- Пятые ключи за месяц теряешь, Митя, - отчитывала ребенка Елена, понимая, что терпение если не на пределе, то уже близко к нему.
- Ну чего ты начинаешь, они стоят сто рублей, - тут же кинулась защищать любимого внука бабушка. – И вообще, чего ты его отчитываешь, ты не мать, чтобы воспитывать его тут.
Лена стиснула зубы. Стоило свекрови появиться у них в гостях «на недельку», как поведение пасынка, и без того неидеальное, падало на уровень ниже плинтуса.
- Значит так, он живет в моей квартире, а пока Игорь без работы – еще и на мои деньги. И раз не проявляет должной внимательности к важным вещам – будет слушать мои нотации вне зависимости от того, нравится это вам или нет. Если не научится следить за вещами из соображений безопасности, сделает это, чтобы не выслушивать лекции.
Муж, как обычно в присутствии матери, молчал. Хотя наедине высказывал Лене о том, что все она правильно делает. Да и Митя, сын Игоря от первого брака, в целом понимал, что пока живешь в доме чужого человека, придется следовать его правилам. Тем более, что ничего сверхъестественного Лена не требовала: убрать за собой бардак, помыть тарелку после еды и не топтаться в обуви по комнатам. С этими задачами можно справиться и в семь лет, а Митьке, на секундочку, двенадцать.
По шкафам у пасынка Лена никогда не рылась, за оценки не отчитывала (для этого у него как раз-таки есть отец, который обязан за успеваемостью следить), а вот в вопросах поддержания порядка и личной гигиены у нее было полное право ставить условия. Потому что если в этом вопросе положиться на мужа – Митя будет ходить в одних носках неделю, а Лене такое соседство вот вообще не в радость. Она, в конце концов, с парнем за одним столом сидит, так что душ минимум раз в два дня и смена белья каждый день – одно из обязательных условий проживания на ее территории. Касалось это, кстати, всех.
- Лен, я правда не знаю, куда они делись. Мы на площадке играли с ребятами, потом по домам пошли и вот… - мальчик виновато пожал плечами.
- На площадке ключи искал?
- Ой! – ребенок хлопнул себя ладонью по лбу и с воплем. – Я сейчас! – кинулся было к входной двери.
- Митенька, стой, - спохватилась бабушка. Но было поздно – ребенок уже выскочил за дверь. – Вот что ты творишь, Лена?! Выгоняешь мальчика на ночь глядя одного неизвестно куда?! Сдались тебе эти ключи.
- Во-первых, сейчас только пять вечера, темнеть начнет только через полтора часа. Во-вторых, площадка, о которой идет речь, находится на территории нашего, между прочим, охраняемого ЖК в двух минутах ходьбы от дома. В-третьих, детям без сопровождения запрещено находиться на улице до десяти лет. Это, между прочим, действующее законодательство считает, что ребенок двенадцати лет без каких-либо отклонений может в дневное время дойти из пункта А в пункт Б без сопровождения, - привычно оттарабанила Елена.
- Игорек, ну ты-то скажи хоть что-нибудь! Митенька ведь твой сын, а ты позволяешь своей жене так с ним обращаться.
Игорек что-то невразумительно пробурчал, после чего скрылся за дверью санузла. Елена снова с трудом подавила тяжелый вздох. Она считала дни до отъезда свекрови надеясь, что именно тогда все вернется на круги своя.
Прошло полчаса и дверь открылась. На пороге стоял Митя, сжимая, как самый важный в жизни трофей, те самые потерянные ключи.
- Я их выронил под турником! – оповестил мальчик мать и бабушку.
- Молодец, что нашел. В следующий раз, если заметишь, что выронил – сразу пройдись по тем местам, где побывал, - ответила пасынку Елена. После чего посчитала инцидент исчерпанным и отправилась на кухню, готовить ужин. Не прошло и минуты, как компанию ей составила свекровь.
- Учишь все чужого ребенка, учишь. Нотации ему читаешь, советы даешь. А сама бы хоть внуком, хоть внучкой свекровь порадовала.
***
Елена привычно абстрагировалась от монотонной речи свекрови и продолжила крошить салат. Этой женщине бесполезно объяснять, что в их текущей ситуации рожать еще одного ребенка – это все равно, что добровольно пустить лодку семейной жизни ко дну. И на дне этом не ждет ничего, кроме нищеты и беспросветной тоски. Игорь уже второй месяц без работы, вроде как нашлось что-то подходящее, но ясно будет только через пару недель, возьмут его, или нет. Даже когда он работал, денег их семье из трех человек хватало впритык.
При этом живут они втроем в двухкомнатной квартире, которую «двухкомнатной» можно назвать очень, очень условно. Потому что когда одна комната едва достигает одиннадцати квадратных метров, а во вторую так и вовсе помещаются только кровать, компьютерный стол и комод – это весьма спорных «две комнаты». До брака с Игорем этой жилплощади Лене хватало с лихвой. Но вот когда к ней переехал мужчина с ребенком – оказалось, что они практически живут друг у друга на головах.
Куда им деть ребенка? В комнату, где они с Игорем вдвоем с трудом могут разойтись? Нет, если выкинуть огромный шкаф-купе, то как раз появится место для детской коляски, вот только где в таком случае им всем хранить вещи? А когда ребенок подрастет, куда его? На раскладной диван к Мите? Да, к тому времени парень может вырасти и уехать учиться, а если нет? Вот поступит он после одиннадцатого класса на заочку, найдет какую-нибудь работу в родном городе и скажет Елене, мол, так и так, дорогая мачеха, мне бы до конца учебы тут перекантоваться, а то учиться, работать, да еще и съемное жилье оплачивать будет очень уж тяжело. Что она, откажет сыну мужа? Маловероятно.
В дверь раздался звонок. На пороге стояла Лидия – первая жена Игоря. Стоило свекрови увидеть, кто пришел, как она с радостными воплями кинулась с Лидой обниматься, при этом украдкой поглядывая на Елену. Та лишь привычно закатила глаза. Этот концерт она видела уже неоднократно, но не понимала, на какой эффект рассчитывала свекровь. Что Елена поверит, будто бы женщина просто обожает бывшую невестку? Да поверила бы она, если бы не общалась периодически с Лидой и не знала бы, какое отношение демонстрировала свекровь по отношению к прошлой невестке во время брака. Неслучайно Лида с Игорем развелась и ушла буквально в никуда, предпочтя оставить Митю под опекой мужа и выплачивая тому довольно неплохие алименты.
- Привет, Лен. Я к Митьке на минутку. Меня со съемной выставили неожиданно – к хозяину родственники приехали, он меня и бортанул.
- Деньги хоть вернули?
- Конечно, вернули. Это старые знакомые, да у нас и был уговор, что могут попросить уехать одним днем. Просто мне на вахту через пять дней уезжать и я подумала, может, чем квартиру снимать чисто ради хранения вещей, я их к вам в гараж сгружу пока? Тысяч десять за хранение подкину потом, как вернусь.
- Да успокойся, мне не внапряг. Лучше Митьке потом на эти десять тысяч принтер купи – наш накрылся как-то совсем невовремя, а ему в школу постоянно что-то распечатывать надо.
- Договорились, - улыбнулась Лида. – И уже собралась было выйти на лестничную клетку, как в прихожей возникла свекровь, чуть ли не за ворот тащившая за собой упирающегося Игоря.
- Нет, сын, ты пойдешь и скажешь ей это в лицо! Прямо сейчас! Прямо при мне, чтобы все слышали! Будь, наконец-то, мужиком.
- Мама, я тебе уже много раз говорил – не собираюсь я влезать в ваши женские разборки, сами там как-нибудь разберитесь, - мямлил Игорь. И совсем тихо добавил. – Если я это скажу, будет все еще хуже, поверь.
- Нет, говори.
- Ну хорошо, если ты настаиваешь, - Игорь пожал плечами. Лида переводила непонимающий взгляд с бывшей свекрови на бывшего же мужа. Лена же чувствовала, что сейчас набирает обороты какая-то интрига. Учитывая, как заводила свекровь разговоры о том, чтобы Игорь вернулся к Лиде – их ждет что-то интересное. Самой Лиде при этом подобное не особо-то и нужно было, но кто ее спрашивал.
- Дорогая, мою бывшую жену выгнали из дома, поэтому она пару месяцев поживет здесь, - заявил муж, оттарабанив заготовленную фразу машинально и как-то монотонно. Смотрел он при этом в пол.
- Ну что же, раз пошла такая гулянка… Дорогая моя свекровь. Вы со своими идеями лезете в мою жизнь и в мой, между прочим, дом. Я не Лида, которая вынуждена была жить с вами на вашей территории, терпеть подобного не буду. Неоднократно предупреждала и намекала, но до вас, похоже, все никак не доходит, поэтому повторяю один-единственный раз: вон из моего дома. Сюда вы больше не зайдете, не вползете, не влетите и не телепортируетесь. Все свидания с сыном и внуком теперь проходят у вас, дорогу к вашей квартире они помнят. А теперь обулась, курточку накинула – и марш на выход.
- Я же говорил, все еще хуже будет, - пожал плечами Игорь. И, ужом проскользнув мимо матери в коридор, скрылся в комнате.
- Да как ты сме… - начала было свекровь, но Елена уже подхватила женщину под локоток и проводила к обувнице.
- Сапожки надевайте, а то сейчас в подъезд босиком выкину. Смею. Потому что это моя квартира и я здесь хозяйка. А вам права голоса вообще не давали. Обулись? Ну и отлично, до свидания, захлопнув дверь за свекровью, Елена услышала аплодисменты. Исходили они сразу от двух людей – Лиды, которая все еще стояла в коридоре и, что удивительно, Мити. Странно, она раньше не замечала, чтобы мальчику не нравилось присутствие бабушки рядом. Впрочем, она не особо-то и обращала внимание на их взаимоотношения. – Так, все, Лид, извини за заминку, пошли в гараж вещи твои складывать.
- Ничего-ничего, ты только что позволила мне увидеть мечту всей жизни. Все думала, когда же кто-нибудь мою бывшую свекровь на место поставит. Игорь-то, сама понимаешь…
- Понимаю, - улыбнулась Елена. В принципе, если отбросить все эмоции и обиду из-за того, что муж ее не защищает перед матерью, то она выбрала его как раз-таки из-за мягкого характера и нежелания ввязываться в споры. Вполне логично, что в комплекте с удобными сторонами такого характера шли и неудобные. Но для нее это не проблема, особенно в текущих обстоятельствах.
В подъезде свекрови уже не было. Вот и хорошо. Значит, до нее все-таки дошло, что вторая невестка – это вам не плюшевая зайка, а вполне себе живая: на вид как игрушка, а на деле – на каждой лапе по десятисантиметровым когтям, да и зубы такие, что некоторые хищники позавидуют. Дошло поздно, но тем лучше для Елены – теперь она избавлена от присутствия вздорной женщины в своей квартире с гарантией и на постоянной основе.
***
Так и случилось. Свекровь больше в гости не приходила, да и в остальном жизнь стала налаживаться. Игоря все-таки взяли на ту работу, куда он хотел устроиться и уже через полгода мужчина пошел на повышение. И даже предложил жене взять ипотеку на трехкомнатную квартиру с расчетом на будущего малыша.
Добрачное жилье Елены молодые решили сдавать. И квартирант нашелся сразу – постоянно мотающаяся на вахты Лида оказалась в восторге от маленьких комнат, на уборку которых практически не тратится драгоценное время. А благодаря официально заключенному договору о съеме у женщины появилась возможность пересмотреть правила опеки над Митей и теперь подросток на законных основаниях жил на два дома без нужды менять школу и круг общения при смене квартиры. С бабушкой он, кстати, предпочитал не видеться.
- Надоела она мне. Постоянно в рюкзаке шарилась, говорила, запрещенное ищет, а на деле вещи перекладывала. И нудела над ухом, что мама и ты плохие. Говорила, что любит меня, а на деле даже тебе иногда рассказать можно было, как в школе дела и совета спросить, а ей вообще на меня наплевать.
Что же, тут Митя оказался прав. Ведь свекровь даже не делала попыток связаться с «любимым» внуком. Видимо, приходила в гости только чтобы попить крови у невестки. Да только из Елены так себе донор, как оказалось. А ведь казалась поначалу свекрови такой хорошей, тихой и милой женщиной… В тихом омуте черти водятся!
---
Автор: Екатерина Погорелова