Найти тему
Роман Батраханов

Добродетели Бенджамина Франклина, принципы Пути Миямото Мусаси и «Доккодо»

Оглавление

Так как интеллектуальные паблики обленились настолько, что уже просто выкладывают СКРИНШОТЫ добродетелей Франклина, то это сподвигло меня внести нотку хоть какого-то живого разнообразия. Хочется просто сесть и немного обсудить прочитанные книги. В моём случае это «Моя автобиография. Совет молодому торговцу» Бенджамина Франклина и «Книга пяти колец» Миямото Мусаси.

Западный дипломат и восточный воин — мне показалось это интересным контрастом. Оба предлагают ряд жизненных правил. Давайте ознакомимся с ними и обсудим. Текст не претендует на глубокий анализ. Что-то подметил я, а что-то, возможно, подметите вы.

Добродетели Бенджамина Франклина

«Вот названия этих добродетелей с соответствующими наставлениями»

  1. Воздержание. Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание. Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок. Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
  4. Решительность. Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость. Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбив. Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность. Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость. Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность. Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота. Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие. Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие. Избегать вступать в половые сношения слишком часто, только для поддержания здоровья и продолжения рода, но никогда по слабости или когда это может повредить твоей или чужой репутации.
  13. Скромность. Подражать Иисусу и Сократу.

Принципы Пути Миямото Мусаси

«Вот Путь для тех, кто желает изучать мою стратегию»

  1. Не допускайте неискренности в мыслях.
  2. Путь познаётся в тренировках.
  3. Глубокого входите в каждое действие.
  4. Изучайте Пути всех профессий.
  5. Различайте приобретение и потерю в мирских делах.
  6. Развивайте интуитивное понимание.
  7. Замечайте то, что трудно заметить.
  8. Обращайте внимание даже на пустяки.
  9. Не делайте ничего бесполезного.

«Доккодо»

«Доккодо», или «единственный верный Путь», — это духовное завещание, которое Мусаси оставил перед смертью. Можно сказать, что это расширенная версия его наставлений. В «Книге пяти колец» об этом не упоминалось, поэтому информация взята из Википедии.

  1. Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
  2. Не искать удовольствий плоти.
  3. Быть беспристрастным во всем.
  4. Убить в себе жадность.
  5. Никогда ни о чём не сожалеть.
  6. Не испытывать неуверенности в себе.
  7. Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
  8. Не испытывать грусти в разлуке.
  9. Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
  10. Никогда не иметь любовных влечений.
  11. Ничему не отдавать предпочтения.
  12. Никогда не искать для себя удобств.
  13. Никогда не искать способов ублажить себя.
  14. Никогда не владеть драгоценными вещами.
  15. Не поддаваться ложным верованиям.
  16. Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
  17. Посвятить всего себя истинному Пути.
  18. Не ведать страха смерти.
  19. Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
  20. Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
  21. Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.
-2

Ищем сходства

Неоспоримо и наверняка можно сказать одно — трудолюбие. И я бы ещё добавил — целеустремлённость.

Говоря об искренности, стоит отметить, что, безусловно, Мусаси использовал тактические уловки в бою. Однако, я уверен, что он был абсолютно честен в своём стремлении уничтожить соперника и в том, что он преподавал свой Путь с искренней верой.

Оба порицают слабость сладострастия; говорят о воздержанности.

Решительность и спокойствие. Вот что про это говорил Мусаси: «Как в бою, так и в обычной жизни, вы должны быть спокойны, но в то же время исполнены решимости. В каждой ситуации действуйте без напряжения, но и не опрометчиво. Ваш дух должен быть уравновешенным и беспристрастным». В «Доккодо» вообще говорится об отсутствии сожаления, в то время когда Франклин подчёркивает, что переживать не стоит излишне или когда это бессмысленно.

Бережливость и отсутствие жадности тоже имеют общий принцип, хотя Мусаси говорит об этом в более радикальном ключе.

Для обоих молчание и слова имели своё значение. Из «Книги пяти колец»: «Кричите в соответствии с ситуацией. Голос обладает жизнью. С помощью голоса мы можем управлять огнём, ветром и волнами. Голос передаёт энергию».

И, пожалуй, можно найти общее в их религиозном мировоззрении. Оба признают существование высших сил, но Мусаси всё равно призывает надеяться на собственные, а Франклин находил некоторые религиозные догмы сомнительными.

Из автобиографии Франклина: «… я рано перестал посещать публичные собрания секты, сделав воскресенье днём занятий, я никогда не утрачивал некоторых религиозных принципов. Например, я никогда не сомневался в существовании Бога, в том, что Он создал мир и управляет им своим провидением, что Бог более всего любит делать добро людям, что наши души бессмертны и что все преступления будут наказаны, а добродетель вознаграждена здесь или в будущей жизни».

Из «Книги пяти колец»: «Я много лет изучал Путь стратегии, называемый Нитэн Ити-рю, и теперь в первый раз собрался письменно изложить его основы. Я решил посвятить изложению первые десять дней десятого месяца двадцатого года Канэй (1645). С этой целью я поднялся на гору Хиго на острове Кюсю, чтобы воздать должное небесам, помолиться бодхисаттве Каннон и в благоговении преклониться перед Буддой».

А различия ?

Оба этих человека занимались разными видами деятельности. Один из них проявлял себя на дипломатическом поприще, а другой — на поле битвы. Разница между ними очевидна.

Я упомяну только про чистоту, так как это показалось мне интересным. По крайней мере, это актуально до тех пор, пока Мусаси был странствующим мастером (до 50 лет). Почитайте сами: «Стремясь к совершенству, Мусаси не щадил себя. Нередко голодный и бедно одетый, он путешествовал по всей Японии под дождём и снегом, не заводя семью и не занимаясь ничем, кроме своего искусства. Предание гласит, что он никогда не ходил в баню, боясь, что враги застигнут его врасплох без оружия, и поэтому вид у него всегда был неухоженный и свирепый».

Вывод

Я не буду делать сравнений, кто лучше, а кто хуже, потому что это не имеет значения. Каждая культура уникальна по-своему, и у каждой можно найти что-то полезное для себя и даже придумать что-то новое.

Как вы думаете, может ли современный человек найти и адаптировать что-то из этих принципов для достойной жизни в нынешнем мире ? Есть ли у вас собственный свод жизненных установок ?

Материал по теме:

Миямото Мусаси - Книга пяти колец

Бенджамин Франклин - Моя автобиография. Совет молодому торговцу