Так как интеллектуальные паблики обленились настолько, что уже просто выкладывают СКРИНШОТЫ добродетелей Франклина, то это сподвигло меня внести нотку хоть какого-то живого разнообразия. Хочется просто сесть и немного обсудить прочитанные книги. В моём случае это «Моя автобиография. Совет молодому торговцу» Бенджамина Франклина и «Книга пяти колец» Миямото Мусаси.
Западный дипломат и восточный воин — мне показалось это интересным контрастом. Оба предлагают ряд жизненных правил. Давайте ознакомимся с ними и обсудим. Текст не претендует на глубокий анализ. Что-то подметил я, а что-то, возможно, подметите вы.
Добродетели Бенджамина Франклина
«Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями»
- Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
- Молчание. Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
- Порядок. Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
- Решительность. Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
- Бережливость. Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
- Трудолюбив. Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
- Искренность. Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
- Справедливость. Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
- Умеренность. Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
- Чистота. Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
- Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
- Целомудрие. Избегать вступать в половые сношения слишком часто, только для поддержания здоровья и продолжения рода, но никогда по слабости или когда это может повредить твоей или чужой репутации.
- Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.
Принципы Пути Миямото Мусаси
«Вот Путь для тех, кто желает изучать мою стратегию»
- Не допускайте неискренности в мыслях.
- Путь познаётся в тренировках.
- Глубокого входите в каждое действие.
- Изучайте Пути всех профессий.
- Различайте приобретение и потерю в мирских делах.
- Развивайте интуитивное понимание.
- Замечайте то, что трудно заметить.
- Обращайте внимание даже на пустяки.
- Не делайте ничего бесполезного.
«Доккодо»
«Доккодо», или «единственный верный Путь», — это духовное завещание, которое Мусаси оставил перед смертью. Можно сказать, что это расширенная версия его наставлений. В «Книге пяти колец» об этом не упоминалось, поэтому информация взята из Википедии.
- Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
- Не искать удовольствий плоти.
- Быть беспристрастным во всем.
- Убить в себе жадность.
- Никогда ни о чём не сожалеть.
- Не испытывать неуверенности в себе.
- Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
- Не испытывать грусти в разлуке.
- Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
- Никогда не иметь любовных влечений.
- Ничему не отдавать предпочтения.
- Никогда не искать для себя удобств.
- Никогда не искать способов ублажить себя.
- Никогда не владеть драгоценными вещами.
- Не поддаваться ложным верованиям.
- Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
- Посвятить всего себя истинному Пути.
- Не ведать страха смерти.
- Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
- Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
- Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.
Ищем сходства
Неоспоримо и наверняка можно сказать одно — трудолюбие. И я бы ещё добавил — целеустремлённость.
Говоря об искренности, стоит отметить, что, безусловно, Мусаси использовал тактические уловки в бою. Однако, я уверен, что он был абсолютно честен в своём стремлении уничтожить соперника и в том, что он преподавал свой Путь с искренней верой.
Оба порицают слабость сладострастия; говорят о воздержанности.
Решительность и спокойствие. Вот что про это говорил Мусаси: «Как в бою, так и в обычной жизни, вы должны быть спокойны, но в то же время исполнены решимости. В каждой ситуации действуйте без напряжения, но и не опрометчиво. Ваш дух должен быть уравновешенным и беспристрастным». В «Доккодо» вообще говорится об отсутствии сожаления, в то время когда Франклин подчёркивает, что переживать не стоит излишне или когда это бессмысленно.
Бережливость и отсутствие жадности тоже имеют общий принцип, хотя Мусаси говорит об этом в более радикальном ключе.
Для обоих молчание и слова имели своё значение. Из «Книги пяти колец»: «Кричите в соответствии с ситуацией. Голос обладает жизнью. С помощью голоса мы можем управлять огнём, ветром и волнами. Голос передаёт энергию».
И, пожалуй, можно найти общее в их религиозном мировоззрении. Оба признают существование высших сил, но Мусаси всё равно призывает надеяться на собственные, а Франклин находил некоторые религиозные догмы сомнительными.
Из автобиографии Франклина: «… я рано перестал посещать публичные собрания секты, сделав воскресенье днём занятий, я никогда не утрачивал некоторых религиозных принципов. Например, я никогда не сомневался в существовании Бога, в том, что Он создал мир и управляет им своим провидением, что Бог более всего любит делать добро людям, что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в будущей жизни».
Из «Книги пяти колец»: «Я много лет изучал Путь стратегии, называемый Нитэн Ити-рю, и теперь в первый раз собрался письменно изложить его основы. Я решил посвятить изложению первые десять дней десятого месяца двадцатого года Канэй (1645). С этой целью я поднялся на гору Хиго на острове Кюсю, чтобы воздать должное небесам, помолиться бодхисаттве Каннон и в благоговении преклониться перед Буддой».
А различия ?
Оба этих человека занимались разными видами деятельности. Один из них проявлял себя на дипломатическом поприще, а другой — на поле битвы. Разница между ними очевидна.
Я упомяну только про чистоту, так как это показалось мне интересным. По крайней мере, это актуально до тех пор, пока Мусаси был странствующим мастером (до 50 лет). Почитайте сами: «Стремясь к совершенству, Мусаси не щадил себя. Нередко голодный и бедно одетый, он путешествовал по всей Японии под дождём и снегом, не заводя семью и не занимаясь ничем, кроме своего искусства. Предание гласит, что он никогда не ходил в баню, боясь, что враги застигнут его врасплох без оружия, и поэтому вид у него всегда был неухоженный и свирепый».
Вывод
Я не буду делать сравнений, кто лучше, а кто хуже, потому что это не имеет значения. Каждая культура уникальна по-своему, и у каждой можно найти что-то полезное для себя и даже придумать что-то новое.
Как вы думаете, может ли современный человек найти и адаптировать что-то из этих принципов для достойной жизни в нынешнем мире ? Есть ли у вас собственный свод жизненных установок ?
Материал по теме:
Миямото Мусаси - Книга пяти колец
Бенджамин Франклин - Моя автобиография. Совет молодому торговцу