Найти в Дзене
Profi Performance

Революция стиля: Кристиан Диор и радикальная женственность

FASHION & STYLE

«Это настоящая революция, дорогой Кристиан! Это фурор! Твои платья ни с чем несравнимы! (Your dresses have such a new look!)», — Кармел Сноу, бывший главный редактор американского издания «Harper's Bazaar», произнесла эти слова после дебютного показа мод Кристиана Диор в Париже 12 февраля 1947 года, и таким образом стиль New Look в одночасье стал нарицательным именем. Так родилась легенда — Диор создал эталон женской красоты и стал локомотивом французской fashion-индустрии. Его дизайны породили империю, которая до сих пор является образцом современного модного бизнеса.


Первая коллекция Кристиана Диор была созданa в соответствии с ностальгическими настроениями послевоенного общества и внесла свои коррективы в гардероб современной женщины того времени, способствуя отказу от аскетичных силуэтов, продиктованных Великой депрессией в пользу роскошных элегантных платьев. Диор представил образ радикальной женственности, воплощенный в расклешенных юбках и облегающих утонченных жакетах с выраженным бюстом, подчеркнутой талией и пышными бедрами. «Я хотел, чтобы мои платья были геометрически «выстроены», облегали линии женского тела, стилистически оформляли силуэт. Я подчеркнул талию, объем бедер, бюст. Чтобы придать контурам больше жесткости, я подбил практически все ткани перкалью или тафтой, возрождая давно забытую традицию», — писал кутюрье в своих мемуарах. Диор мгновенно вернул прекрасному полу желание нравится и привлекать внимание к своей красоте. Он не хотел создавать повседневную одежду, а
хотел воплотить мечту о старых добрых временах, когда женщины могли позволить себе быть экстравагантными и нарочито гламурными.


«То, что было объявлено новым стилем, было всего лишь подлинным, естественным выражением той моды, которую я хотел видеть. Так получилось, что мои личные склонности совпали с общим настроением того времени и, таким образом, стали модным девизом», — написал однажды Диор. Длинные подолы и пышные юбки, сшитые из нескольких ярдов ткани, были признаком отмены правительственных ограничений на расточительное использование тканей, а возвращение корсетов ознаменовало возвращение женщин из офисов, больниц и военных заводов — домой.


Скачок Диор на авансцену мировой моды не был само собой разумеющимся. Кристиан родился в 1905 году в Гранвиле, провинциальном прибрежном городке в регионе Нормандии во Франции, в семье отца-промышленника Мориса и матери-домохозяйки Мадлен Мартин. Морис Диор управлял группой химических компаний. Мать Диора, очарованная изысканными традициями буржуазии, была известна своими элегантными нарядами и приверженностью к красивому образу жизни, что отражалось в ее интерьерах и садах. Это сказалось и на ее пятерых детях, в частности на Кристиане, который любил садоводство и модные вечеринки, а также создавал костюмы для местных мероприятий и карнавалов. Но его часто описывали как угрюмого, неразговорчивого ребенка, склонного к одиночеству.


К моменту получения Диором высшего образования, семья переехала в Париж, и его родители изначально предполагали дипломатическую карьеру для сына после окончания Института политических наук. Но интересы Диора были связаны с искусством, в основном с архитектурой, музыкой, рисунком и живописью. В 1928 году вместе с другом-антикваром он открыл галерею, сотрудничая с такими художниками-авангардистами, как Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Пабло Пикассо и Ман Рэй. После того, как его семья потеряла свое состояние во время Великой депрессии, Диор освоил рисунок
одежды и начал продавать эскизы журналам и кутюрье, включая Жана Пату, Нину Риччи, Магги Руфф и Баленсиагу.

В 1938 году он был нанят Робером Пиге в качестве рисовальщика, сыграв роль в создании романтической моды, которая доминировала до Второй мировой войны. В 1941 году Диор присоединился к Люсьену Лелонгу, тогда ведущему французскому дому моды, где работал с Пьером Бальменом. Затем произошла случайная встреча с подругой детства и директором дома Philippe & Gaston, принадлежащего Марселю Буссаку, французскому текстильному магнату, известному как хлопковый король, который искал дизайнера, способного вдохнуть новую жизнь в бизнес. Но вернуть Philippe & Gaston былую славу так и не получилось. Тогда Диор предложил создать свой собственный модный дом, построенный на принципах роскоши и мастерства — предложение, которое вызвало интерес у Буссака. «После продолжительного застоя военных лет я поверил, что во всем
мире существует подлинное неудовлетворенное желание чего-то нового в моде», — писал Диор.


Диор был глубоко суеверным человеком. Прежде чем принять предложение Буссака, он посоветовался со своим мистиком, мадам Делахай, которая убедила его согласиться. Но ее одобрения было недостаточно. Благодаря Раймонде Зенакер, своей наставнице в Lelong, которая осталась его другом на всю жизнь, Диор добился встречи с «Этот дом произведет революцию в мире моды».

Буссак собрал 500 000 долларов на запуск бренда, а Диор поселился на авеню Монтень, 28. Стремясь освободить женщин от гнета военного времени и бесформенной одежды, Диор придумал способы подчеркнуть женскую красоту. Он был единственным парижским кутюрье, который лицензировал под своим именем аксессуары, парфюмы, меха, ювелирные украшения за рубежом. У него были представительства в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Англии и даже Сирии, и это лишь малая часть.

Его дизайны широко копировались и стали путеводной звездой для миллионов женщин по всему миру. После того, как в New Look появились подолы до щиколоток, во многих местах, где побывал Диор, включая Америку, начались протесты. «Я никогда не предполагал, какой взрывной силой будет обладать моя скромная формула в эпоху компромиссов и невмешательства», — сказал дизайнер — «Я создавал образ женщины-цветка с покатыми плечами, пышным бюстом, узкой талией и юбкой в виде распустившегося бутона».

Среди его знаменитых клиентов были герцогиня Виндзорская, Глория Свенсон, Марлен Дитрих и Заза Габор, а в его близком кругу общения были художники Жан Кокто, сэр Фрэнсис Роуз и Кристиан Берар, композиторы Дариус Мийо и Франсис Пуленк.

Безвременная кончина Кристиана Диора в 1957 году предвещала наступление другой эпохи, которая была одержима молодежным бунтарством, а не буржуазной изысканностью. К началу 60-х годов New Look практически исчез из коллекций дома Диор.

Однако его перерождение произошло в 90-е годы, когда волна молодых модельеров решила переосмыслить историю моды и адаптировать ее к своему времени. В наши дни на подиумах снова царит дух стиля New Look: Том Браун, Миучча Прада или Джей У.

Андерсон — одни из многих имен, которые недавно возродили фирменный стиль Диор. Символично, что New Look стал возвращением к традиционным представлениям о красоте, к воспеванию женской природы и ее сути, к искусству быть женщиной — легкой, хрупкой, загадочной, уверенной в себе, немного капризной, но получавшей удовольствие от жизни — а такие категории живут вечно.

Публикация из 13-го выпуска журнала Profi Performance
Публикация из 13-го выпуска журнала Profi Performance
Публикация из 13-го выпуска журнала Profi Performance
Публикация из 13-го выпуска журнала Profi Performance