- Дружба дружбой, но квартиру-то зачем ради нее продавать?
- У них безвыходное положение...
- Потом, если такими темпами пойдет, то безвыходное положение будет у тебя. Заодно и у меня.
Мама как что-то выкинет...
- Алисе, может, месяц жить осталось, а ты торгуешься ради квартиры! Какой ты бесчувственный, сынок. Моей, причем, квартиры!
- Посмотри на это беспристрастно, - призвал он, - Отметем сейчас все юридические проволочки, забудем про мои притязания. То, что я у тебя единственный сын, тоже ерунда. Давай конкретно. Ты выдержишь, прости, мам, но выдержишь ли на старости лет условия коммуналки? Это тебе ни в ванне часами позависать, плескаясь там, как русалка, ни с Мартой потрещать в 5 утра в прихожей, потому что ей не спится, и она заглянула на огонек. Это коммуналка! Это душ по расписанию, очереди в санузел и неизвестно какие соседи!
- Найдем приличную коммуналку, подороже...
- Нюанс жизни в коммуналке заключается не только в том, что тебе надо с соседями делить все удобства и вечером ходить на цыпочках, чтобы не разбудить никого, а и в том, что культурный аспирант Степа может завтра свою комнату продать, и в нее въедет барабанщик Виталик, который постоянно репетирует дома. Или безработный Коля, уважающий разнообразные настойки и караоке. И жизнь малиной не покажется.
- Напишу докладную - его выселят.
- Кто?? Он же собственник! Коммуналка - это такой жизненный этап, который хочется поскорее забыть. Послушай сына, который пожил в университетской общаге. А в общагах от образовательных учреждений хоть коменданты есть и какие-то порядки.
- Ты про удобства и неудобства, а я про человеческую жизнь. Алиса мне, как родная! Как ты для Светы!
- Побежала бы тетя Света ради меня квартиру продавать! Ага!
- У них нет жилья...
- То-то же, и продавать нечего.
- Но, если бы все было наоборот, Света для тебя бы ничего не пожалела.
- Удобно ничего не жалеть, когда ничего и нет!
У мамы бзик на этой дружбе.
Светочка то, Светочка се, Алиса та, Алиса се. А Денис на этом празднике сбоку припека. Хоть и сын.
- Со Светой я переживала самые кошмарные времена в нашей жизни. В твоей, кстати, тоже. Что от нее муж ушел, что от меня. Твой папаша! Квартиру пополам с ней снимали, за вами с Алисой приглядывали вместе. Я - на завод, Света, не поспав нисколько, - с вами сидеть. Вечером моя смена закончится, а она - в ночь. Так и менялись. Спать хотелось постоянно. Я засыпала в троллейбусах, в электричках, даже у станка засыпала. Потом...
- Потом ты купила квартиру, а Света до сих пор снимает. Я помню.
- Да, но справились мы тогда только благодаря друг другу! Света - не случайная соседка. Света мне, как сестра...
Дружили и дружили.
Но тут у них грянуло несчастье.
Рак.
- Позволишь сказать прямо? Без обиняков и прикрас? - спросил Денис, - Врачи сказали, что Алиса обречена.
- За деньги все сделают, вылетим в Германию или еще куда...
- И это сопоставимо с твоей квартирой?
- Нет. В разы больше. Но Света уже набрала кредитов. Немного фонд помог. Насобираем... Это Алиса! Денька, это все для Алисы! Она и для тебя не абы кто, а подруга детства. Не будь бесчувственным. Такое квартирами не измеряется.
Видел ли сам в себе Денис подлеца? Да. Ему было неприятно отговаривать маму от доброго поступка, но мама с этой добротой может оказаться на Казанском вокзале!
***
Денис сам над собой посмеялся, когда приехал осматривать комнатку неподалеку от вокзала. К сожалению, даже не у Казанского, а далеко за пределами МКАД. В отсырелой коммуналке. На первом этаже.
- Ну, на что наскребла... - развела руками мама, поставив чемодан на выпуклый монитор от компьютера, который здесь на полу стоял, видимо, еще с незапамятных времен.
Вид, как снаружи, так и внутри, потрясающий. Смотришь и тебя трясет.
- Поэтому ты меня на просмотр заранее и не приглашала?
- Ты бы меня, наверное, похитил и запер дома, если бы это увидел, - шутка получилась отчаянной.
- Не то слово...
- Но я не жалею, что отважилась на это. Я хоть попыталась ее спасти...
С этим расселением не торопились. Потому что люди, купившие у них квартиру, еще со своей не выехали, а мама не выезжала со своей, все откладывала переезд в комнату, и, когда собралась, Алисы уже не было. Как получили деньги с квартиры, так она и улетела вместе с тетей Светой. Алиса операцию перенесла хорошо, а по пути в аэропорт ей резко поплохело... Она не выжила.
К жене Денис приехал мрачный, как туча.
- Как мамино жилье? - спросила Лика.
- Как в склепе. Темно, промозглая сырость и привидения вокруг.
- Аж до такой степени?
- Ты даже не представляешь...
Лика подогрела мужу запеканку.
Ирина в своем новом доме, что трудно, конечно, назвать домом, поставила на плиту ковшик с молоком. Она всегда кипятила молоко. Постояла на кухне. Вид из окна кухне еще более удручающий, чем из окна ее комнаты, - на мусорные баки, которые кто-то умный поставил почти впритык к дому. Поэтому Ира юркнула в комнату, а молоко убежало...
- Бабуль! Бабуль!! - рычала соседка, - Ты нам всю плиту залила!! Откуда тебя такую сюда занесло? Что молоко вскипятить не умеешь!
Это панибратское обращение "бабуль" прошлось по ее самооценке. Ира еще не видела в отражениях бабулю...
- Сейчас приберу, - она стала тереть плиту бумажными салфетками. Ничем другим еще не обзавелась.
- Совсем того, - пробубнила соседка, - Кто так моет...
Но это цветочки.
К той соседке, что накричала сегодня из-за плиты, приходил бывший сожитель... И начинал ломиться в квартиру. Он мог заявиться поздним вечером или уже под утро, когда заканчивался их фуршет в гараже. Долбился в дверь. Мог что-то бросить в окна, благо там стояли решетки, но Ирина все опасалась, что он подпалит квартиру...
Это не квартира, а русская рулетка!
Риелтор, что вел сделку, посмотрел на Ирину, как на безумную, когда она к нему приехала в офис:
- Женщина, вы от меня-то чего добиваетесь? Комната или квартира, как зубная щетка, обмену и возврату не подлежит. Видели глазоньки, что ручки брали. Я вам неоднократно говорил: квартира неблагополучная. Советовал присмотреться к комнате в 4 микрорайоне. Вы не захотели доплачивать. Чего добиваетесь? Если вам нужны услуги риелтора, то я к вашим услугам. Извините за тавтологию.
- Но что я куплю вместо это комнаты? Такой же рассадник? Еще вам за услуги заплатить... И шило на мыло поменять.
- Сочувствую. Но это все, что я могу вам предложить. Или копите.
Оплошала...
Ира подумывала поехать к сыну. Однако не только он не оценил ее благородный порыв. Невестка тоже не плясала от радости, когда свекровь квартиру продавала.
- Она просится у нас пожить... - сказал Денис после маминого звонка.
- День, надолго?
- На неопределенный срок. Как подсобирает на нормальную комнату.
- То есть, навсегда, - заключила Лика.
И ответ был прост: нет!
- Но это все-таки мама моя...
- День, и что? И что, скажи мне? Ты знал, что это паршивая идея - продать свою единственную квартиру! Я знала, что это паршивая идея. Подойди вон к прохожему на улице и спроси у него, и даже он тебе ответит, что это паршивая идея! Не для того мои родители покупали это жилье, чтобы я до седых волос со свекровью жила. Мне его и покупали именно для того, чтобы я никогда не жила со свекровями или еще с кем, - ответила Лика, - Свой угол у Ирины имеется. Не бомжует. Она знала, на что шла.
- Угу, ни одно доброе дело не остается безнаказанным... Лик, всего на месяц! Я тебе вот всем, чем захочешь, поклянусь, что это всего на месяц. Потом мама придумает что-то с жильем. Ну, на два месяца!
- Хороши же из вас благотворители, - огрызнулась Лика, - Напомогали вы, в частности - Ирина, а разгребать мне?
- Да мама же, как мышка, ты ее тут и не заметишь.
Назавтра коридор был заставлен поклажей Ирины.
Сумки в комнате она почти не разбирала, кроме самого необходимого, жила на чемоданах, будто вот-вот придется срываться с места, и сейчас все готовенькое перетащила к сыну в дом.
- Чувствуй себя, как дома, - поприветствовал ее Денис.
Лика уже учесала на работу. Она такая, очень деятельная, привыкла вставать рано и куда-то спешить. Если не пораньше на работу, чтобы вчерашние дела доделывать (а брала она на себя и работу коллег за дополнительную ставку), то в фитнес-зал или к косметологу, или еще куда-то. Лика деятельная. Но сегодня она торопилась покинуть собственную квартиру, потому что боялась показаться неприветливой перед свекровью. Настроение со вчерашнего дня не улучшилось. Лика предчувствовала, что Ирина к ним надолго.
Вокруг бурлила жизнь, а на сердце была вьюга.
Еще с мужем наверняка разругаются...
А Ирина осваивалась.
- Как я по отдельному жилью соскучилась, - она облюбовала кресло у окна, - Эта коммуналка - сущий ад.
- Я говорил...
Тут она посерьезнела.
- Знаю, что говорил, и понимаю, что ты был во всем прав. Но, если и сейчас все вернуть, я не поступила бы иначе.
- Как тетя Света? Хоть звонит тебе?
- Она дочь похоронила. И, как я уехала за МКАД, так нам труднее стало добираться друг до друга, поэтому меньше общаемся...
- То есть, не звонит?
- Изредка.
- Что будешь делать с комнатой?
- Не поняла. Что с ней надо делать-то?
- Ну, продавать и брать кредит?
- День, я уже ходила в банк. Кто мне его оформит, если у меня доход меньше, чем платеж по нему?
- На большой срок...
- Для большого срока возраст не походит... - она поняла, к чему намек, - Я у вас просто отдохну, приду в себя, наберусь сил и вернусь туда, в коммуналку, которую, наверное, заслужила за свою доброту.
Денис все передал Лике, и девушка хорошо сориентировалась:
- Полагаю, твое "мама что-то придумает" ловким движением руки превращается в "мы что-то придумаем"?
У него глаз дергался.
- Мне тоже все это не нравится! Я был всеми руками "против"! Но что сделано, то сделано. Мама же не для себя, она Алисе жизнь спасала. Я возьму миллион и понемногу буду отдавать.
- Отдавать? А с чьих денег? С нашего общего бюджета, в который я и свои деньги вкладываю?
- Лик, мама уже знает, как она оплошала! Но она не поступила бы иначе, даже если бы этот выбор снова стоял перед ней. Не поступила бы. Не такой она человек. Это я согласен был перешагнуть через Алису ради денег. А мама добрая.
- Ну, и плати! Отныне у нас раздельный бюджет. Я не собираюсь расплачиваться за ваше благородство.
- Что, выделишь мне отдельную полочку в холодильнике, чтобы мы, обездоленные, все закредитованные, твои продукты не брали? - ехидно спросил Денис.
Дома он не ночевал - пошел к другу.
Ирина неловко переминалась с ноги на ногу, не зная, где ей лечь.
- Ложитесь на раскладушку. Сейчас я ее достану, - предложила Лика.
- Мерси.
- Да всегда пожалуйста.
Лика обдумывала все, что произошло - будь это ее мама, она взяла бы кредит? Будь это ее дочь, она хотела бы, чтобы кто-то попытался ей помочь?
Когда Денис пришел извиняться, она сама потянулась к нему:
- Придумаем что-нибудь.
- Мама может пока у Светланы пожить. А я подработок наберу, чтобы деньги из семьи не вытаскивать. Прости. Твои родители нас жильем обеспечили, а я будто отбираю у тебя деньги... Так некрасиво это все.
С комнатой все затянулось. Пока продавали, пока кредит брали, пока другая, подходящая, появилась... Денис заговорил вообще не про комнату, а про студию, но мама отмела эту идею. Она съездила в ту квартиру, где они собирались покупать, и ее все вполне устроило.
Хотела немного пожить у Светы, пока там ремонт, а то стеснила детей уж дальше некуда, а Света уехала из города. Ей у моря домик какой-то достался, еще в права не вступила, но заехать уже можно, там никто не живет, и она умчалась, не спросив, как дела у Иры.