievement Award. Кёрас – трёхкратная обладательница премии за лучшую операторскую работу на кинофестивале Sundance (драмы "Обморок" (1992), "Анджела" (1995), "Персональное ускорение" (2002). Из самых известных проектов, где она была оператором можно назвать “Вечное сияние чистого разума”, “Кофе и сигареты”, “Фран Лебовитц. Ораторское искусство” Мартина Скорсезе, “Анализируй то” с Робертом Де Ниро, “Кокаин” с Джонни Деппом и Пенелопой Крус.
Как режиссёр Эллен Кёрас работает на телевидении, снимая эпизоды для сериалов в составе группы других режиссёров (например, “Академия “Амбрелла”, “Озарк” и “Изобретая Анну”). Биографическую драму “Ли” можно считать её первым самостоятельным художественным полнометражным проектом. До неё был полнометражный документальный фильм 2008 года “Предательство” (The Betrayal – Nerakhoon). Но в нём она работала в паре с другим режиссёром.
Концепция биографической драмы
Биографическая драма “Ли” имеет хорошую концепцию. Он построен как попытка Энтони Пенроуза (в исполнении Джоша О’Коннора), сына Элизабет Миллер, понять и простить свою знаменитую и отстранённую мать. Сама Ли не верила, что у неё будут дети и что она сможет стать хорошей матерью (более того, врачи говорили ей, что она бесплодна), а Энтони потом всю жизнь считал, что именно он был виноват в том, что мать держала между ними расстояние. Энтони – единственный сын Ли Миллер, которого она родила в 40 лет. Она уделяла ему мало времени, страдая от депрессии и алкоголизма.
Его воспитывала няня, и первые его воспоминания связаны именно с ней. Ли много путешествовала, потому забота о ребёнке была поручена другому человеку. Как говорит Энтони, у Ли “просто не было нормального материнского инстинкта”. Он не имел в виду, что она была недоброй, просто она была рассеянной и занятой только своими делами. И своих родителей он потом называл по именам.
В реальной жизни Энтони Пенроуз называл одним из очень больших достижений своей матери самостоятельное излечение от алкоголизма. Она добилась в этом прогресса, вернулась к трезвой жизни и заново открыла себя как кулинар-гурман.
Фильм начинается с того, что молодой человек собирается взять интервью у Ли Миллер – и зрителю сразу не говорится, кто именно этот молодой человек. Это 1977 год, они находятся в доме Фарлис в Восточном Суссексе, где, как сообщает биография, именно в этом году умерла Ли Миллер.
Ли не хочет вдаваться в подробности о своей работе, она не хочет рассказывать о себе никакие истории, но в итоге то ли в шутку, то ли серьёзно предлагает “сделку” – пусть интервьюер тоже расскажет свои истории.
При жизни Ли Миллер успешно убеждала всех, что она не сделала ничего, о чём стоило бы говорить. Её сын Энтони говорит, что каждый раз, отвечая на вопрос о работе военным корреспондентом журнала Vogue, она говорила, что почти ничего не делала, это неимело никакого значения, а все материалы уничтожены. Вместоэтого она рассказывала о Пикассо, Мане Рэе и Париже 30-х годов.
В финале Ли показывает Энтони памятную коробку с локоном волос ребёнка после первой стрижки, первую книжку, которую она ему читала, его первый рисунок – и становится понятно, что этот молодой человек её сын, а также становится понятно самому Энтони, что мать любила его так, как могла, большего она ему дать не могла: “Я не была хорошей матерью, но я пыталась”. Почему она не говорила ему об этом, Энтони ответа не получает. Он поворачивает голову в её сторону, но её уже нет в комнате, а есть лишь множество старых фото и негативы, то есть огромный архив, свидетельствующий о её работе.
Если вернуться на несколько минут назад в этой сцене, там есть момент, когда Энтони, держа в руках негатив, смотрит вперёд. Хотя напротив в этот момент всё ещё сидит Ли, всё же его взгляд направлен в сторону, словно в пустоту. Я не сразу это поняла, но после повторного просмотра, могу предположить, что Энтони вообще всё это время был один в комнате, он разбирал архив фотографий, по которым сложил понимание о работе его матери, что она работала фотокорреспондентом во времена Второй Мировой Войны. Она отправилась в Нормандию, где создала хронику работы полевых врачей, была в Париже, когда его освободили, со своим коллегой Дэви Шерманом из журнала Time ездила в Дахау и Бухенвальд, где они фотографировали последствия деятельности нацистов. То есть для Энтони она всю жизнь была загадкой, точного ответа он не получит, но теперь по крупицам у него есть понимание, кем была его мать и что она всё-таки его любила.
Предположение, что Энтони лишь представил свой разговор с матерью, может быть верно и потому, что титр в конце фильма сообщает, что он нашёл фотографии, спрятанные на чердаке, только после смерти Ли. Энтони оборачивается и смотрит на комнату, где все поверхности покрыты снимками, и это визуально воспроизводит финальный титр. По ним он смог получше с ней познакомиться.
А хранилось на чердаке 60 000 негативов и снимков. В итоге Энтони Пенроуз организовал в доме Фарлис в Восточном Суссексе музей и архив, посвящённый творчеству Ли Миллер и её мужа, английского художника-сюрреалиста Роланда Пенроуза.
Слабое место драмы
Несмотря на интересную концепцию, в общем фильм производит впечатление хаотично собранных сцен, которые в итоге просто перечисляют отдельные события из жизни. Без предварительного знакомства с личностью Ли Миллер, бывшей модели, которая стала фотокорреспондентом, мне было бы трудно ориентироваться в происходящем на экране. Конечно, её отвага и сила видны, это очевидно, что кинематограф увековечил ещё одну героическую женщину, отдавая должное талантливому человеку.
Мне кажется, что основной целью этого фильма была критика высшего руководства государства (любого, потому что критика универсальная), и она заключается в том, что руководители предпочитают скрывать правду, потому что им стыдно.
В фильме эта мысль озвучивается ближе к финалу, когда фоторепортаж Ли Миллер из лагерей смерти Дахау и Бухенвальд в 1945 году не был напечатан в новом выпуске журнала Vogue. Разгневанная Ли приехала в редакцию, где стала резать свои негативы, заявляя, что в них тогда нет смысла, всё равно их никто не увидит. Её подруга и редактор Одри Уитерс (в исполнении Андреа Райзборо) попыталась успокоить Ли, говоря, что она пыталась доказать министерству, что фото должны быть в номере. Но ей отказали, сказав, что людям нужен покой, им нужно жить дальше, а эти страшные снимки их расстроят.
Ли Миллер, немного успокоившись, рассказала Одри историю из прошлого, как её, семилетнюю, изнасиловал друг семьи. Матери Ли, когда она узнала об этом, было очень стыдно, и она просила дочь никому ничего не рассказывать. Открыв эту историю, Ли словно бы уравняла поведение министерства, правительства и других вышестоящих лиц и инстанций с поведением своей матери, которая предпочла сделать вид, что ничего не было, хотя, на самом деле, страшное произошло. “Это происходит постоянно, а им это сходит с рук”. Министерство, которое запретило показать фото из лагерей, по сути, от стыда, что такое вообще возможно. То есть это не забота о настроении читателей, а низкая попытка скрыть свои грехи, трусливое умалчивание. Этот эпизод получился эмоциональным и впечатляющим, каких не хватало всему фильму.
Более глубокого и живого портрета Элизабет “Ли” Миллер не даётся, хотя фильм и назван её именем. Она была моделью, журналистом, фотографом, подругой, женой и матерью (пусть и отстранённой). Но фильм показывает лишь её поездки на войну, а на войне – бессердечие, бомбёжки и стрельба. Она вернулась с войны разочарованной и писала своему мужу: “Спокойствие в мире жуликов, у кого нет ни чести, ни совести, ни стыда – это не то, за что мы боролись” (Peace with a world of crooks who have no honour, no integrity and no shame is not what anyone fought for).
Если, согласно драме, Энтони Пенроуз открыл для себя успокоительную правду, что мать всё-таки его любила, то зрителю деталей об этой личности дано мало.